Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование механизмов реализации ценовой политики, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности продукции (товаров) и экономики в целом.






Переход к системе взаимоувязанных цен внутреннего рынка осуществляется в соответствии с решениями, принимаемые органом, ответственным за реализацию ценовой политики (далее регулирующий орган). Регулирующий орган в процессе объединения обособленных сегментов цен в единую систему учитывает затраты на производство и прибыль в соответствии с установленным нормативом рентабельности.

Затраты на производство учитываются с учетом степени соответствия объема производства товаров (продукции и услуг) общественно необходимым потребностям в них (сбалансированности спроса и предложения), а также возможности и целесообразности обеспечения той или иной степени соответствия в предстоящем периоде.

Норматив рентабельности разрабатывается регулирующим органом для определения лимитов изменения цен.

Цены участников рынка формируются на основе затрат в соответствии с действующим порядком отнесения их на себестоимость продукции. Их уровень и динамика определяются рыночной конъюнктурой при условии соответствия лимитам регулирующего органа. Фактическая рентабельность является результатом ценовой конкуренции, обеспечивая изготовителям товаров и услуг дополнительный доход от более эффективного использования ресурсов. В этой части целесообразно установить нижнюю планку рентабельности, ограничивающую использование прибыли после уплаты налогов на выплату дивидендов.

В социально значимых отраслях (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, сельское хозяйство) возможно применение стимулирующих налоговых механизмов, административного регулирования цен на отдельные виды товаров и услуг, предоставление субсидий отдельным группам населения.

Система ценовой информации формируется как непрерывно обновляемая база данных о ценах предложения отечественных производителей всех видов товаров и услуг, а также импортеров, ввозящих товары на таможенную территорию Российской Федерации.

Система ценовой информацииобеспечивает:

· полноформатное включение производителей в конкурентную борьбу с целью выработки стратегии развития;

· возможность выбора потребителями товаров и услуг оптимальных производственных связей с целью минимизации затрат;

· прозрачность изменения стоимости товара по мере движения его по цепям технологической кооперации от сырья до конечного продукта.

Система ценовой информации позволяет субъектам рынка и органам исполнительной власти осуществлять мониторинг процессов в ценовой сфере для оперативного принятия мер, предотвращающих рост инфляции в связи с обострением дефицита отдельных товаров и услуг, а также вносить необходимые изменения в стратегию развития экономики страны и ее отдельных секторов для обеспечения стабильности национальной хозяйственной системы и повышения ее конкурентоспособности.

Недостатки и диспропорции в ценовой системе до сих пор являются значительным препятствием для экономического роста и развития России, а в условиях разразившегося кризиса они являются критичными для преодоления его последствий.

Внутреннее производство не обеспечивает удовлетворение объективно обусловленных потребностей населения и производства в потребительских товарах и товарах инвестиционного назначения. Сократившиеся возможности закупки этих товаров по импорту создают угрозу финансовой устойчивости государства и обострения социальной напряженности.

Увеличение объемов производства для полного удовлетворения потребности осложняется дополнительными затратами для замены изношенного оборудования и внедрения новых технологий. Объективные предпосылки повышения цен (потенциал отложенной инфляции) для наращивания производства отягощаются сокращением спроса со стороны населения и инвесторов.

В связи с этим требуется:

· осуществить комплекс мер по поддержанию и стимулированию роста производства за счет организации госзакупок товаров на зарезервированные средства в стабилизационных фондах;

· одновременно максимально ограничить рост цен за счет исключения лишних звеньев в цепи продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя;

· отказаться от практики перераспределения финансовых ресурсов в пользу отраслей экспортной ориентации и естественных монополий, снимая тем самым финансовую нагрузку на отрасли и производства, ориентированные на внутренний рынок.

Первый этап реализации государственной ценовой политики, предусматривающий формирование системы цен из обособленных сегментов ценовой сферы по существу и должен стать составной частью антикризисной программы правительства.

Четко выраженная тенденция к снижению внутренних цен на экспортируемые товарысущественно облегчает создание единой базы цен внутреннего рынка. Поскольку экспортные товары, по которым происходит снижение цен, формируют значительную часть затрат в обрабатывающих отраслях, устранение заниженности цен на их товары не потребует их повышения.

Самой сложной задачей в условиях кризиса является согласование уровня потребительских цен на товары и услуги массового спроса с уровнем денежных доходов большинства населения. Сокращение персонала и снижение заработной платы стало главным направлением снижения затрат на производство. Избежать мультипликативного эффекта – снижение доходов – снижение заказов от потребительских товаров на все товары сопряженных производств, – очень сложно. Вряд ли даст эффект денежная помощь пострадавшим от кризиса. Она скорее принесет дополнительный инфляционный эффект. Гораздо эффективней может стать раздача продовольственных наборов при госзакупках мяса птицы, круп, масла у товаропроизводителей, предлагающих минимальные цены.

По мере преодоления острой фазы кризиса вопрос о повышении уровня заработной платы должен стать центральным в проведении экономической политики, прежде всего за счет сокращения ничем не оправданного и социально опасного разрыва в уровне доходов разных категорий населения, который в периоды экономической нестабильности, как правило, еще более увеличивается (в 2000-2007 г. он по официальным данным составлял 14-16 раз).

В условиях кризиса на повышение затрат оказывает существенное влияние стоимость кредита, так как большинство предприятий, ориентированных на внутренний рынок, не имеет собственных средств на оплату товаров и услуг смежников, а также для выплаты заработной платы. Учитывая устойчивый дефицит кредитных ресурсов, который используется банковской системой для получения дополнительного дохода, представляется необходимым установление предельного размера ставок банковского кредита, при минимальном размере маржи по бюджетным ресурсам, передаваемым банкам для оказания помощи реальному сектору.

Выравнивание соотношений цен на основе реальных затрат на производство (с учетом необходимого возмещения расходов воспроизводственного характера) и стартового норматива доходов (затратная основа рыночных цен) осуществляется методом балансовых расчетов, охватывающих все основные группы товаров и услуг и затраты на рабочую силу.

Балансовые расчеты позволят оценить влияние изменения цен на уровень затрат и цен в смежных сегментах системы цен с учетом заданий и возможностей снижения ресурсоемкости производства.

Результаты балансовых расчетов в виде лимитов изменения цен по соответствующим товарным группам включаются в состав документов стратегического планирования одновременно с механизмами, обеспечивающими выполнение заданий программы социально-экономического развития страны на соответствующий период.

В ходе реализации программы антикризисных мер необходимо изменить принципы таможенного регулирования.

Безусловным приоритетом должны стать цены внутреннего рынка, обеспечивающие равные условия хозяйствования и отраслевые пропорции. При этом возникающая разница в ценах на внутреннем и внешнем рынках при текущем курсе национальной валюты должна изыматься в доход бюджетной системы.

Только так можно будет обезопасить экономику страны от влияния колебаний мировых цен под воздействием приливов и отливов спекулятивного капитала на мировые товарные биржи и максимально снизить угрозу негативного слияния внешних факторов.

Созданием системы взаимообусловленных цен внутреннего рынка не исчерпываются задачи ценовой политики в условиях кризиса.Система цен, выравнивающая условия получения дохода, должна обеспечить преимущества предприятиям, повышающим эффективность производства.

Условие решения этой задачи заключается в полноформатном включении производителей товаров и услуг в конкурентную борьбу за заказы потребителей. Приоритет товаропроизводителей в осуществлении ценовой политики и преимущества тех из них, кто предлагает лучшие условия по цене и качеству, обеспечит предлагаемая система ценовой информации.

Индекс промышленного производства по итогам 2008г составил 102, 1%. Положительный результат получен за счет роста в 1-м полугодии. Более объективную оценку дает сопоставление индекса декабрь 2008г к декабрю 2007г 92, 1%. Спад промышленного производства не носил бы угрожающего характера, если бы не была столь высокой зависимость от внешнего спроса. Объемы производства проката стального снизились на 40, 7% (декабрь 2008г к декабрю 2007г), потянув за собой смежников, поставщиков железорудного сырья и кокса – снижение на 45%. Такое же положение с производством минеральных удобрений (- 35, 8%) и апатитового концентрата (- 45, 8%).

Эти две отрасли выбраны в качестве примера потому, что потребность в металле гражданского машиностроения и оборонной промышленности, а в минеральных удобрениях - сельского хозяйства удовлетворяется далеко не полностью.

Минэкономразвития опубликовал данные (мониторинг товарных рынков), которые раскрывают причину такого положения. Цена 1т сортового проката для внутреннего рынка повторяет динамику цен мирового рынка, отличаясь по уровню примерно на 10%. В январе цена составляла 15.8, в августе она подскочила до 27.7 и в ноябре снизилась до 18.5 тыс. рублей за тонну. Последствия такой динамики цен видны невооруженным взглядом.

Во-первых, раскрутка инфляции (рост цен на продукцию машиностроения и строительства), удорожание инвестиционных проектов с увеличением сроков окупаемости и т.д. Во-вторых, кризис сбыта, так как платежеспособный спрос отечественных потребителей не может угнаться за аппетитами экспортеров и меняться вслед за изменением мировых цен. Следует отметить, что и сами металлурги частично страдают от практики ориентации на мировые цены у коксохимиков и горняков.

В рыночной экономике металлургические компании не отвечают за обеспечение потребности экономики страны в металле. Они руководствуются только платежеспособным спросом и стремятся к получению максимального дохода. При падении спроса сокращается производство, а выпадающие доходы компенсируются сокращением оплаты труда и повышением цен. Государство не имеет право занимать такую же позицию, так как в результате сокращаются возможности поставок оборудования для модернизации производства, увеличивается потребность в импорте, растут затраты на обеспечение армии современными видами вооружений, увеличивается социальная напряженность.

Экономический кризис выявил несовершенство практики копирования цен другого рынка, с отличными от российского соотношениями спроса и предложения, с другими масштабами платежеспособного спроса. Отечественные потребители объективно не в состоянии оплачивать продукцию экспортеров по ценам, ориентированным на мировой рынок. Экспортеры, а за ними их поставщики и потребители будут вынуждены остановить производство и начать массовые сокращения. В таких условиях у государства останутся три источника финансовых ресурсов, и использование каждого из них является не безграничными и небезопасным:

1) денежная эмиссия;

2) внешние и внутренние заимствования;

3) продажа золотовалютных резервов.

Первый инструмент по сути своей является инфляционногенным, второй в условиях кризиса представляет собой финансовую пирамиду, а третий ресурс при современных финансовых проблемах в банках и компаниях, с учетом потребностей страны в импорте будет потрачен не более чем за год – притом, что продолжительность финансового кризиса оценивается как минимум в три года. Эти рассуждения указывают на то, что наиболее сложными для российской бюджетной системы будут являться 2011-2012 гг. Финансовая и экономическая ситуация в стране под давлением экономических и финансовых проблем может сложиться крайне негативным образом.

Если меры по ценовому регулированию не будут применены, то она может быть отягощена и значительной социальной напряжённостью.

Теоретически ориентация на мировые цены во внутреннем ценообразовании – это одно из глубоких заблуждений теоретиков и практиков современного либерализма, наделивших мировые цены свойствами якобы абсолютно объективного отражения пропорций мирового рынка. Считается, что тем самым в национальную экономику вносятся прогрессивные пропорции, отражающие современный уровень экономического развития. На самом деле это далеко не так.

Во-первых, мировая экономика в строгом смысле и хозяйственной системой считаться не может, хотя бы потому, что в ней нет замкнутого цикла воспроизводства. Например, в мировой торговле нет розничных цен, она ограничивается оптовым звеном. Мировая экономика – это всего лишь международная площадка, на которой страны решают вопросы своего внутреннего развития за счет использования внешнеэкономических сегментов своих национальных хозяйств.

Поэтому пропорции, которые возникают в мировой торговле – это пропорции этой самой международной площадки с ее специфическими чертами и к формированию объективных и прогрессивных пропорций обмена в национальных хозяйственных системах они имеют весьма косвенное отношение.

Спекулятивный характер мировой экономики, негативные черты которого особенно резко обнажились в последнее время, делают ориентацию на мировые цены для внутреннего ценообразования весьма сомнительной и опасной.

Каждая национальная хозяйственная система, и особенно рыночная, должна, прежде всего, вырабатывать свои собственные пропорции обмена, отражающие потребности внутреннего рынка, чтобы решать свои проблемы развития. Поэтому отход от ориентации на мировые цены во внутреннем ценообразовании является мерой естественной и полезной, а в условиях мирового финансово-экономического кризиса – жизненно важной.

Необходимо учитывать принципиально важное обстоятельство. Установление цен на важнейшие виды ресурсов на основе реально более низких затрат на их производство в условиях России при огромном объеме неудовлетворенных потребностей из-за ошибок в политике цен и доходов повысит инвестиционную привлекательность базовых отраслей и будет способствовать притоку средств стратегических инвесторов из охваченных кризисом развитых стран.

В связи с изложенным необходимо:

· отказаться от повышения цен на газ в целях выравнивания доходности от поставок на экспорт и на внутренний рынок. В дальнейшем определить экономически обоснованную цену на газ для внутреннего рынка. Для расчета внутренней цены затраты Газпрома на осуществление экспорта (строительство экспортных газопроводов, по реэкспорту среднеазиатского газа, расходов по транзиту и т.д.), а также на осуществление непрофильной деятельности (покупка и эксплуатация энергетических активов, мощностей по производству труб и т.п.), необходимо отделить от затрат на добычу и транспортировку газа для отечественных потребителей;

· отменить повышение тарифов на электроэнергию и тарифов на услуги других естественных монополий (тарифы ЖКХ, тарифы на грузовые железнодорожные перевозки)в соответствие с майским решением 2008г, не учитывавшего ухудшения экономического положения потребителей и населения в результате наступления кризиса. Учесть при этом, что основанием для принятых тогда размеров повышения тарифов стала необходимость компенсации затрат в связи с повышением цен на газ;

· снизить цены на прокат черных металлов не менее чем до уровня цен января 2008г. Основанием для такого решения являются: происшедшее снижение цен на железорудное сырье и коксующийся уголь, отмена повышения регулируемых цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, возможности восстановления объемов производства за счет заказов отечественных потребителей. В состав поддерживающих мер можно включить закупку по госзаказу труб для жилищно-коммунального хозяйства за счет средств стабилизационных фондов. Последнее будет компенсировать выпадающие доходы ЖКХ от замораживания тарифов на период кризиса.

Антиинфляционный и стабилизирующий эффект от перехода во внутреннем ценообразовании на собственную базу цен в системообразующих отраслях хозяйства может быть усилен вытеснением из ценообразующей цепочки перепродавцов, на долю которых приходится значительная часть чистого дохода, включаемого в цены.

Наиболее актуален этот вопрос для агропромышленного комплекса. Хорошо известно, что из-за хорошего урожая выручка крестьянских хозяйств (разных типов) от реализации выращенного зерна снизилась. В отличие от цен на зерно, цены на комбикорма для животноводства не снижались, а по своему уровню цена на комбикорм без каких-либо биодобавок вдвое превышает цену продовольственной пшеницы.

В еще большей степени диктат зернотрейдеров проявляется в ценах на хлеб и хлебопродукты, которые увеличиваются постоянно и существенно. Такое же положение с мясом, яйцами и молоком.

Разница в розничных ценах на товар одного производителя в супермаркете эконом класса и в аналогичных по набору услуг магазинах ведущих сетевых компаний достигает 50% и более, существенно превышая разницу в затратах продавцов. В условиях сокращения платежеспособного спроса населения из-за роста безработицы и снижения зарплат допускать такое перераспределение доходов в пользу продавцов не оправданно.

Негативная роль перепродавцов проявляется не только на потребительском рынке. Это явление имеет значительные масштабы и охватывает рынок любых товаров. Концепция ценовой политики предусматривает ряд мер по устранению из цепи движения товаров избыточных звеньев.

Реализация этих мер позволит улучшить экономическое положение предприятий - изготовителей без повышения цены для конечного потребителя, а в ряде случаев позволит снизить цены и увеличить сбыт.

Для продовольственных товаров массового спроса целесообразно указывать цену изготовителя на маркировке товара.

Выделение финансовых средств банковской системе в части, предназначенной для оказания помощи реальному сектору, представляется не самым эффективным способом оказания такой помощи.

Более действенным представляется организация госзакупок товаров непосредственно у изготовителей. Такие закупки могут осуществляться за счет средств, выделяемых на финансирование целевых программ (федеральных и региональных). В других случаях организация помощи предприятиям через закупки их товаров может осуществляться за счет резервных фондов, если их продукция будет востребована, например, для ремонта сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения или других неотложных нужд, бюджетное финансирование которых временно отложено.

Эффективность госзакупок будет выше, если ее результатами будут пользоваться одновременно и изготовитель и потребитель товара (минеральные удобрения и сельхозтехника). Госзакупки должны обеспечить фронт работ по программам организации общественных работ.

Необходимо подчеркнуть, что к организации поставок должны привлекаться только изготовители соответствующих товаров, которые являются объектами государственной помощи.

Наряду с другими мерами социальной поддержки людей, оказавшихся в трудной ситуации, вызванной кризисом (повышением пособий по безработице, организацией общественных работ, пролонгацией ипотечных и образовательных кредитов и т.п.), предоставляется целесообразной организация выдачи им продовольственных наборов из основных продуктов питания. Госзакупки этих товаров были бы одновременно поддержкой отечественному АПК.

В этом плане требует отдельного рассмотрения проблема поддержки объектов социальной сферы, оставшихся на балансах градообразующих предприятий (лагеря для летнего отдыха детей, медсанчасти, профтехучилища).

В данном разделе дана краткая характеристика современного состояния ценообразования в Российской Федерации, определены основные цели и задачи ценовой политики в условиях экономического кризиса, необходимые для анализа законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования и ценообразования.
Анализ действующего федерального законодательства, изучение и обоснование целесообразности совершенствования правового регулирования с целью определения возможности разработки проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования в области ценообразования в Российской Федерации».

Для единообразного понимания терминов, используемых в данной экспертной работе мы используем указанные ниже основные понятия.

Государственное регулирование цен - вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей. (Борисов А.Б. Большой экономический словарь.-2-е изд., перераб. и доп.-М., 2005)

Государственное регулирование цен может осуществляться прямыми и косвенными методами. К прямым методам относятся лимитирование цен и их субсидирование из средств государственного бюджета. Косвенные методы государственного регулирования цен включают использование средств налоговой политики, финансирование научно-исследовательских работ, дифференцированную кредитную политику, государственные заказы частным компаниям и т.д. (Борисов А.Б. Большой экономический словарь.-2-е изд., перераб. и доп.-М., 2005)

Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но формы регулирования существенно различаются. В централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной - на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006). Цена - важнейшая экономическая категория, означающая количество денег, за которое покупатель готов купить, а продавец согласен продать единицу товара. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М., 2005). По гражданскому праву - одно из существенных условий некоторых видов договоров. (Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002). Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как о стоимости товара в денежном выражении (меновой стоимости).

В случае когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, такое количество становится товарной ценой данного товара. Чтобы получить достаточно полное представление о цене как о многогранной экономической категории, необходимо сочетать такие понятия, как цена продавца, цена покупателя, рыночная цена. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 4-е изд.-М., 2003).

Отклонение цены от стоимости товара обусловлено учетом факторов стоимости товара, дифференциацией качества товара, сегментацией рынка, контингента обслуживаемых потребителей, учетом условий реализации и поставки товара потребителю. Этим обусловлено многообразие видов цен и их разновидностей (цена оптовая, розничная, рыночная, закупочная, отпускная и др.).

Расчетной базой цены является себестоимость производства продукции. Прибыль, включаемая в цену, определяется в соответствии с принятой концепцией ценообразования, но чаще всего пропорционально себестоимости товара. Цена должна обеспечивать предприятию: покрытие текущих издержек производства; возмещение произведенных капитальных затрат; получение прибыли, обеспечивающей процесс расширенного воспроизводства. (Коноплицкий В., Филина А. Толковый слов. эконом. терминов.-Киев, 1996).

Цена является денежным выражением обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Ценообразование - процесс образования и формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом (Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003). Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. Выделяют три подхода к ценообразованию:

на основе издержек. Цена устанавливается путем простого добавления к себестоимости продукта определенных издержек;

на основе изучения мнения покупателей, исходя из восприятия ценности, качества продукта. В конечном счете, является цена обоснованной или нет, решает потребитель. Ценообразование начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью продукта. Руководствуясь справочными ценами, покупатель путем сравнения потребительских свойств и цен различных однотипных товаров определяет свой выбор. В основе применения данного метода лежит опыт, интуиция, хорошее знание психологии покупателей, результаты тестирования рынка;

на основе цен конкурентов. Имеет две главные разновидности: установление текущих цен на продукты фирмы с учетом существующих цен конкурентов и установление цен на выгодные для фирмы подряды и контракты при конкуренции на них исходя из своего представления о возможных ценах.

Государственный заказ - выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересованно государство. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006) Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме следующих случаев:

если предметами государственного (муниципального) контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет (одного года - в случае утверждения закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решения о местном бюджете) на очередной финансовый год), такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 08.11.2007.-Ст. 72). Такой заказ может выполняться не только государственными предприятиями и выдается обычно на конкурентной, конкурсной основе. Стремление к получению государственного заказа обусловлено его большим объемом, стабильностью, повторяемостью. (Маркетинг: Словарь / Азоев Г.Л. и др.-М., 2000).

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Основным нормативным актом, регулирующим данный вопрос, является Закон Российской Федерации от 17.08.95 N 147-ФЗ " О естественных монополиях".

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий является Федеральная служба по тарифам. Положение о Федеральной службе по тарифам утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332.

Формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) осуществляет Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) на основании Временного положения о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденного приказом ФСТ России от 26.08.2004 N 59.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Основным нормативным актом по данному вопросу является Федеральный закон от 26.07.06 N 135-ФЗ " О защите конкуренции" (вступил в силу 26.10.2006).

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну). Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.