Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно регулируемые цены (тарифы) на продукцию и услуги естественных монополий.






Несмотря на постоянное сокращение номенклатуры продукции и услуг с регулируемыми ценами, они по-прежнему занимают значительную долю в объеме внутреннего рынка.

В регулируемых ценах учитываются плановые затраты на производство, капитальные затраты на развитие и модернизацию производства и прибыль в размерах, обеспечивающих окупаемость инвестиций (исключение составляют тарифы на услуги ЖКХ, не возмещающие в полном объеме текущие расходы и не учитывающие затраты воспроизводственного характера ). Поэтому они являются своеобразным аналогом затратных цен плановой экономики. Однако они, в отличие от последних, также не образуют системного единства с рыночными ценами на товары экспортного сектора экономики и отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

Существенным недостатком практики регулирования цен является слабый контроль за обоснованностью затрат. Рост цен на продукцию естественных монополий, которые устанавливались административным методом на протяжении всего пореформенного периода, существенно обогнал их увеличение в обрабатывающих отраслях промышленности и сельском хозяйстве по сравнению с исходным уровнем цен плановой экономики, обеспечивавшим всем отраслям хозяйства более или менее равные экономические условия.

В регулируемые цены на протяжении всего пореформенного периода включалась инвестиционная составляющая. Однако это не привело к развитию производства в соответствующих секторах экономики из-за отсутствия контроля за целевым использованием естественными монополиями гарантированных доходов.

Вместе с тем опережающий рост регулируемых цен привел к увеличению доли расходов на товары и услуги естественных монополий в структуре затрат потребителей и, в определенной мере, к поддержанию высокой энергоемкости промышленного производства.

Из этого следует сделать вывод, имеющий особую важность в условиях разразившегося кризиса. Предприятия, работающие на внутренний рынок, пока не в состоянии возместить выпадающие доходы от сокращения платежеспособного спроса на их продукцию со стороны предприятий–экспортеров и населения в силу их экономического состояния, в значительной степени обусловленного накопленными ценовыми диспропорциями.

Первопричиной деградации этого сектора экономики является резкое сокращение денежных доходов (платежеспособного спроса) основной массы населения на протяжении всего пореформенного периода. В настоящее время доля заработной платы в ВВП составляет 24% (против 60-70% в развитых странах). При этом на руководителей и собственников, занимающих штатные должности, приходится половина фонда заработной платы. С учетом этого денежные доходы 80-85% населения (наемные работники с иждивенцами и пенсионеры) составляют примерно 15% ВВП.

Начавшиеся в конце 2008 г. процессы сокращения численности занятых и снижения зарплат усугубляют проблему восстановления внутреннего рынка. В связи с этим политика цен, как составная часть политики цен и доходов в составе антикризисных мер должна предусмотреть необходимость устранения фундаментальной диспропорции между ценой рабочей силы и ценой на потребительские товары и услуги за счет сокращения разрыва в распределении доходов населения России.

Особое значение для понимания ситуации в российском ценообразовании имеет вопрос о том, ктоустанавливает цены. В соответствии с российским хозяйственным правом цены устанавливаются владельцем товара (продавцом), то есть их могут устанавливать:

· сами товаропроизводители;

· оптовые продавцы товара, осуществляющие складское хранение, комплектацию и предпродажную подготовку;

· временные владельцы (перепродавцы) товара.

При этом важно иметь в виду, что продавец-товаропроизводитель не имеет никаких преимуществ при определении цен, по сравнению с перепродавцом – временным владельцем товара.

В условиях нормально функционирующего рынка цена продукции (товара) для потребителя складывается по следующей схеме: цена товаропроизводителя (его затраты на производство и прибыль) + издержки обращения (затраты и прибыль оптового звена и розничной торговли для потребительских товаров). При этом прибыль каждого звена в данной схеме зависит от удельных затрат (эффективности) и соотношения спроса и предложения. В таких условиях обеспечивается прозрачность формирования уровня цены на каждом этапе и полноформатное включение каждого звена в «ценовую конкуренцию».

В российских условиях доступ к ней товаропроизводителей и организаций оптовой и розничной торговли в значительной мере блокируют перепродавцы. Они вклиниваются на всех стадиях движения товара – от товаропроизводителя к товаропроизводителю, от товаропроизводителя к оптовому продавцу, между оптовыми продавцами и т.д.

В этих условиях цена перепродавца складывается из цены его покупки + маржа произвольного размера. При этом, как правило, маржа перепродавца поглощает значительную часть дохода от усилий участников производства и обращения товара по повышению эффективности их деятельности. В таких условиях рыночные конкурентные механизмы практически перестают работать.

Изложенные основания для наличия договорных отношений между изготовителем товара и продавцом следует дополнить обязательством о проведении согласованной ценовой политики на рынке и о распределении дохода пропорционально понесенным затратам. В наибольшей степени решение этой задачи обеспечивается предоставлением изготовителю права устанавливать конечную цену для потребителя товара и в пределах этой цены согласовывать скидку в пользу продавца.

При исключении избыточных звеньев на пути прохождения товара от изготовителя до потребителя, за счет которых и происходит взвинчивание цен, в выигрыше оказывается товаропроизводитель. В этом случае он сможет существенно улучшить свое финансовое положение без повышения цен для конечного потребителя, а при благоприятной конъюнктуре пойти и на снижение конечных цен и увеличить свои доходы за счет роста объема реализации. Тогда выгоду почувствует и потребитель.

Особенно актуально решение проблемы посредников для сельскохозяйственных предприятий. Следует особо отметить, что дальнейшее игнорирование этой проблемы может в значительной степени нивелировать эффект от средств, выделяемых для поддержки реального сектора.

Объектами ценовой политики являются цены на товары (продукцию, услуги).

Государственная ценовая политика распространяется (координируется) на смежные инструменты экономического регулирования – формирование стоимости (цены) рабочей силы, кредита, курса национальной валюты, установление перечня и размеров налоговых платежей и таможенных сборов, учитываемых в ценах и влияющих на их уровень. Государство осуществляет ценовую политику в системной увязке с политикой доходов, налоговой, денежно-кредитной, таможенной политикой и с другими звеньями экономической политики.

Россия – одна из немногих стран мира, которая обладает практически всеми ресурсами для осуществления нормального воспроизводственного процесса. Парадоксом является то положение, при котором практически самодостаточная страна оказалась в столь жесткой зависимости от внешних факторов развития.

Ценовая политика, являясь составной частью экономической политики государства, должна быть направлена на достижение целей, намеченных стратегией социально-экономического развития, и на устранение этого парадокса.

Исходя из этого, государственная политика цен ориентируется на достижение следующих основных целей:

· обеспечение нормального общественного воспроизводства всех основных видов ресурсов, создающее фундамент устойчивого и поступательного социально-экономического развития и, прежде всего, повышения качества жизни населения страны, его физического здоровья, образовательного и культурного уровня;

· повышение уровня технологического развития страны, позволяющего внедрять наиболее эффективные способы использования имеющихся ресурсов, снижения издержек и достижение наилучших конкурентных позиций, как на внутреннем отечественном рынке, так и в международной торговле;

· повышение конкурентоспособности экономики как геополитического хозяйствующего субъекта, обладающего своими национальными интересами и реализующего свои национальные цели.

При этом необходимо четко различать внутренние и внешние аспекты государственной политики цен.

Ценовая политика государства на внутреннем отечественном рынке должна исходить из задач формирования устойчиво развивающейся национальной хозяйственной системы, решающей, прежде всего задачи собственного развития. В связи с этим основными внутренними целями ценовой политики являются:

· стимулирование повышения эффективности производства и сбыта товаров (продукции, услуг) путем создания условий получения отечественными производителями (поставщиками) большего дохода в зависимости от снижения ресурсоемкости производства и повышения качества продукции, особенно по сравнению с зарубежными аналогами;

· недопущение получения избыточного дохода экономическими агентами за счет использования их монопольного положения и различного рода преимуществ неэкономического характера, ведущих к несправедливому перераспределению ресурсов между отдельными производствами, отраслями и секторами хозяйства;

· достижение и сохранение динамичной сбалансированности цен и доходов в экономике страны для обеспечения общественного воспроизводства и гармоничного развития национальной экономики.

В современной экономике требования экономической устойчивости, сбалансированности между основными макроэкономическими агрегатами и задача поддержания стабильно высоких темпов экономического роста являются взаимосвязанными.

Именно разбалансированность финансового и реального секторов экономики сначала привела к ценовой нестабильности на мировых рынках финансовых и материальных активов, а затем послужила «пусковым механизмом» мирового кризиса, который, по последним статистическим данным, неизбежно приведет к замедлению роста и даже к спаду в развитых и развивающихся странах.

Цены и соотношения между ними не просто балансируют спрос и предложение в экономических системах, но одновременно являются важнейшими индикаторами устойчивости систем, сигнализируют о кризисных проявлениях.

Достижение и сохранение динамичной сбалансированности цен может быть обеспечено путем определения направления и размеров изменения цен на основные виды товаров по годам очередной среднесрочной программы социально-экономического развития. Размеры изменения цен предполагается рекомендовать в больших или меньших интервалах с разной детализацией по товарам.

Следует особо отметить, что расчет гибких ценовых коридоров и удержание системы цен в их рамках, устанавливаемых как на основные группы товаров, определяющих затраты на производство (энергоресурсы, электроэнергия, тарифы на жилищно-коммунальные услуги, продукты питания и проч.), так и на основные ценовые агрегаты (индекс потребительских цен, индекс цен производителей, дефлятор инвестиций, дефлятор ВВП, курс национальной валюты) и ценовые агрегаты по отраслям и видам экономической деятельности, является неотъемлемой частью макроэкономической сбалансированности.

Современные экономические отношения требуют чрезвычайной гибкости, поэтому им должны соответствовать столь же гибкие регулятивные механизмы. Отсюда требования к сбалансированности и устойчивости априори не могут быть жесткими, такими, например, как это имело место в советской системе планового хозяйства.

Любая экономическая система, и особенно гибкая, обладает дополнительным запасом прочности, так как состояние сбалансированности определяется не конкретными единичными значениями макроэкономических показателей, а их совокупностью, лежащей в середине некоей области устойчивости, которую представляется возможным очертить при помощи системы экономических расчетов (в том числе и прогнозных).

В области внешнеэкономических отношенийосновными целями государственной ценовой политики являются:

· интеграция производства с дружественными странами, создание предпосылок взаимовыгодного сотрудничества;

· использование имеющихся у страны конкурентных преимуществ в системе международного разделения труда, содействующее устойчивому развитию страны, равноправному позиционированию в мировой экономике;

· создание механизмов, исключающих зависимость экономики России от негативного влияния конъюнктуры мировых товарных рынков.

 

Наиболее важные конечные цели государственной политики цендолжны быть:

· общий рост уровня жизни населения страны, улучшение его социальной структуры и укрепление на этой основе социальной стабильности, развитие человеческого потенциала, отвечающего современным требованиям научно-технического развития, успешное решение острых демографических проблем;

· повышение эффективности производства и укрепление экономической безопасности страны, рост конкурентоспособности России на международной арене;

· формирование благоприятного инвестиционного климата, создающего условия для устойчивого притока иностранного капитала, служащего дополнительным фактором для ускорения динамики развития экономики России.

Определение параметров сложившейся ценовой сферы и ее соответствия задачам государственной политики цен включает в себя:

· характеристику ценовой сферы национальной экономики с позиций ее гармоничного развития;

· оценку степени соответствия уровня и соотношений цен задаче пропорционального развития отраслей экономики, обеспечения расширенного воспроизводства на основе современной техники и передовой технологии;

· оценку соответствия цен и доходов с позиции обеспечения общественно необходимых потребностей населения, государства и производственной сферы в товарах и услугах.

· Определение критериев и параметров, характеризующих систему цен как отвечающую требованиям общей экономической политики и обеспечивающей долговременное повышение конкурентоспособности национальной экономики, исходя из складывающейся экономической ситуации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.