Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Школа, в лице педагогов и сверстников, судя по данным нашего исследования, вносит решающий вклад в формирование Я-образа и вообще всей системы представлений






Школа, в лице педагогов и сверстников, судя по данным нашего исследования, вносит решающий вклад в формирование Я-образа и вообще всей системы представлений детей о людях. Действительно, в школе и вне ее, но с одноклассниками, большинство детей вступает в наиболее активное взаимодействие с социумом. Именно в общении с однокашниками и педагогами происходит познание себя и других, формируется умение разбираться в людях и в себе самом.

Но в отечественной школе практически не осталось мужчин, и женское влияние просто не может не сказаться на формировании феминистического уклона в социально-перцептивном познании ребенка, что нашло отражение в наших исследованиях (506 и др.), а также подтверждается фактами и выводами исследования И. Ю. Шилова (593). Рассмотренные выше факты, касающиеся особенностей Я-образов детей и родителей, показывают, что и в семье влияние, даже на юношей, материнских Я-образов оказывается гораздо сильнее, чем влияние отцовских.

И как бы ни было благотворно влияние женщин, но непропорциональность влияния мужчин на формирование социально-перцептивной сферы детей не может не вызывать озабоченности. Для преодоления его в сегодняшней ситуации в стране недостаточно одних лишь сетований на феминизацию. Но и рассчитывать на скорые социальные изменения не приходится.

Как мне кажется, одним из средств решения проблемы социально-перцептивной феминизации является, во-первых, изучение системы от ражения детьми разного возраста, родителями и педагогами (не только женщинами, но и мужчинами) себя и окружающих; во-вторых, дифференцированный анализ особенностей мужских и женских представлений о людях вообще и о детях, мужчинах и женщинах, в частности. В-третьих, ознакомление педагогов с системой социо-перцептивного отражения детей и взрослых. В-четвертых, разработка методических программ и процедур обучения педагогов навыкам формирования у детей адекватных полу представлений о себе и окружающих. В-пятых, обучение педагогов по разработанным программам.

Проведенное нами исследование решает лишь первую, вторую и третью задачи, а также подготавливает реализацию четвертой и пятой задачи, которая происходит за пределами данного исследования в ходе лекционных, практических и тренинговых занятий по обучению студентов на кафедре практической психологии ЛГОУ им. А. С. Пушкина.

Проведенный в ходе исследования теоретический анализ и полученные эмпирические данные подтвердили обоснованность выдвинутых нами положений о вариативности, неоднородности и индивидуальности образов ребенка в сознании детей и взрослых. Вариативность образов ситуативна и контекстуальна, содержание конкретного образа ребенка зависит от ситуации и того контекста, в котором происходит его актуализация и использование в качестве регулятора взаимодействия, а также от индивидуального жизненного опыта детей, педагогов и родителей.

Образ ребенка в сознании детей и взрослых выполняет разнообразные функции, важнейшими из которых являются смыслообразующая, мотивирующая, прогностическая, регулирующая и корректирующая функции, которые неоднозначно представлены в сознании человека.

Предложена концепция целостной структуры образа ребенка в сознании детей и взрослых, позволяющая выявлять и исследовать имеющийся в сознании человека образ ребенка и его соотношение с Я-образами.

Предложенные в исследовании новые подходы к диагностике образно-перцептивной сферы педагога с учетом вербализуемых и невербальных компонентов сознания позволили разработать программу актуализации, анализа и сопоставления слабоосознаваемых структурных и содержательных характеристик сферы образов субъектов педагогической деятельности. На основе предложенных подходов разработана, апробирована и внедрена методика диагностики образов ребенка в сознании детей и взрослых «Структура образа человека (иерархическая) - СОЧ(И)», обладающая возможностями глубокого проникновения в образную сферу социальной перцепции и соотнесения ее с личностными особенностями субъектов и объектов отражения, позволяющая выявлять содержание представлений о человеке, структурировать их и соотносить между собой как вербальные, так и невербальные образы человека.

Выявлены и сопоставлены между собой структуры и содержание разных половозрастных образов «абстрактных» и реальных детей раз личного статуса: «хороших» и «плохих», «симпатичных» и «несимпатичных», «одаренных» и «бездарных», «звезд» и «изолянтов», в результате чего оказалось, что ключевыми, структурообразующими образ ребенка в сознании взрослых, определениями являются не антонимы «плохой - хороший», «симпатичный - несимпатичный» и т. д., а конвенционально-статусные определения: «ребенок» и «ученик».

Впервые осуществлен кросскультурный анализ структур и содержания Я-образов российских и немецких студентов педагогических вузов.

Впервые (с использованием эмпирических данных, полученных на репрезентативной выборке) выявлены половозрастные особенности образов ребенка в сознании различных половозрастных групп сверстников, родителей и педагогов.

Впервые выявлены и описаны особенности структуры и содержания в сознании детей и взрослых различных групп оценочных образов «абстрактных» и реальных детей: «хороших» и «симпатичных»; «плохих» и «несимпатичных»; «одаренных» и «бездарных»; «звезд» и «изолянтов».

Данное исследование выявило специфику «образов-обобщений» и «образов-отражений» ребенка, и их взаимосвязь с Я-концепцией педагогов, родителей и детей, установило вариативность образов и их типичные структуры, что позволяет существенно углубить представления о содержании и структуре отражаемых детьми и взрослыми особенностей личности ребенка.

Обнаружены основные линии взаимосвязи Я-образов субъектов педагогического взаимодействия (учащихся, педагогов и родителей), а также влияния Я-образа субъекта педагогической деятельности (педагога) на его представления об объекте этой деятельности (ученике).

Обнаруженные закономерности восприятия и отражения «абстрактных» и реальных детей, разработанные методики позволяют оперативно выявить сложившиеся в сознании педагогов структуры Я-образов и об­разов ребенка, дают возможности осознания субъективной реальности детей, педагогов и родителей, обеспечивают понимание механизмов ее формирования и открывают пути коррекции педагогической перцепции и, как следствие, повышения эффективности труда педагогов.

Полученные результаты дают возможность уточнить программы подготовки и повышения квалификации психологов и педагогов, добиться улучшения эффективности их деятельности по развитию, воспитанию и обучению детей, по коррекции взаимопонимания и взаимодействия родителей и детей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5.

2. Абраменкова В. В. Образ ядерной энергетики в детской картине мира // Вопросы психологии. 1990. № 5. С.48-55.

3. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М., Воронеж, 1999.224с.

4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

5. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4.

6. Авдеева Н. Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме по­нимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 6-9.

7. Авдуевская Е. П., Араканцева Т. А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практиче­скую социальную психологию. М., 1994.

8. Авдуевская Е. П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М., 1995.

9. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

10. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

11. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

12. Агеев В. С., Андреева Г. М. Специфика подхода к исследованию перцептив­ных процессов в социальной психологии // Межличностное восприятие в группе. М., 1990.

13. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

14. Акопов Г. В. Профессиональное сознание - ключевое понятие теории и практики подготовки специалистов // Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. Куйбышев, 1989. С. 7-8.

15.. Акопов Г. В. Российское сознание: Историко-психологические очерки. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. 74 с.

16. Акопов Г. В. Социальная психология образования. М., 2000.

17. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л.: Знание, 1991.164с.

18. Алексеева А. Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: Дис.... канд. пс. наук. Л., 1983. 178 с.

19. Алешина Ю. Е., Воловня А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.

20. Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. № 5.

21. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 2000. 518с.

22. Аминов Н. А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. № 4. С 88-99.

23. Аминов Н. А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя // Способности (К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова). Дубна, 1997. С. 307-318.

24. Аминов Н. А. Опыт прогнозирования эффективности работы учителя математики // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 1. С. 122-129.

25. Амонашвили Ш. А. Единство цели. М., 1987. 208 с.

26. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М., 1986. 176 с.

27. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. В 2 -х т.

28. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Вопросы детской психологии. Ч. 2: Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 18. С. 101-124.

29. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

30. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. М., 1980. Т 2.

31. Ананьев Б. Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. 1972. № 7. С. 17-26.

32. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. 339 с.

33. Андреева Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

34. Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977. № 2.

35. Андреева Г. М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. 1999. № 3.

36. Андреева Г. М. Проблемы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1979. № 6.

37. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.

38. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. 416 с.

39. Андреева Г, М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе. М., 1978. 270 с.

40. Андреева Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г. Уровень соци­альной стабильности и особенности социализации // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. №4.

41. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998.

42. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 1986. 35 с.

43. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1997.

44. Арутюнян М. Ю. «Кто Я?» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков // Женщины и социальная политика (тендерный аспект). М., 1992.

45. Арутюнян М. Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами // Семья и социальная структура. М., 1987.

46. Арутюнян М. Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. С. 42-53.

47. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.

48. Асмолов А. Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

49.. Асмолов А. Г. На перекрестках путей к изучению психики человека. // Бессознательное: Сб. статей. Т. 1. Новочеркасск, 1994. С. 51-59.

50.. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.:, Изд-во Моск. ун-та, 1984.

51.. Ассаджиоли Р. Динамическая психология и психосинтез // Психосинтез: теория и практика. М., 1994. С. 5-26.

52. Базилевская Л. С. Формирование социально-перцептивных умений у студентов педвузов. Гродно, 1983. 17 с.

53. Баранов А. А. Стрессоустойчивость и профессионализм педагога: Автореф. дис... канд. пс. наук. СПб., 1996. 16 с.

54. Баранов А. А. Стрессоустойчлвость и мастерство педагога. Ижевск, 1997. 108с.

55. Бассин Ф. В. К проблеме осознанности психологических установок. Тбилиси, 1973. 31 с.

56., Бассин Ф. В. О некоторых современных тенденциях развития теории «бессознательного»: установка и значимость // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шеро-зия, Ф. В. Бассина. Тбилиси, 1985. С. 429-454.

57. Баскаков М. Е. Замужняя женщина: семья или работа? // Семья в России. 1995. № 3-4.

58. Батенин С. С. Человек в его истории. Л.: Наука, 1976.

59. Бахтин М. М. Итальянское Возрождение. М., 1995.

60. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1979.

61. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3.

62. Белоус О. В. Саморегуляция педагогического общения // Образ в регуляции деятельности (К 90-летию со дня рождения Д. А. Ошанина): Тезисы докладов международной научной конференции. М., 1997. С. 35-37.

63. Белоусова Н. Ю. Особенности переговоров между представителями различных организационных культур: Автореф. дис.... канд. пс. наук. М., 1998.

64. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

65. Берн Ш. Г ендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 320 с.

66. Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1992. 448 с.

67. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 422 с.

68. Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск, 1990.

69. Бехтерев В. М, Сознание и его границы // Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. Т. 1. Психика и жизнь / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. С. Ко-ростылевой. СПб.: Алетейя, 1999.

70. Бине А. Измерение умственных способностей. СПб., 1998.

71. Битинас Б. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971.

72. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель: Кн. для учителя. М., 1991. 143с.

73. Блауберг И. В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М.: Знание, 1972.

74. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

75. Бовина И. Б. Представления об элементах процесса группового решения и выбор стратегии // Мир психологии. 1999. № 3.

76. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

77. Богомолова Н. Н. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации / Мир психологии. 1999. № 3.

78. Богословский В. В. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности // Психология труда и личности учителя. Вып. 1. Л.: ЛГПИ, 1976. С.100-113.

79. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. М., 1984.

80. Богоявленская Д. Б. Природа творческих способностей //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. № З.С. 166-172.

81. Бодалев А. А. О характеристиках личности педагога, влияющих на успешность его общения с учащимися // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. С. 8-10.

82. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 200 с.

83. Бодалев А. А. Личность и общение // Вопросы психологии общения и познание людьми друг друга. Краснодар, 1979.

84. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995. 328 с.

85. Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Современные тенденции в исследовании межличностного восприятия // Психология межличностного познания. НИИ общей педагогики АПН СССР. Вып. 5(20). 1981. С. 2-20.

86. Бодалев А. А., Ковалев Г. А. О познавательных процессах в общении // Когнитивная психология. М., 1986. С. 195-205.

87. Божко Н. Н. Особенности категориальных структур профессиональных знаний учителя о личности ученика // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. М., 1992. С. 60-69.

88. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

89. Божович Л. И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психо­логии. М., 1955. № 1. С. 98-107.

90. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 47-56 (сообщение второе).

91. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1995. 352 с.

92. Бондаренко Л. Ю. Мир, в котором мы живем. Ролевые сходства и различия между российскими и американскими женщинами // Общественные науки и современность. 1997. № 3.

93. Бонгарт М. М. Проблема узнавания. М., 1967. (Цит. по В. М. Аллахвердову, с. 206-207.)

94. Бриджер С. Язык дискриминации - наследство перестройки российским женщинам // Тендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.

95. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М., 1976.

96. Брукс Ч. Чувственное осознавание. Как вернуть полноту переживания. М.: Либрис, 1997. 284с.

97. .Брунер Дж. О перспективной готовности // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. С. 134-152.

98. Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962.

99. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

100. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. № 6.

101. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

102. Бругилинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва, Воронеж, 1996.

103. Брюно Ж., Молви Р, Назарет Л., Пиаже Р., Террасъе Ж. Ш., Ушаков Д. В. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 4. С. 73-78.

104. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997. 126 с.

105. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. 528 с.

106. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990. 136с.

107. Бутовская М. Л. Биология пола, культура и полоролевые стереотипы поведения у детей // Семья, тендер, культура: Материалы международных конференций 1994 и 1995. М., 1997.

108. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. М.: Наука, 1997.

109. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций. М., 2000. 320 с.

110. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. соч. М., 1989.

111. Вейл Г. Математическое мышление. М., 1989.

112. Вейнингер О. Пол и характер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 608 с.

113. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

114. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: ЛГУ, 1964. 193 с.

115. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

116. ВенгерА.А. Педагогика способностей. М., 1973

117. Вербова К. В., Кондратъева С. В. II Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 43-50.

118. Вербова К. В., Кондратъева С. В. Психология труда и личность учителя. Минск, 1991.

119. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958.

120. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познаватель­ных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2.

121. Вишняков И. А. Структура качеств личности в представлении будущего учителя. // Психология учителя. Тезисы к VII съезду общества психологов СССР. М., 1989.

122. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992.

123. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления / Под ред. И, С. Якиманской. М., 1989.

124. Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973.

125. Воробьева Д. И. Программа " Гармония". СПб!, 1996.

126. Воробьева Д. И., Ситников В. Л. Программа " Гармония развития" и ее реа­лизация в дошкольных образовательных учреждениях // Инновации в рос­сийском образовании: Дошкольное образование-2000. М., 2000. С. 43-46.

127. Воронин А. Н., Дружинин В. Н. Способы дифференциации учеников в це­лях индивидуализации обучения // Способности и деятельность. Яро­славль, 1989. С. 140-147.

128. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965. С. 94.

129. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.

130. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 5.

131. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996.

132. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3.

133. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1982-1984.

134. Выготский Л. С. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Ред.: Ю. Б. Гипенрейтер, М. Б. Михалевская. М.: МГУ, 1975. С. 275-281.

135. Вяткин Б. А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре ин­дивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 2.

136. Гаврилова Л. В. Образ ученика в профессионально-педагогическом созна­нии учителя // Развивающаяся психология — основа гуманизации образо­вания. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конфе­ренции 19-21 марта 1998. М. Т. 1. С. 52-53.

137. Гальперин П. Я., Запорожец А. И., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. 118 с.

138. Гамезо М. В., Герасимова В. С. Знаковое моделирование в процессе решения учебных текстовых задач // Психологические проблемы переработки зна­ковой информации. М., 1977. С. 237-252.

139. Гамезо М. В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М., 1977. С. 5-48.

140. Ганзен В. А, Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

141. Гафурова Н, О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Автореф. дис.... канд. пс. наук. Красноярск, 1996.

142. Геодакян В. Л. О структуре эволюционизирующих систем // Проблемы ки­бернетики. Вып. 25. М., 1972.

143. Герасимова Т. М. Пожилая женщина современной России; методология и результаты тендерного анализа биографий // Феминистская теория и прак­тика: Восток - Запад. СПб., 1996.

144. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972.

145. Гиллиган А. Иным голосом // Этическая мысль. 1991. М., 1992.

146. ГильбухЮ. 3. Внимание: одаренные дети.

147. Гильбух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренно­сти // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 147-155.

148. Гингер С. Что такое гештальт? Двадцать базовых понятий. СПб., 1996. 24 с.

149. Гингер С., Гингер-Пейрон А. Теория Self // Координаты «Я»: здесь и те­перь. Альманах 1. СПб.: Санкт-Петербургский Институт гештальта, 1996. С. 8-32.

150. Глотова Г. А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы ис­следования. Екатеринбург, 1992.

151. Гнеденко Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обуче­ния. М., 1982.

152. Гобова Е. С. Понимать детей - дело интересное. М.: АГРАФ, 1997.

153. Годфруа Ж. Что такое психология: Пер. с франц. М.: Мир, 1992.

154. Гозман Л. Я. Психология в политике: от объяснений к воздействию // Вве­дение в практическую социальную психологию. М., 1994.

155. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.

156. Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф.... канд. пс. наук. СПб., 1996. 48 с.

157. Голод С. И. Российское население сквозь призму тендерных отношений // Качество населения Санкт-Петербурга. СПб., 1996.

158. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический ас­пекты. Л., 1984.

159. Голубева Э, А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психо­логии. 1986. №5. С. 18-30.

160. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

161. Гомоюнов К. К. О фундаментализации технического образования // Вестник высшей школы. 1989. № 4. С. 21-26.

162. Гостев А. А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы человека. М., 1998. 216с.

163. Гостев А. А. Образная сфера человека. М., 1992. 160 с.

164. Государев Н. А. Треугольный человек. М.: Молодая гвардия, 1991.

165. Грановская Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во ЛГУД991. 272 с.

166. Гримшоу Д. Идея «женской этики» // Феминизм. Восток-Запад, Россия. М., 1993.

167. Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис.... д-ра пс. наук. СПб., 1995. 36 с.

168. Гришина Я. В. Психология конфликта. СПб., 2000. 464 с.

169. Гулевич О. А., Безменова И. К. Атрибуция: общее представление, направле­ния исследований, ошибки: Реферативный обзор. М., 1998.

170. Гумилев Н. Стихотворения. М., 1989. 200 с.

171. Гурко Т., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семьи на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

172. Гурко Т. А. Тендерная социология // Социология в России. М., 1996.

173. Гурко Т. А. Социально-экономические изменения в России и формирова­ние семьи // Социально-экономические проблемы современного периода преобразований в России. Вып. VII. М., 1996.

174. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

175. Гусева Е. П., Левочкина И. А., Сапожников В. М. Некоторые психологиче­ские и психофизиологические черты математически одаренных подрост­ков // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. №2.

176. Гусева С. И. Проблемы образа математически одаренного ребенка. // III Царскосельские чтения: Материалы конференции. Т. IV. СПб., 1999. С.226-227.

177. Гусева С. И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога: Дис.... канд. пс. наук. СПб., 2000.

178. Гусева С. И., Калинин А. А. Простейшие методы анализа данных в психоло­гии. СПб., 2001.

179. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические про­блемы построения учебных предметов). М., 1972.

180. Данилин К. Е. Анализ рефлексивных структур при исследовании малых групп // Теоретические и методологические проблемы социальной психо­логии. М., 1977. С. 109-126.

181. Демидов Д. Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное и пробле­мы подростков: Автореф. дис.... канд. пс. наук. СПб., 2000. 19 с.

182. Дистервег А. О самосознании учителя // Избранные педагогические произ­ведения. М., 1956.

183. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987. 205 с.

184. Долыпо Ф. На стороне подростка. СПб., 1997. 277 с.

185. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. М., 1987.

186. Донцов А. И. Проблема социальной группы в зеркале этнопсихологии // Вступительная статья к учебнику: Т. Стефаненко. Этнопсихология. М.: ИПРАН, 1999. С. 5-15.

187. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста// Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. С. 120-169.

188. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 356 с.

189. Дружинин В. Н. Теоретические основы диагностики познавательных спо­собностей: Автореф. дис.... д-ра пс. наук. М., 1991.

190. Дружинин В. Н., Гребенюк Г. А., Самсонова Е. Ю. Исследование психосеман­тической репрезентации общих умственных способностей // Психологиче­ский журнал. 1993. Т. 14, № 3. С. 47-55.

191. Дубовская Е. М., Тихомандрицкая О. А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

192. Дубров А. П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1990.

193. Дубровина И. В. Изучение математических способностей детей младшего дошкольного возраста // Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973. С. 5-88.

194. Дудченко О., Ясная Л., Дейнз Ш. Работа женщины и семья // Семья на поро­ге третьего тысячелетия. М., 1995.

195. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 134с.

196. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.

197. Еремеев Б. А. Статистические процедуры при психологическом изучении текста: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1996. 55 с.

198. Еремеев Б. А. К феноменологии социальной перцепции // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. С.14-15.

199. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. СПб., 2000. 184с.

200. Ершова Л. Д. Особенности перцептивных способностей учителя // Психо­логия труда и личности учителя. Вып. 2. 1977. С. 91-107.

201. Женщины в науке: Реф. сб. / Под ред. Л. П. Кулькина. М., 1989.

202. Женщины и социальная политика (тендерный аспект). М., 1992.

203. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия. Социально-психо­логический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

204. Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Проблемы диагностики социально-пер­цептивной компетентности // Актуальные методы обучения педагогиче­скому общению и его оптимизации. М., 1983. С. 90-97.

205. Жучева Е. Н. Успешность деятельности учителя в зависимости от педаго­гических и специальных способностей: Автореф. дис.... канд. пс. наук. Л., 1983. 16 с.

206. Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., 1986. 172 с.

207. Завалова Н. Д., Пономаренко В. А. Специфика психического образа, регули­рующего действия человека в условиях искаженной афферентации // Во­просы психологии. 1984. № 2. С. 26-34.

208. Зак А. 3. Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследова­ние речемысли и рефлексии. Психология. Вып. 10. Алма-Ата, 1979. С. 6—13.

209. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1985. 152 с.

210. Захаров А. И. Неврозы у детей и их психотерапия. СПб.: Союз, 1998. 324 с.

211. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли ро­дителей // Вопросы психологии. 1982. № 1.

212. Захарова Л. Н., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компе­тентность учителя и психолого-педагогическое проектирование. Н. Новго­род, 1995.

213. Здравомыслова О. М. От " равенства" к равноправию: нужна ли эмансипация мужчин // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) М., 1992.

214. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999.

215. Зейгарник Б. В., Коркина М. В., Карева М. А. Об одном виде изменения мотивационной сферы в подростковом возрасте // Психологические исследо­вания. М.: МГУ, 1977. С. 94-100.

216. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. 448 с.

217. Зимбардо Ф. Предисловие редактора к книге Ш. Берн Тендерная психоло­гия". СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. С. 14-17.

218. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д, 1997.480с.

219. Зинкевич О. В, О значении разработки понятия «рефлексия» для исследования самосознания личности // Психологическая служба в высшей школе. Новосибирск, 1981. С. 1120.

220. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7.

221. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. М., 1991. № 2. С. 15-37.

222. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 140-149.

223. Знаков В. В, Психология понимания в познании и общении: Дис.... д-ра пс. наук. М., 1995.76с.

224. Зобов Р. А., Обухов В. Л., Сугакова Л. И. Основы человековедения: человек как микрокосм. М. 1999. 382 с.

225. Иванов В. В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество //Бессознательное: Сб. статей. Т. 1. Новочеркасск, 1994. С.168-174.

226. Шанская Л. И. Значение образов представления в искусстве актера // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. М., 1984. С. 68-76.

227. Изюмова С. А. Опыт типологического исследования школьников с литературными и математическими способностями // Способности (К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова). Дубна, 1997.

228. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.

229. Исаев Д, Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1980. 181 с.

230. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

231. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65-69.

232. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. М., 1995.

233. Калашникова Ю. А. Проблемы имплицитных теорий личности (К истории формирования подходов, принципов структурно-содержательных объяснений и определения перспектив изучения) // Мир психологии. 1999. № 3.

234. Калмыкова Е. С., Ващенко А. П., Далъбендер Р., Покорны Д. Интрапсихиче-ские модели межличностного взаимодействия: сравнение российской и немецкой выборок. // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 3. С. 58-73.

235. Калмыкова 3. И. Проблемы неуспеваемости глазами психолога. М., 1982.

236. Кан-Калик В., НикандровН. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

237. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979. 138с.

238. Каплунович И. Я. Гуманизация обучения математике: некоторые подходы // Педагогика. 1999. № 1. С. 44-50.

239. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.

240. Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления: Автореф. дис.... д-ра пс. наук. М., 2000. 48 с.

241. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.

242. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.

243. Кле Мишель. Психология подростка (психосексуальное развитие). М.: Педагогика, 1991. 176 с.

244. Клецина И. С. Тендерная социализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

245. Клецина И. С. Тендерные характеристики психосоциальной идентичности в юношеском возрасте // Дети Севера: Тезисы докладов IV Международной конференции " Ребенок в современном мире". СПб., 1997.

246. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

247. Клике Ф., Мелхорн X. Г. Существуют ли определенные физические предпосылки для творческого мышления и деятельности // Резерв успеха - творчество / Под ред. Нойера, В. Калвейта, X. Клейна). М., 1989. С. 12-22.

248. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1969.

249. Климов Е. А. Введение в психологию. М., 1992. 159 с.

250. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. 350 с.

251. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М: Изд-во МГУ, 1995. 224с.

252. Климов Е. А. Образ чего? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. №4. С. 3-10.

253. Климов Е. А. Путь в профессию. Л., 1974. 190 с.

254. Климов Е. А. Школа... А дальше? Л., 1971. 134 с.

255. Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.

256. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Л., 1960.

257. Коенен-Хютер Ж. Эмансипация женщин: общеевропейский подход // Высшее образование в Европе. 1991. Т. 16. № 4.

258. Козиев В. Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис.... канд. пс. наук. Л., 1980. 14 с.

259. Козиев В. Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя. М., 1987. 16с.

260. Колмогоров А. Н. О профессии математика. М., 1960.

261. Коломинский Я. Л., Мелтсас М. X. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.

262. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Белоус А. Н. и др. Детская психология. Минск, 1988.399с.

263. Комарова Т. К. О роли социально-перцептивного эталона личности в регуляции педагогического взаимодействия // Образ в регуляции деятельности (К 90-летию со дня рождения Д. А. Ошанина): Тезисы докладов международной научной конференции. М., 1997. С. 95-97.

264. Комарова Т. К, Кондратьева С. В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности // Психологический журнал. 1991. Т. 12, №3. С. 30-37.

265. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

266. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.

267. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.

268. Кон И. С. Половые различия и дифференциации социальные ролей // Со­отношение биологического и социального. М., 1975.

269. Кон И. С. Ребенок и общество М., 1988.

270. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.

271. Кон И. С, Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М., 1997. 457с.

272. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Мн., 1993. 478 с.

273. Кондратьева С. В. Закономерности психического регулирования педагогической деятельности // Образ в регуляции деятельности (К 90-летию со дня рождения Д. А. Ошанина): Тезисы докладов международной научной конференции. М., 1997. С. 99-100.

274. Кондратьева С. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 158-174.

275. Кондратьева С. В. Учитель - ученик. М., 1984.

276. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 256 с.

277. Коньков С. А., Соколова Е. Т. Рождение языка самовыражения (опыт анализа вербальных репрезентаций самосознания) // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 3. С. 107-142.

278. Коул М., Скрнбнер С. Культура и мышление. М., 1977.

279. Кочанов Ю. Л., Шматко Н. А. Семантические пространства социальной идентичности // Социальная идентификация личности. М., 1993.

280. Кочетов А. И. Самовоспитание подростка. Свердловск, 1967. 168 с.

281. Красная Е. В. Взаимосвязь информационной и функциональной структур деятельности воспитателей детского сада на разных этапах профессионализации. СПб., 1995. 19 с.

282. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. 992 с.

283. Краусс Р. Познание и общение. Социально-психологический подход // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 5.

284. Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. 288 с.

285. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л., 1990. 208 с.

286. Крнчевский Р. Л. К вопросу о социально-перцептивном механизме идентификационного процесса // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 111-118.

287. Крутецкий В. А. Балбасова Е. Г, Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991.

288. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьника. М., 1968.

289. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.316с.

290. Крылов А. А. Обработка информации в операторной деятельности. Л., 1972. 33с.

291. Крылов А. Н. «Образ Я» - как фактор развития личности: Автореф. дис.... канд. пс. наук. М., 1984. 20 с.

292. Кудрявцев Л. Д. Мысли о современной математике и ее изучении. М., 1977.

293. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. 184 с.

294. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 120 с.

295. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. Ростов, 1981. 158 с.

296. Кулешова Л. Н. Некоторые особенности познания учителем ученика в процесс обучения // Психология труда и личности учителя. Л: ЛГПИ. Вып. 1. 1976. С. 123-133.

297. Кулешова Л. Н., Смолина А. В. Возрастные и индивидуальные особенности образа тела девочек-подростков 11-13 лет // Психология: Итоги и перспективы. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1996. С. 180-182.

298. Куликов Л. В. Соотношение объективных и субъективных оценок образных способностей человека // Психологическая наука и практика: Тезисы докладов и сообщений к научно-практической конференции 17-19 июня 1987. Новосибирск, 1987. С. 260-261.

299. Куликов Л. В. Диагностика способности учащихся к формированию и управлению образами представлений // Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика / Под ред. Л. П. Урванцева. Ярославль, 1990.

300. Куликов Л. В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие. СПб.: ЛГОУ, 1999. 100 с.

301. Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению: 2-е изд., доп. СПб., 1995. 136 с.

302. Куликов Л. В. Психология настроения личности: Автореф. дис....д-ра пс. наук. 1997. 38 с.

303. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1998.

304. Кулюткин Ю. Н., СухобскаяГ. Г. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990.

305. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: МГУ, 1984. С. 180-187.

306. Куницина В. Н. К вопросу о формировании образа своего тела у подрост­ков // Вопросы психологии. 1968. № 1. С. 90-99.

307. Куницина В. Н. Некоторые проблемы формирования личности и самосоз­нания // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1969. Вып. 4. № 3.

308. Куницина В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В, Н. Мясищева// Психологический журнал. М., 1992. Т. 13, № 3. С. 140-147.

309. Курбатова Т. Психологическая газета. 1996, № 2.

310. ЛазурскийА. Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.

311. Лебедева Н. Н. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №3.

312. Левочкина И. А. Математические способности и их природные предпосыл­ки // Способности (К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова). Дубна, 1997. С. 307-318.

313. ЛейтесН. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва, Воронеж, 1997.

314. Лейтес Н. С. Не упрощать проблему // Вопросы психологии. 1990. № 4. С.155-158.

315. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. М., 1971.

316. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М. 1979.

317. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

318. Леонтьев А. Н. Личностный смысл и трансформация психического образа. Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3-14.

319. Леонтьев А. Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2. М., 1983. С. 251-261.

320. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. №2. С. 3-13.

321. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

322. Леонтьев Д. А. Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3-14.

323. Леонтьев Д. А. Психология смысла: Автореф. дис.... д-ра пс. наук. М., 1999. 40 с.

324. Лернер И. Я, Педагогическое сознание - явление действительности и категория науки // Советская педагогика. 1985, № 3.

325. Либин А. В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999. 534 с.

326. Либин А. В., Либин В. В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках (Психографический тест предпочтений ТиГр): Методическое руководство. М., 1994. 105 с.

327. Либин А. В. Применение графической психодиагностической методики в профконсультационной работе // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов, 1989. С. 26-34.

328. Линч К. Образ города. М., 1995.

329. Липкина А. И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. 64 с.

330. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.

331. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самосознания у дошкольни­ков. Кишинев, 1983. 112с.

332. Лихачев Д. С. Человек в литературе древней Руси. М., 1989.

333. Лихтенберг Ф. Мужчины // Энциклопедия социальной работы. Т. 2. М., 1994.

334. Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.

335. Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения: Сборник обзоров. М., 1987.

336. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.296с.

337. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 444 с.

338. Ломов Б. Ф. Проблема образа в психологии // Вестник АН СССР. 1985. № 6. С. 85-92.

339. Лорбер Дж. Пол как социальная категория // Альманах " THESIS". 1994. Вып. 6.

340. Лунин И. И., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

341. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.

342. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие. М., 1971. 416 с.

343. Люшер М. Цвет вашего характера. М., 1996. 244 с.

344. Магун В. С. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов: Автореф. дис.... канд. пс. наук. Л., 1977. 22 с.

345. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. 684 с.

346. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. 592 с.

347. Маклаков А. Г., Чермянин С. В., Шамрей В. Ю., Кондратьев А. Ю. Особенности оказания медико-психологической помощи родственникам погибших моряков атомной подводной лодки «Курск» // Психологический журнал. 2001. Т. 22, №22. С. 5-14.

348. Максимова Э. А. Структура педагогического знания учителя иностранного языка. Л., 1973. 24 с.

349. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. М., 1997. С. 61.

350. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.

351. Маркс К. Капитал. Т. 1; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 189.

352. Математика, ее содержание, методы и значение / Под ред. А. Д. Александрова, А. Н. Колмогорова, М. А. Лаврентьева. М., 1953.

353. Матюшкин А. М. Восприятие в общении и взаимной деятельности // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. С. 23-24.

354. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996. 158 с.

355. Мацковский М. С., Олсон Д. Г. Семья в России и в США: сравнительный обзор // Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

356. Мдивани М. О. Исследование структуры образа физического «Я» школьников: Автореф. дис.... канд. пс. наук. М., 1991. 24 с.

357. Межличностное восприятие в группе. М., 1981. 295 с.

358. Мейснер Т. Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности. М.: Крон-Пресс, 1998.

359. Мелибруда Е. Я. Я - Ты - Мы. М., 1986. 254 с.

360. Мелия М. И., Разин М. В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 54-60.

361. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

362. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. М.: Славянская ассоциация онтопсихологии. 1997. 320 с.

363. Менчинская Н. А. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. М., 1965. 224 с.

364. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М., Воронеж, 1996. 272 с.

365. Метельский Г. И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. Л., 1979. 16 с.

366. Метельский Н. В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: «Вышэйшая школа», 1977.157 с.

367. Мид М. Культура и мир детства. М., 1998.

368. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структуры поведения. М., 1965. С. 33.

369. Минияров В. М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. Самара, 1997. 117 с.

370. Миракян А. И. Афизикальные принципы психического отражения и их моделирование в технических системах // Принципы порождающего процесса восприятия. М., 1992. С. 85-92.

371. Митина Л. М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 28-35.

372. Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996.

373. Михайлов А. Н., Ротенберг В. С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 106-111.

374. Михайлов В. Д. О понятии «человеческая активность» // Философия и социальная психология. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.

375. Михеева Е. Н. Социально-психологическая интерпретация как профессионально важное условие эффективного взаимодействия учителя с учащимися // Сб. научных трудов Лиепайского пед. вуза. Лиепая, 1993. С. 240-244.

376. Мухин Ю. М. Инвариантность и отражательная функция зрительного образа // Психология познавательной деятельности. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975.

377. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.

378. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М.: Мысль, 1997.

379. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

380. Надиришвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. 170с.

381. Найссер У. Что такое когнитивная психология // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986.

382. Наумова Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2.

383. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Мед-гиз, 1966.

384. Нийт Т. Человек в физической и социальной среде. Таллинн, 1983.

385. Никитин В. А. Проблемы теоретической идентификации социальной работы // Уч. зап. МГСУ. 1999. № 2.

386. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна: Феникс, 1995. 331 с.

387. Николюкина М. И. Атрибуция успеха и неудачи в процессе межличностного познания в группе: Автореф. дис.... канд. пс. наук. М., 1987.

388. Обозов Н. Н., Щекин Г. В. Психология работы с людьми. Киев: ИПЛУ, 1990.

389. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

390. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов // Под ред. проф. А. В. Петровского. М., 1976. 479 с.

391. Овчарова Р. В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребенка. Архангельск, 1994. 146с.

392. Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. СПб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1994.

393. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Челябинск, 1996.

394. Одаренность. Рабочая концепция / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1998.

395. Одаренные дети. М., 1991.

396. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М.: Класс, 1997. 336 с.

397. Орлов Ю. М, Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.

398. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. М.: Просвещение, 1993. 293 с.

399. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987. 223 с.

400. Осгуд Ч. Перцептивная организация // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Ред.: Ю. Б. Гипенрейтер, М. Б. Михалевская. М.: МГУ, 1975. С. 281-296.

401. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой и И. А. Урклина. Л., 1972. 311с.

402. Острогорский А. Н. Учитель и даровитые ученики: Пед. сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1889. № 3. С. 4.

403. Остроградский М. В. Педагогическое наследие, документы... М.: Физмат-гиз, 1961.

404. Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ. М., 1973. 31 с.

405. Ошанин Д. А. Роль оперативного образа в выявлении информационного содержания сигналов // Вопросы психологии. 1969. № 4. С. 34-50.

406. Ошанин Д. А., Конопкин О. А. О психологическом подходе к изучению деятельности человека-оператора // Психологические вопросы регуляции деятельности. М., 1973. 207 с.

407. Павленко В. Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1.

408. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 1997. 193 с.

409. Панферов В. Н. Психология человека. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

410. Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 139-142.

411. Панферов В. Н., Чугунова Э. С. Групповая оценка личности // Методы социальной психологии. Л., 1977. С. 103-120.

412. Панько Е. А. Психология труда воспитателя. Минск, 1993.180 с.

413. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). М., 1993. 240 с.

414. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику, исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.

415. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 1997. 400 с.

416. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. 207 с.

417. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета). Смоленск, 1997.214с.

418. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989. 216 с.

419. Петровская Л. А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. С. 152-168.

420. Петровский А. В. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

421. Петровский В. А. О понятии надситуативной активности // Вопросы психологии. 1975. № 3.

422. Петрулите А. Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре Образа «Я» у студентов: Автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 1984. 22 с.

423. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 4. С. 13-21.

424. Пиаже Ж., Фресс П. Экспериментальная психология. Вып. 1, 2. М.: Прогресс, 1966.

425. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972.

426. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. С.160-190.

427. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975. 463 с.

428. Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. 448 с.

429. Пономаренко В. А., Алешин С. В., Ворона А. А. Психический образ в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 16-28.

430. Попова Л. В. Тендерные аспекты самореализации личности: Учебное пособие по спецкурсу. М., 1996.

431. Попова Л. В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. 1996. № 2.

432. Посадская А. И. Женские исследования в России // Тендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.

433. Поспелова Т. Г. Тенденции развития брачно-семейных ориентации молодежи // Преемственность поколений: диалог культур. Вып. 2. СПб., 1996.

434. Потоцкий М. В. О педагогических основах обучения математике. М.: Уч-педгиз, 1963.

435. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998. 627 с.

436. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача). М, 1998.

437. Проблема индивидуальности в онтопсихологии / Ред. А. А. Крылов, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 1994. 23 с.

438. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, X. Кюнс, И. Ломпшера, Г. Розенфельда. М., 1981.

439. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1971.

440. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983. 448 с.

441. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мишера. М.: Педагогика-Пресс, 1997.

442. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.

443. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Питер, 2001.656 с.

444. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000.

445. Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. 532 с.

446. Психология учителя: Тезисы докладов к VII съезду общества психологов СССР. М., 1989.

447. Пуанкаре А. Наука и гипотеза. СПб., 1906.

448. Пухова Т. И. Образ радиации в рисунках школьников, проживающих на загрязненных территориях // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 40-46.

449. Раев М. А. Психологическая близость со значимыми лицами и некоторые особенности самосознания старшеклассника // Проблемы общения и воспитания. Ч. 2. Тарту, 1974. С. 168-178.

450. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.

451. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

452. Райх В. Сексуальная революция. СПб.; М., 1997. 352 с.

453. Раковская О. А. Особенности становления профессиональной карьеры женщин // Тендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.

454. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. М., 1983. 160 с.

455. Расчетина С. А. Социальная педагогика - развивающаяся область исследования. СПб.: Verba Magistri, 1997.

456. Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.

457. Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990. 80 с.

458. Реан А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии.1990. № 2. С. 77-81.

459. Реан А. А. «Уличные» дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы // Социальная работа с детьми и подростками группы риска: Материалы международной конференции. СПб., 2000.

460. Реан А. А. Аутоагрессивный паттерн личности // Ананьевские чтения-98. Тезисы научно-практической конференции 27-29 октября 1998 года. СПб., 1998. С. 52-54.

461. Реан А. А. Профессиональная самооценка личности // Психология: Итоги и перспективы. СПб.: СПбГУ, 1996. 95 с.

462. Реан А. А. Психологическая диагностика в педагогическом процессе. СПб., 1996. 134с.

463. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. 81с.

464. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. 416 с.

465. Реан А. А., Костромина С. Н. Как подготовить ребенка к школ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.