Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоверные различия в структурах Я-образов старшеклассников, родителей и учителей






Носители образа в д и к п с т э + = -_
Девочки - папы 0, 05           0, 01 0, 01 0, 01   0, 01
Мальчики - папы 0, 01 -0, 05 0, 05         0, 01 0, 01    
Девочки - мамы   -0, 01   -0, 01     0, 01 0, 01   -0, 01 0, 01
Мальчики - мамы   -0, 01 0, 05     -0, 05          
Девочки - учителя   -0, 01         0, 01 0, 05     -0, 05
Мальчики - учителя   -0, 05         0, 05        

 

Статистический анализ преподнес парадоксальный факт, который тем не менее вполне вписывается в концепцию 3. Фрейда об Эдиповом комплексе. Оказывается, что структуры Я-образов юношей больше всего, по пяти компонентам, отличаются от структур Я-образов отцов, в то время как от мам они отличаются всего по трем компонентам. А меньше всего (лишь по двум компонентам) они отличаются от структур Я-образов учителей.

Гораздо меньше, чем у юношей, оказались связаны с Я-образами взрослых структуры Я-образов девушек. Их структуры менее всего совпада­ют с образами педагогов (достоверные различия по четырем компонентам) и отцов (различия по пяти компонентам), но больше всего они отличаются от образов мам (различия по шести компонентам).

Подобный, но менее впечатляющий факт был выявлен нами при анализе взаимосвязи Я-образов младших школьников и педагогов [498].

Сравнительный анализ всех данных показывает, что структуры Я-образов старшеклассников больше соответствуют структурам Я-образов мам, педагогов и посторонних мужчин и женщин, а больше всего отличаются от Я-образов отцов. Эти результаты фактически совпадают с выводами нашего предыдущего исследования [498], в ходе которого обнаружилось, что мальчики при самооценке больше девочек ориентируются на мнение педагогов. Но в данном случае речь идет не о совпадении образов ребенка в сознании педагогов и Я-образов младших школьников, а о совпадении Я-образов старшеклассников, педагогов и мам. В то же время Я-образы пап и детей всех возрастов не совпадают. Можно сделать вывод о том, что в формировании детских Я-образов на всех, возрастных этапах, вплоть до старшего школьного возраста, решающую роль играет фактор феминизации воспитания, что сказывается в том, что даже Я-образы юношей больше соответствуют женским Я-образам, чем Я-образам отцов.

Трудно, а зная психологию юношей, просто невозможно предположить, что основная их масса в восприятии самого себя, в самооценке сознательно ориентируется на женские стереотипы социального познания и самопознания. Наоборот, в своем большинстве, несмотря на прогрессирующую явную и неявную рекламу альтернативного сексуального поведения, они стремятся реализовать и показать противопо­ложную ориентацию. В то же время неоднократно установленные в наших исследованиях факты весьма убедительно подтверждают более мощное женское влияние на социальную перцепцию мальчиков и юношей. Действительно, оказывается, что влияние подсознательной ориентации юношей на представителей противоположного пола гораздо сильнее сознательных мотивов саморазвития. А «великий и мудрый» 3. Фрейд был действительно велик и мудр, раз разглядел и осмелился практически голословно, апеллируя лишь к единичным клиническим случаям и мифологии, утверждать это.

Если сравнить структуры Я-образов мужчин и женщин, приведенные в исследовании И. Ю. Шилова (табл. 13), то между ними также окажется мало существенных отличий. В то же время между Я-образами родителей (среди которых 28 реальных супружеских пар) таких различий больше половины (7 из 12 параметров). Вероятно, в совместной супружеской жизни формирование образа собственного «Я» начинает перестраиваться на основе принципа, который можно назвать «принцип противоположного (или оппозитного) взаимодополнения». В соответствии с этим принципом в самосознании более активно актуализируются те личные качества, которые подчеркивают отличие от партнера, собственную индивидуальность и значимость в обоюдном союзе. Это помогает не только самоутвердиться в союзе равных, но и сделать его более сильным и устойчивым в выживании. Те характеристики, которые схожи - сработали на соединение, а те, которые отличаются, при верном их осознании и направлении начинают работать на сплочение и усиление, на осознание взаимной необходимости того, что есть в другом, но отсутствует во мне. Причем, судя по нашим данным, женщины, при всей их социальной конформности, с детства более независимы в формировании своего «Я». Как тут не вспомнить точно подмеченную (при всей неточности перевода Киплинга) аналогию: «Кошка, которая гуляет сама по себе». Именно кошка, а не кот. Представители мужского пола в большинстве своем оказываются более зависимы в формировании представлений о самих себе.

Результаты исследования особенностей Я-образов младших школьников и педагогов, проведенного более пяти лет назад, по основным направлениям полностью согласуются с данными и их анализом, проделанным в нашем исследовании. В частности, выявилось, что гендерные особенности взаимосвязей структур Я-образов младших школьников и взрослых во многом аналогичны взаимосвязям структур Я-обра-зов старшеклассников и взрослых. В связи с выявленным сходством структур представляется целесообразным рассмотреть не только структуры, но и содержание обобщенных Я-образов младших и старших школьников.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТИПИЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Я-ОБРАЗОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Анализ частотных словарей Я-образов детей и взрослых,.отражающих обобщенные особенности Я-образов, может помочь более детально и конкретно разобраться в вопросах возрастной специфики не только структуры, но и содержания Я-образов. Для того чтобы конкретное содержание образов наиболее точно соответствовало типичной характеристике, необходимо соблюдать ту же структуру, которая характерна для усредненных структур образов.

При создании типичной обобщенной характеристики из каждого подраздела частотного словаря каждой категории образов отбираются наиболее употребляемые характеристики, фактически многие из них стали своеобразными образно-смысловыми штампами. Количество характеристик по каждому компоненту соответствует доле этого компонента в структуре реконструируемого образа в соотношении: 1 характеристика на 2, 5 % общей структуры образа.

Например, если характеристики эмоциональной сферы составляют в структуре Я-образа девочек 19 %, то из частотного словаря, составленного в результате суммирования всех высказываний девочек о себе, отбираются первые восемь наиболее часто встречающихся в этих высказываниях характеристик эмоциональной сферы (так как в указанных выше пропорциях 8 характеристик составляют 20 % от всего числа характеристик Я-образа одной девочки).

В результате собирательный образ включает до 40 наиболее часто встречающихся в каждой категории характеристик (за счет того, что ряд характеристик может относиться сразу к нескольким компонентам структуры образа, число характеристик может быть меньше 40). Такое двукратное, по сравнению с конкретными образами, увеличение объема характеристик позволяет более полно представить специфику каждой категории образов. Конечно, такие реконструированные образы являются лишь общей схемой, так как не отражают в полной мере все параметры конкретных образов и специфику их отражения в «20 высказываниях».

Так, при подобной реконструкции совершенно не учитывается такой существенный для анализа конкретного образа параметр, как порядковый номер характеристики. Следовательно, исчезает возможность анализа степени осознанности конкретной характеристики. В то же время, при всей схематичности, подобные реконструкции типичных образов (табл. 15) позволяют сориентироваться в наиболее характерном для каждой категории содержании образов, а не только в их структуре.

ТАБЛИЦА 15

Обобщенные характеристики образов мальчиков и девочек младшего и старшего школьного возраста (на основе частотных словарей) *

№ по пор. Младше-классницы % Старшеклассницы % Младшеклассники % Старшеклассники %
  Умная   Добрая   Добрый   Цобрый  
  Красивая   Веселая   Красивый   Умный  
  Невочка   Умная   Человек   Веселый  
  Добрая   (ммпатичная   Умный   Сильный  
  Зеселая   Красивая   Сильный   [Срасивый  
  ученица   Скромная   Хороший   Общительный  
  Человек   Общительная   (Мое имя   Честный  
  Дочь   Честная   Трудолюбивый   Смелый  
  Трудолюбивая   Любящая, ласковая   Веселый   Спортивный  
  ('.вое имя   Вредная   Ученик   Целеустремленный  
  Хорошая   Ленивая, лентяйка   Мальчик   Ответственный  
  Аккуратная   Дружелюбная   Смелый   Отзывчивый  
  Ласковая   Нежная   Быстрый   Решительный  
  Обидчивая   Отзывчивая   Любопытный   Ленивый  
  Любопытная   Обаятельная   Большой   Трудолюбивый  
  (Спокойная   Заботливая   Друг   Мужественный  
  Танцовщица   Ответственная   Помощник   Вежливый  
  Большая   Аккуратная   Спокойный   Хороший  
  Дружелюбная   Девочка, девушка, женщина   Стройный   Спокойный  
  1 1 о дружка   Влюбчивая   Ласковый   Активный  
  Помощница   Гордая   Аккуратный   Дружелюбный  
  Смешная   Спортивная   Защитник   Скромный  
  lil IC'I   Вспыльчивая   Общительный   Высокий  
  Лентяйка   Трудолюбивая   Упрямый   Жизнерадостный  
25 26 Русская Сладкоежка   Дочь Мечтательная 12 12 Шалун Эмоциональный 10 10 Хитрый Заботливый  
27 28 29 30 Худая Вредная Послушная Игр иная 12 И) 10 К) Сестра внимательная Упрямая Целеустремленная 11 11 11 10 Честный Любознательный Начитанный 8 8 8 8 Самостоятельный (Симпатичный Любящий, ласковый внимательный 12 10 9, 8 7 И
  Умница   Хозяйственная   Сижу у телевизора   Сыч /, о
  Шалуньи   Любознательная   Ленивый   Человек 7, 3
  Любознательная   Активная   Усидчивый   Хозяйственный 6, 8
  Хитрая   Решительная   Послушный f Брат 5, 9

* Курсивом выделены дословные совпадения у представителей разного пола, жирным шрифтом — дословные совпадения по всем категориям, подчеркнуты дословные совпадения у представителей одного пола, но разного возраста.

В табл. 15 приведены результаты реконструкции содержания Я-образов мальчиков и девочек младшего и старшего школьного возраста. Цифры соответствуют количеству человек (в процентах), выбравших соответствующие характеристики.

Анализ содержания образов мальчиков и девочек младшего и старшего школьного возраста, обобщенных по структурно-частотному принципу (табл. 15-18), показывает, что есть не только структурно-статистическая, но и содержательно-качественная взаимосвязь между элементами Я-образов учащихся разного возраста.

Так, в первых 34 наиболее часто употребляемых характеристиках Я-образов между младшими и старшими детьми обоего пола обнаруживается семь дословных совпадений (табл. 16), кроме того, есть и косвенные, не дословные, но смысловые совпадения.

ТАБЛИЦА 16

Дословные совпадения обобщенных Я-образов мальчиков и девочек младшего и старшего школьного возраста (на основе частотных словарей)

№ по пор. Младшеклассницы % Старшеклассницы % Младшеклассники % Старшеклассники %
  Умная   Добрая   Добрый   Добрый  
  Красивая   Веселая   Красивый   Умный  
  Добрая   Умная   Умный -   Веселый  
  Веселая   Красивая   Трудолюбивый   Красивый  
  Трудолюбивая   Ласковая   Веселый   Ленивый  
  Ласковая   Ленивая   Ласковый   Трудолюбивый  
У Лентяйка   Трудолюбивая   Ленивый   Ласковый  

Независимо от возраста и пола дети видят себя ДОБРЫМИ, УМНЫМИ, ВЕСЕЛЫМИ, КРАСИВЫМИ, ЛАСКОВЫМИ, ТРУДОЛЮБИ ВЫМИ, ЛЕНТЯЯМИ.

Любопытное сочетание трудолюбивого и ленивого имеет возрастную специфику. Если младшие школьники чаще считают себя трудолюбивыми и реже ленивыми, то старшие более самокритичны и, наоборот, чаще считают себя ленивыми и реже трудолюбивыми. Большее количество умных - среди младших девочек, они же чаще видят себя красивыми, добрыми и ласковыми, а реже всего считают себя умными, добрыми, красивыми и ласковыми младшие мальчики.

В образах представителей одного пола таких буквальных совпадений, с учетом предыдущих общих, еще больше (табл. 17). Сопоставление этих совпадений позволяет выявить тендерную специфику обобщенных образов детей разного возраста, т. е. те характеристики, которые независимо от возраста подчеркивают половую принадлежность детей.

ТАБЛИЦА 17

Дословные совпадения обобщенных Я-образов у младших и старших школьников одного пола (данные анализа частотных словарей)

№ по пор. Младшеклассницы Старшеклассницы Младшеклассники Старшеклассники
  Аккуратная Аккуратная Вежливый Вежливый
  Вредная Вредная Общительный Общительный
  Девочка Девочка, девушка, женщина Сильный Сильный
  Дочь Дочь Смелый Смелый
  Дружелюбная Дружелюбная Спокойный Спокойный
  Любознательная Любознательная Хороший Хороший
      Человек Человек
      Честный Честный

Ребята, по их мнению, наиболее часто отличаются от девочек ЧЕСТНОСТЬЮ, ВЕЖЛИВОСТЬЮ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬЮ, СИЛОЙ, СПОКОЙСТВИЕМ, СМЕЛОСТЬЮ ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА.

Зато, в отличие от парней, ВРЕДНЫЕ ДЕВОЧКИ считают себя АККУРАТНЫМИ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМИ, ДРУЖЕЛЮБНЫМИ ДОЧКАМИ.

Выявленные тендерные совпадения Я-образов в некоторой степени нарушают сложившиеся в массовом сознании половые стереотипы. Вежливость и спокойствие обычно больше ассоциируются с девочками, тогда как любознательность чаще приписывают мальчикам. Следует отметить не зависящую от возраста самокритичность, казалось бы, не свойственную девочкам.

Но больше всего совпадений между Я-образами сверстников и сверстниц. Анализ влияния возрастных социо-перцептивных стереотипов (табл. 18) показал, что возраст серьезнее сказывается на формировании смысловых социо-перцептивных штампов, чем пол.

Выявляется определенный парадокс. При статистически достоверных различиях между структурами Я-образов детей разного возраста выявляется явное сходство наиболее часто употребляемых детьми характеристик. Т.е. обнаруживается, что практически из одних и тех же основных понятий составляются образы с достоверно различающимися структурами.

На наш взгляд, в данном факте более существенных совпадений в рамках одного возраста, чем в рамках одного пола, снова проявляется влияние, во-первых, школы, а во-вторых, феминизации как общественного, так и семейного воспитания.

В рассмотренных обобщенных структурах Я-образов младших и старших школьников недостаточно точно отражены соотношения модальностей характеристик, так как обобщение происходило по наиболее

ТАБЛИЦА 18

Дословные совпадения обобщенных Я-образов мальчиков и девочек одного возраста и разного пола (данные анализа частотных словарей)

ТАБЛИЦА 19

Соотношение положительных, отрицательных и нейтральных характеристик в Я-образах мальчиков (в %)

№ по пор.. Младшеклассницы Младшеклассники Старшеклассницы Старшеклассники
  Аккуратная Аккуратный Хозяйственная Хозяйственный
  Большая Большой Целеустремленная Целеустремленный
  Быстрая Быстрый Честная Честный
  Девочка Мальчик Активная Активный
  Подружка Друг Сестра Брат
  Любознательная Любознательный Внимательная Внимательный
  Любопытная Любопытный Дочь Сын
  Помощница Помощник Дружелюбная Дружелюбный
  Послушная Послушный Заботливая Заботливый
  Свое имя Свое имя Любящая Любящий
  Спокойная Спокойный Общительная Общительный
  Ученица Ученик Ответственная Ответственный
  Хорошая Хороший Отзывчивая Отзывчивый
  Человек Человек Решительная Решительный
  Шалунья Шалун Симпатичная Симпатичный
      Скромная Скромный
      Спортивная Спортивный

часто употреблявшимся характеристикам, в то время как подавляющее большинство характеристик нейтральной, амбивалентной и тем более отрицательной модальности в структуры Я-образов, вполне естественно, включаются достаточно редко. Но эти характеристики играют важную роль в детских Я-образах. Для того чтобы более тщательно разобраться в гендерных особенностях эмоциональной насыщенности детских Я-образов, они были проанализированы нами на примере младших школьников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.