Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерный анализ Я-. Ты-образов в сознании детей






Каждый ребенок осознает себя и любого другого ребенка через призму пола. Это осознание пронизывает все существование ребенка и, конечно же, не может не отразиться в его представлениях о себе и других людях. Пол человека, и свой собственный прежде всего, является своего рода спусковым механизмом для формирования схемы образа человека, для оценки его личности и поведения. Верно определенный пол определяет и основной стереотип восприятия этого конкретного человека: те основные метки и критерии, по которым будут происходить основные измерения качеств, возможностей и поведения человека.

Для ребенка определение пола сверстника, пожалуй, даже более важно, чем для взрослого определение пола другого взрослого, а тем более ребенка. Во взаимоотношениях детей, уже начиная со старшего дошкольного возраста, а возможно, и раньше (что касается детей, прошедших систему общественного дошкольного воспитания, то, по крайней мере, начиная с момента раздельного высаживания детей на горшки), определение пола сверстника определяет стратегию и тактику познания этого сверстника, установления контакта и дальнейшего взаимодействия с ним. Вначале определяется пол и уже затем: симпатичен мне или нет, хороший или плохой, умный или глупый и т. д.

Сегодняшняя мода, в том числе и детская, нередко существенно затрудняет биологически и исторически естественный процесс познания другого человека, начинающийся с определения его пола. И это затрудняет процесс установления контакта и взаимодействия. Совершенно не случайно детей, вплоть до младшего школьного возраста, волнует проблема критериев определения пола.

Когда мода затрудняет половую идентификацию, а условия средней и более северной географической широты не позволяют провести ее по четким анатомическим признакам, тогда особую роль начинает играть умение делать это по психологическим критериям. Тогда в формирование социально-перцептивных навыков активно включается не только сознание, но и интенсифицируются неосознаваемые психические процессы. Осознанное или неосознанное определение психологических критериев познания человека крайне необходимо ребенку не только для познания других, оно необходимо ему и для познания самого себя, для того чтобы точнее определять свои возможности, цели и пути их достижения. А все это находит отражение в образе самого себя и в отражении тех или иных качеств других людей.

Насколько мне известно, еще не было исследований, посвященных изучению отражения детьми симпатичных и несимпатичных им сверстников. Не изучалась и специфика отражения симпатичных и несимпатичных представителей разного пола. В нашем исследовании мы рассмотрели не только эти вопросы, но и то, каковы особенности отражения детьми разного возраста и пола симпатичных и несимпатичных им мальчиков и девочек. Кроме того, мы провели анализ особенностей отражения симпатичных и несимпатичных мальчиков и девочек их сверстниками, вошедшими, по данным социометрического исследования, в число «звезд» и «изолированных», а также того, как «хорошие» и «плохие», с точки зрения педагогов, дети описывают симпатичных и несимпатичных им сверстников.

Анализ половозрастных особенностей динамики отражения симпатичных и несимпатичных сверстников (табл. 28) показывает, что при сохранении традиционной иерархии структуры образа ребенка, с небольшими колебаниями, обнаруживаются достаточно заметные расхождения по объему отдельных компонентов в различных категориях.

Обнаруживается ряд интересных тенденций.

1. Возрастные колебания в синхронности положительных и отрицательных оценок мальчиков и девочек. В младшем школьном возрасте самые большие различия в оценках между мальчиками и девочками. Оценки симпатичных детей у мальчиков существенно ниже, чем соответствующие оценки девочек, при этом оценки, которые они дают симпатичным девочкам, значительно ниже, чем оценки, даваемые симпатичным мальчикам. Аналогичная, но менее ярко выраженная половая сегрегация отмечается и у старших школьников. У детей среднего школьного

ТАБЛИЦА 28






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.