Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура Я-образа старших школьников разного уровня одаренности






Условные обозначения: * - показатели учеников, названных наиболее одаренными; ** - показатели учеников, назван­ных наиболее бездарными.

 

Компоненты Ранг Среднее Стандартное отклонение Максимум Отсутствуют, %
    * ** * ** * ** * ** * **
Волевые     3, 19 3, 31 2, 74 2, 03     9, 7 11, 1
Деятельностные     0, 76 1, 22 0, 82 2, 04     45, 2 42, 2
Интеллектуальные     2, 60 2, 64 1, 35 1, 25     3, 3  
Конвенциональные     1, 08 1, 47 2, 06 2, 89     66, 1 66, 7
Метафоры     0, 11 0, 13 0, 66 0, 41     95, 2 88, 9
Поведенческие     0, 61 0, 82 0, 75 0, 83     51, 6 40, 0
Социальные     9, 73 9, 04 2, 69 2, 37        
Телесные     3, 71 4, 00 1, 67 1, 60        
Эмоциональные     7, 63 7, 20 2, 12 2, 44        

 

Максимальное количество определений, приходящихся на один и тот же компонент, у учащихся разных интеллектуальных категорий в большинстве случаев практически идентично, и соотношение между ними не проявляет устойчивости при переходе от одного возраста к другому, за исключением устойчивых, не зависящих от возраста различий в максимальном предпочтении волевых, деятельностных, кон­венциональных и метафорических компонентов у учащихся с высоким и низким уровнем интеллекта.

Сравнивая соотношения между этими показателями, мы видим, что в каждом возрасте максимальное количество волевых и метафорических характеристик употребляют учащиеся с более высоким уровнем интел­лекта, максимальное количество деятельностных и конвенциональных -учащиеся с низким уровнем. При этом, независимо от возраста, самый большой разрыв между максимальным количеством определений приходится на деятельностные и метафорические характеристики.

Сопоставление данных об отсутствии в Я-образах тех или иных ком­понентов выявило, что нет ни одного компонента Я-образа, который бы присутствовал у всех, независимо от возраста и категории учащихся. Даже социальные компоненты, независимо от возраста, присутствуют у всех без исключения детей только в группе с повышенным интеллектом, в то время как у детей со сниженным интеллектом социальные характеристики только в подростковом и старшем школьном возрасте оказываются неизменным компонентом их Я-образов. Тем не менее именно социальные характеристики употребляются практически всеми, в том числе и подавляющим большинством младших школьников. У большинства же учащихся всех групп в Я-образах отсутствуют метафорические и поведенческие характеристики. Что касается возрастной устойчивости соотношения между учащимися разного уровня интеллекта в употреблении тех или иных групп характеристик, то это наблюдается лишь в отношении одной категории характеристик. Во всех возрастных группах учащиеся с низким уровнем интеллекта чаще, чем учащиеся с высоким уровнем интеллекта, не используют волевые характеристики. В отношении других категорий возрастная устойчивость соотношения не проявляется.

В ходе анализа употребления интеллектуальных характеристик выявилась интересная деталь. И в младшем, и в среднем школьном возрасте все «одаренные» дети в собственных описаниях обязательно используют характеристики интеллектуальной сферы, в то время как более 18 % младших и более 6 % средних «бездарных» школьников избегают их. В старшем же школьном возрасте не только абсолютно все учащиеся со сниженным уровнем умственного развития обязательно используют характеристики интеллекта, но даже характеризуют себя умными чаще, чем старшеклассники противоположной интеллектуальной группы, к тому же не все из них в Я-образах вообще используют характеристики своего интеллекта.

Таким образом, при анализе возрастных различий между двумя категориями учеников, различающихся уровнем интеллектуальных характеристик, выявились следующие достоверные возрастные закономерно­сти самопрезентации учащихся:

1. Устойчивое, независимо от уровня интеллекта, увеличение, от одной возрастной категории к другой, объема социальных и волевых ком­понентов Я-образа.

2. Устойчивое, независимо от уровня интеллекта, уменьшение, от одной возрастной категории к другой, объема деятельностных компонентов Я-образа.

3. Устойчивый, независимо от уровня интеллекта, рост, от одной возрастной категории к другой, положительной самооценки.

4. Устойчивое, независимо от уровня интеллекта, снижение, от одной возрастной категории к другой, количества эмоционально нейтральных самооценок.

5. Не выявилось достоверных устойчивых возрастных тенденций самопрезентации, связанных с уровнем развития интеллекта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.