Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль детей в тендерной социализации ребенка






 

Кроме родителей на развитие типичного для пола поведения ребенка влияют братья и сестры. Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтсас считают, что:

- если в семье имеются дети разного пола, то у них обнаруживается больше черт, характерных для другого пола (например, девочка, имеющая старшего брата, часто развивается по модели «сорванца» и в обществе сверстников может выбрать компанию мальчиков);

- влияние разнополых детей друг на друга тем больше, чем меньше разница в возрасте;

- влияние старшего ребенка сильнее на младшего того же пола, так как он побуждает у него предпочтение и принятие своего пола;

- у перворожденных мальчиков предпочтение и принятие половой роли немного слабее;

- наиболее типичные для пола реакции наблюдаются у единственных детей в семье и у мальчиков, имеющих брата [261].

На идентификацию мальчика с ролью отца позитивно влияет наличие брата. У девочек наличие сестры не сказывается подобным образом, видимо, из-за идентификации с матерью, которая более выражена, чем идентификация с отцом у мальчиков [211].

Весьма существенное, на мой взгляд, влияние на полоролевое самоопределение мальчиков оказывают сверстники и более старшие пред-ставители мужского и женского пола. Даже в таких благоприятных для гендерной социализации условиях, как наличие внимательного и заботливого отца, роль сверстников и старших ребят невозможно переоценить. Но этот аспект проблемы тендерной социализации мальчиков в настоящее время фактически не изучен. На сегодня, пожалуй, лишь в произведениях, к сожалению, очень редких писателей, таких как А. П. Гайдар и В. П. Крапивин, можно встретить очень точные описания образов мальчишеских друзей и врагов идентичного пола и их роли в возмужании мальчишек. Девочкам в этом плане повезло еще меньше. Наверное с времен Л. Чарской, модной еще до прихода советской власти детской писательницы, никто из ее коллег не смог должным образом отразить роль сверстниц в девичьем взрослении, да и ей самой это не очень-то удалось.

Немалую роль в гендерной социализации мальчиков играют и сверстницы, которые, в силу более раннего физиологического и социального созревания, уделяют сверстникам гораздо меньше внимания, чем те хотели бы получить. Мальчишки, в свою очередь, не могут не заметить, что внимание сверстниц направлено на парней более старшего возраста. Это стимулирует мальчишек на проявление качеств и способов поведения, свойственных старшим, что, безусловно, сказывается на качестве и темпах их возмужания.

Роль сверстников в гендерной социализации отечественными пси-хологами и педагогами практически не изучается. Этот вопрос ставится лишь в единичных работах, где идентификация со сверстниками того же пола, что и ребенок, рассматривается как важнейший механизм формирования гендерной идентичности. Наибольший вклад в изучение этого фактора внес социолог И. С. Кон.

В то же время детские психологи отмечают, что в детстве мальчики и девочки имеют тенденцию играть раздельно и отдают предпочтение в социометрическом эксперименте представителям своего пола [1, 473]. Ребенок стремится быть принятым не только родителями, но и сверстниками, а это принятие достигается во многом его поведением в соответствии с полоролевыми стандартами. Начиная с трехлетнего возраста, дети, особенно мальчики, осознанно или неосознанно подкрепляют типичное для определенного пола поведение друг друга. Именно образы-эталоны мальчиков и становятся наиболее эффективными моделями для детей обоих полов.

И. С. Кон утверждает, что общество сверстников как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации. В среде сверстников ребенок испытывает себя в качестве представителя пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих, гораздо более жестких, чем в семье, критериев маскулинности-фемининности, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его гендерную идентичность [269]. Фемининные мальчики отвергаются мальчиками, зато их охотно принимают девочки, а маскулинных девочек легче принимают мальчики, чем девочки. Однако есть одно важное различие: хотя девочки предпочитают дружить с фемининными сверстницами, их отношение к маскулинным девочкам остается положительным, в то время как мальчики резко отрицательно оценивают фемининных ровесников [545].

Ориентация на мнение сверстников в определенные возрастные периоды становится решающей для выбора профессионального пути, стиля жизни. Потребность в самоутверждении в кругу сверстников может толкать индивида на отказ от своих способностей, на изменение жизненных целей и планов. В работе Л. В. Поповой [430] приводятся данные об оценке возможного вклада основных факторов в интеллектуальную продуктивность. Так, Дж. Галлагер утверждает, что 30-50 % приходится на такой фактор, как способности к овладению абстрактной системой символов, а 15-20 % - на влияние сверстников. Эти усредненные показатели даны без учета половоз-растных особенностей, тогда как известно, что с раннего детства девочек ориентируют на межличностные отношения, на связь с другими людьми. Исследователи предполагают, что для девочек влияние сверстников более значимо и превышает приведенный выше показатель.

Именно в подростковом возрасте начинается процесс маскировки одаренности. Так, согласно американским данным, в начальной школе девочки составляют половину всех одаренных детей, к старшим классам они составляют уже одну треть от одаренных (L. К. Silverman, по [545]).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.