Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение мужских и женских изображений в разных сферах деятельности






 

    №   Лица женского пола Лица мужского пола
по пор. Категории анализа количество % количество %
  Общее количество изображений        
  Инструментальная сфера        
  Экспрессивная сфера        
  Сфера учебной деятельности        
  Сфера отдыха        

 

Из таблицы следует, что общее количество изображений лиц муж­ского пола превышает количество изображений лиц женского почти в два раза. Мужчины и мальчики в основном представлены занимаю­щимися инструментальной деятельностью, кроме того, они чаще, чем женщины и девочки, изображены в ситуации отдыха, развлечений и занимающимися учебными делами. Различия оказались статистически значимыми по таким категориям, как общее количество изображений лиц мужского и женского пола и представленность мужчин и женщин в инструментальной сфере деятельности (из курсовой работы Н. Н. Оболенцевой).

Как отмечают Т. В. Виноградова и В. В. Семенов, в учебниках прак­тически не представлены даже те женщины-ученые, которые получили мировую известность и признание [120]. Они объясняют это тем, что в современной культуре глубоко укоренился взгляд на науку как на муж­ское занятие. Наука создавалась мужчинами, и в ней нашли отражение мужские нормы и мужская система ценностей.

Т. В. Виноградова и В. В. Семенов подчеркивают, что особые слож­ности возникают у девочек, которые проявляют интерес и имеют спо­собности к таким дисциплинам, как математика, физика, информати­ка, т. е. сферам деятельности, считающимся исключительно мужскими. Так как в обществе прочно утвердилось представление, что женщины и точные науки - это несовместимые понятия, девочки, даже успешно прошедшие необходимые курсы по математике, в три раза реже выра­жают желание работать в этих областях. Мальчики, по сравнению с девочками, в два раза чаще выбирают карьеру ученого [120].

В то же время, по данным Ж. Коенен-Хютер: «Анализ показателей учебы в университете и до поступления в него позволяет сделать сле­дующий вывод: нет никаких свидетельств того, что женщины менее одарены, чем мужчины. Наоборот, если и выявляются какие-либо от­личия, то они, как правило, в пользу девушек» [257].

Обобщая подобные данные, И. С. Клецина отмечает, что гендерная социализация девочек в школьные годы способствует формированию у них определенных внутренних состояний-барьеров, затрудняющих личностную и профессиональную самореализацию. К ним можно от­нести: боязнь неудачи, боязнь утраты женственности, недостаток на­стойчивости в достижении цели, боязнь общественного отвержения.

О влиянии средств массовой информации на процесс социализа­ции, на формирование определенных ценностей и образцов поведения в современном мире уже столько написано, столько сломано копий в полемическом запале и научных, даже не дискуссиях, а воззваниях, что добавлять что-то еще на сегодняшнем этапе, вероятно, не имеет смыс­ла. Следует, наверное, лишь принять к сведению возросшие возможно­сти этих средств, в связи с массовой компьютеризацией, которая рас­ширяет свои возможности в расширении влияния уже и на личностное развитие человека, который все чаще попадает в такую психологиче­скую зависимость, что это начинает представлять опасность, не мень­шую, чем алкоголь и наркотики. Компьютерные игры, с возрастанием их интерактивных возможностей и все более изощренным учетом че­ловеческой психики, особенно возможностей влияния на неосознавае­мую ее часть, оказывают все большее влияние уже не просто на стерео­типы восприятия, а на формирование и закрепление стереотипов оценки информации и адекватного ей поведения. Если некоторые ис­следователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей, то можно уже говорить о том, что с распространением в семьях персональных компьютеров и соответствующего программного обеспечения их влия­ние на многих детей становится уже более мощным, чем влияние ро­дителей на социализацию своих детей. Компьютеризация в последнее время оказывает все большее влияние именно на гендерную социали­зацию детей, подростков и юношества. Особенно в связи с распростра­нением Интернета, с его уникальными возможностями не только рас­пространения информации, но и обезличивания ее.

По данным различных независимых источников, до 90 % времени обращения к Интернету индивидуальных пользователей приходится на сайты, несущие сексуальную информацию. А эта информация, в подав­ляющем большинстве, далеко не безобидна и даже на взрослых оказывает такое воздействие, что сказывается не только во влиянии на формы сексу­ального поведения. Зафиксированы факты, когда обращение к компьюте­ризированному сексуальному общению приводит к отказу или даже не­возможности любых других форм сексуального поведения, кроме опосре­дованных компьютером. При этом в силу полового дипсихизма более опасное влияние компьютерный секс оказывает на мужскую часть ком­пьютерных пользователей. Если учесть, что и активными пользователями гораздо чаще является именно мужская часть населения, то гендерное раз­витие мальчишеской части детей не может не вызывать опасения.

Но следует отметить, что даже при условии всеобщей компьюте­ризации опасность компьютерной зависимости угрожает далеко не всем представителям мужского, а тем более женского пола. К счастью, как показывают личные наблюдения, многие дети, даже при наличии возможности бесконтрольного пользования компьютером и свободно­го блуждания по компьютерным сетям, предпочитают (пока?) живые игры, общение и взаимодействие, в том числе с противоположным полом. Компьютер, при всех его интерактивных возможностях, еще не может сравниться с реальностью в возможностях воздействия на об­разно-эмоциональную сферу большинства людей.

Многие детские книги также способствуют укреплению традици­онных гендерных стереотипов. Мужские персонажи, являясь главными героями большинства произведений, обычно предстают в качестве ак­тивного и творческого начала, в то время как героини чаще бывают жертвами, объектами защиты и поклонения. Причем это явление харак­терно и для отечественной и для западной культуры. Д. Майерс приво­дит сведения о том, что за последние 50 лет в детских книгах, удосто­енных премии Калдекотта (Caldecott Award books), девочки в 4 раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари (швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки), а мальчи­ки в 5 раз чаще девочек пользовались инструментами (такими, как ви­лы, плуг, оружие). В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, женщины выполняют большую часть домашней работы.

И повсеместно такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытье посуды, являются менее всего разделяемыми [345].

Очень точно обозначил тендерную ситуацию как ситуацию сегрега­ции известный бард А. Дольский, который жестко зафиксировал: «Разде­лились беспощадно мы на женщин и мужчин». В мире женщин и мире мужчин господствуют разные правила игры. Различные социальные ин­ституты работают на то, чтобы формировать нормы «правильного» муж­ского и женского поведения и соответствующие жизненные сценарии.

Анализ роли различных социальных институтов в гендерном са­моопределении показал, что существуют серьезные различия в форми­ровании у детей и взрослых полоролевых образов, в путях и средствах социализации детей разного пола.

Исследования литературы и телевизионных передач для детей пока­зали, что наиболее важной характеристикой образа женщины, предла­гаемого в них, является ее незаметность: женщины значительно реже представлены в главных ролях, названиях, картинках, их деятельность менее интересна и социально не вознаграждается и чаще всего сводится к помощи герою-мужчине [19]. Кроме того, в отечественной культуре дети с детства усваивают необходимость совмещать женскую роль с профессиональной, причем вопрос об их иерархии остается открытым. В то же время мужская и профессиональная роли представлены как тож­дественные. В итоге женская роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой, с двойной нагрузкой. Выполнение роли, которая подразумевает двойную нагрузку, - не очень привлекательная перспек­тива, поэтому девочки часто ограничивают свой выбор в плане карьеры.

С другой стороны, социальное окружение подсказывает девочкам, что, несмотря на официальные заявления о равенстве (независимо от пола всем надо получить образование и работать), в реальной жизни мужчин ценят больше, чем женщин, им легче получить работу, легче поступить в высшее учебное заведение. Осознание такого несправедливого обращения является дополнительным стимулом для девочки, чтобы развивать такие типично маскулинные черты, как активность, соревновательность, стрем­ление к доминированию. По мнению исследователей Ю. Е. Алешиной и А. С. Волович, мальчики и девочки развивают черты поведения, которые противоречат основным традиционным стандартам гендерных ролей: девочки учатся быть более активными, а мальчики становятся пассивны­ми или вступают в конфликт с обществом [19].

Конечно, результаты гендерной социализации не так однозначны. Но как выделенная тенденция такое заключение имеет основания. Сло­жившаяся в нашей стране система гендерной социализации как бы ори­ентирует мальчиков на пассивность или внесоциальную активность, а девочек, напротив, на доминантность и сверхактивность в сфере бли­жайшего социума, хотя жить им предстоит в обществе, во многом при­держивающемся традиционных полоролевых стандартов.

В гендерной социализации девочек, в отличие от мальчиков, суще­ственно меньшую роль играют сверстницы и тем более сверстники. Но эти факторы тендерной социализации не нашли должного отражения не только в науке, но и в литературе и искусстве.

 

ВЫВОДЫ

 

Проблема содержания и структуры полоролевого образа в созна­нии старшего школьника является одной из наиболее актуальных и в то же время одной из наименее разработанных в современной психо­логической науке.

В основе психологического механизма половой социализации лежит система образов: «образов-эталонов», «образов-ориентиров», «образов-отражений» и «образов-идей» мужчин и женщин разного возраста, а также «образов «m-f» (маскулинное-фемининное)-Я». Именно их взаи­модействие организует и процесс идентификации (психоаналитиче­ская теория), и социальные подкрепления (теория социального науче­ния), и осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития), и социальные ожидания (новая психология пола).

«Образы «m-f»-Я», «образы-эталоны», «образы-идеи», «образы-от­ражения» и «образы-ориентиры» выполняют ориентировочно-корректи­ровочную функцию, в результате которой происходит поиск и закреп­ление наиболее адекватных черт и линий поведения, а «образы-эталоны», создавая систему гендерных приоритетов, несут ценностно-мотивационную функцию.

В процессе социализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества. Сложившаяся в нашей стране систе­ма гендерной социализации ориентирует мальчиков на пассивность или внесоциальную активность, а девочек, напротив, на доминант­ность и сверхактивность в сфере ближайшего социума, хотя жить им предстоит в обществе, придерживающемся разнообразных полороле­вых стандартов, нередко прямо противоположных.

Ведущими институтами гендерной социализации являются семья, братья, сестры, сверстники, школа, средства массовой информации, информирующие о полоролевых стереотипах, господствующих в об­щественном сознании и оценивающих адекватность полоролевых об­разов и гендерную идентичность членов общества.

Выявлено, что родители и педагоги вносят весомый вклад в по-лоролевое воспитание, формирование адекватных полоролевых об­разов и гендерной идентичности детей, а следование гендерным сте­реотипам проявляется в том, что и родители, и педагоги в процессе социализации ориентируют мальчиков (в отличие от девочек) на стиль жизни и деятельности, способствующий большей личностной самореализации.

Глава 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.