Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сбор данных о взаимосвязях в инновационном процессе






278. Рекомендуется собирать данные о взаимосвязях всех трех типов, включенных в приведенный выше перечень источников информации. Для инновационных обследований эти типы можно определить следующим об­разом:

Открытые источники информации: информация, пребывающая в открытом доступе, не требующем покупки технологий, или прав на интеллектуальную собственность, или взаимодействия с источни­ком информации.

Коммерческие источники знаний и технологий: покупки внешних знаний и/или знаний и технологий, воплощенных в капитальных то­варах (машины, оборудование, программное обеспечение) и услугах, не предусматривающие взаимодействия с источником.

Инновационное сотрудничество: активное сотрудничество с дру­гими предприятиями или государственными научно-исследова­тельскими организациями для проведения инновационной деятель­ности (может включать покупку знаний и технологий).


279. Формулирование вопросов о типах взаимосвязей при инновацион­ных обследованиях наталкивается на ряд трудностей. Притом что интерес представляют все три типа взаимосвязей, включение в опросный лист от­дельных вопросов по каждому типу может привести к большой нагрузке на респондентов и, даже если вопросы однотипны, отвечать на них на уровне предприятия может оказаться очень утомительным. Далее рассматривается ряд важных в этом отношении аспектов и несколько вариантов освещения взаимосвязей при инновационных обследованиях.

280. Взаимосвязи могут быть источниками знаний и технологий для лю­бого из всех четырех типов инноваций (продуктовых, процессных, органи­зационных и маркетинговых). Большая доля взаимодействий связана с раз­работкой новых продуктов или процессов, притом что во многих случаях они могут быть ориентированы на дизайн продукции и разработку новых методов маркетинга или организационных инноваций, таких как сближе­ние с клиентурой, поставщиками или розничными продавцами.

281. Анкетные вопросы о взаимосвязях могут относиться ко всем типам инноваций в совокупности, их отдельным типам или хорошо сочетающимися комбинациями этих четырех типов, таким как про­дуктовая и процессная инновация. Способность распознать, к какому именно типу инноваций в первую очередь относится некая взаимосвязь (к разработке инноваций одного какого-то типа или к комбинации таких ти­пов, как, скажем, продуктовые и процессные), может чрезвычайно по­мочь при интерпретации данных. В действительности взаимосвязи, воз­никшие по поводу разработки нового товара или услуги, могут сильно отличаться от взаимосвязей, ориентированных на разработку новых ме­тодов маркетинга.

282. В вопросах о взаимосвязях можно использовать либо бинарную шкалу (да/нет), либо цифровую шкалу, спрашивая респондентов, ис­пользовали ли они тот или иной источник информации, а если да, то насколько он был важен. Цифровая шкала полезна для выявления наибо­лее важных источников (см. обсуждение бинарной и цифровой шкал в гла­ве 8). Однако ее использование может ограничивать свободу при формули­ровании вопросов о взаимосвязях.

283. Какие-то сведения о приобретении знаний и технологий могут со­держаться в ответах на вопрос об инновационной деятельности (см. гла­ву 6), хотя там и не спрашивается об источниках таких приобретений.


284. Дополнительную информацию для выявления и лучшего пони-мания процесса образования кластеров или сетей в инновационной сфере можно получить с помощью вопросов о географическом распо-ложении партнеров по сотрудничеству (местных, национальных, ино-странныхпо региону или стране). Сведения о географическом распо-ложении источников информации (отечественных или иностранных) могут быть полезны еще и при изучении открытых источников информации и процессов приобретения знаний и технологий.

285. Для лучшей интерпретации сведений о взаимосвязях можно спраши-вать о статусе предприятия в составе группы предприятий и его положении в стоимостной цепочке.

2.2.1. Возможные варианты вопросов о взаимосвязях при инновационных обследованиях

286. Типы взаимосвязей, их сочетания с типами инноваций, использова-ние бинарной или цифровой шкалы и географическая структура взаимосвя-зей считаются четырьмя главными факторами, которые могут учитываться при составлении вопросов о взаимосвязях для инновационных обследова-ний. Ниже – в порядке дополнительных рекомендаций – обрисованы три возможных способа соответствующих действий.

287. Одним из вариантов построения вопросов о взаимосвязях при инно-вационных обследованиях является включение общего вопроса о том, в каком качестве выступали источники знаний: просто в качестве источни-ков информации, коммерческих источников приобретаемых знаний и тех-нологий или партнеров по сотрудничеству. Это позволяет охватить сразу все три типа взаимосвязей и избежать повторений. В этой схеме возможно использование только бинарной шкалы (да/нет). Вопрос может относиться либо к продуктовым и процессным инновациям, либо инновациям всех ти-пов. Однако, если ограничиться только продуктовой и процессной иннова-циями (альтернативой было бы спрашивать об инновациях всех типов в совокупности), это поможет при интерпретации данных. В дополнитель-ных вопросах можно спрашивать о том, возникали ли у предприятия взаи-мосвязи (например, партнеры по сотрудничеству или источники информа-ции – без уточнения конкретных типов) при осуществлении инноваций ка-ждого типа. Можно задать еще вопрос о географической структуре взаимо-связей.

288. Второй вариант, уже использовавшийся в ряде инновационных об-следований, состоит во включении двух отдельных вопросов о взаимосвя-


зях: одного – об источниках информации и их относительной важности и второго – о партнерах по сотрудничеству, их относительной важности и местонахождении. В этом случае важно проводить различие между источ-никами информации и партнерами по сотрудничеству (без этого любой партнер по сотрудничеству будет рассматриваться в качестве открытого источника информации). Преимущества такого подхода состоят в возмож-ности задать вопрос об относительной важности каждого источника и гео-графическом положении партнеров по сотрудничеству. Его недостаток со-стоит в том, что остается неохваченной сфера покупки знаний и техноло-гий (кроме сведений, содержащихся в ответах на вопросы об инновацион-ной активности), а также вынужденные повторения в двух задаваемых во-просах. Как и в предыдущем варианте, вопросы могут относиться либо к продуктовой и процессной инновациям, либо ко всем типам инноваций сразу, причем годятся те же самые дополнительные вопросы.

289. Третьим вариантом было бы задание, как и в предыдущем случае,
двух отдельных вопросов о взаимосвязях: одного – об источниках инфор-
мации и второго – о партнерах по сотрудничеству. Однако вместо вопроса
об относительной важности взаимосвязей можно было бы задать (с исполь-
зованием бинарной шкалы) вопросы о том, в связи с инновацией (иннова-
циями) каких типов (продуктовой, процессной, организационной, марке-
тинговой) устанавливалась каждая взаимосвязь. Главным достоинством
этого варианта является возможность получить более подробные сведения
о том, какие взаимосвязи сопутствовали инновациям каждого типа.

2.2.2. Разработчик инновации

290. Дополнительную информацию о диффузии можно получить, собирая сведения о разработчиках инноваций. Ответы на соответствующие вопро-сы, задаваемые в ходе инновационных обследований, могут показать, на-сколько активным было предприятие в осуществлении своих инноваций, взаимодействовало ли оно при этом с другими предприятиями либо разра-ботка инноваций производилась преимущественно вне стен предприятия.

291. Получаемая при этом информация отличается от той, которую со-держат ответы на вопросы о степени новизны (см. главу 3), поскольку предприятия могут осваивать инновации, уже осуществленные другими предприятиями. Таким образом, она показывает, насколько инновацион-ным является то или иное предприятие, но не обязательно характеризует степень новизны внедренных на нем инноваций.


292. Рекомендуется задавать вопросы о разработчике инноваций данного предприятия. Можно, например, спрашивать об инновациях ка-ждого типа, были ли они разработаны:

• главным образом силами самого предприятия;

• предприятием в сотрудничестве с другими предприятиями или орга-низациями;

• главным образом другими предприятиями или организациями.
Последние два вопроса можно дополнительно разбить на подвопросы, про-
водя, например, различие между инновациями, разработанными в сотруд-
ничестве с другими фирмами и в сотрудничестве с государственными или
общественными исследовательскими учреждениями, либо разделяя случаи,
когда другое предприятие является или не является частью одного и того
же многонационального предприятия или группы предприятий. Как и во-
просы о степени новизны, вопросы о разработчике инноваций можно зада-
вать относительно инноваций всех четырех типов или их сочетаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.