Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Концептуальные основы






И.И. КОТЛЯР

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ВЫСШАЯ ШКОЛА

Концептуальные основы

преподавания, изучения и воспитания,

Управленческие решения

МОНОГРАФИЯ

Минск

Тесей

В монографии исследуются теоретико-методологические основы изучения и преподавания прав человека в высшей школе, проблемы становления, развития и использования в воспитательном процессе системы обучения правам человека, анализируется система управления образовательным процессом по правам человека.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения и

преподавания прав человека в высшей школе...

1.1. Права человека: понятие и сущность, источники,

категории, функции, принципы прав человека...

1.2. Права человека: философско-методологические основания

1.3. Права человека как явление мировой культуры и цивилизации

1.4. Проблема реализации прав человека в XXI веке..

Глава 2. Становление и развитие системы обучения правам

человека..........

2.1. ООН и ЮНЕСКО о необходимости обучения правам

человека.........

2.2. Белорусский и международный опыт обучения правам

человека.........

2.3. Развитие системы обучения правам человека...

Глава 3. Методика изучения и преподавания прав человека.

3.1. Методика лекционного курса.

3.2. Методика семинарских занятий. Самостоятельная

работа студентов.......

Глава 4. Права человека – фактор воспитания личности.

4.1. Диалектическое единство прав, обязанностей и ответственности

человека – методология подхода к проблеме...

4.2. Воспитание в духе уважения к правам другого – важнейшее

направление воспитательного процесса....

4.3. Воспитание на примерах жизни и деятельности защитников

прав человека.........

Глава 5. Система управления образовательным процессом

по правам человека.......

5.1. Формы и методы управления системой образования

по правам человека в высшей школе....

5.2. Кафедра прав человека – центральное звено системы

управления.........

5.3. Учебно-методическая и научная литература

по правам человека........

Заключение.........

Литература.........

 


ВВЕДЕНИЕ

В нынешней ситуации, сложившейся в нашем обществе, принципиальную важность приобретает проблема научного анализа действующей в высшей школе республики системы образования правам человека. Монография, которую автор предлагает специалистам в области прав человека, их изучению и преподаванию, родилась на основе, с одной стороны, анализа накопленного опыта и методики преподавания прав человека, так, и с другой стороны, из осознания необходимости проанализировать накопленный опыт и высказать рекомендации на перспективу. Предлагаемое исследование представляет собой научно обоснованную разработку теоретических основ, методологических и организационных проблем становления и развития системы образования правам человека в высшей школе, принятия соответствующих управленческих решений. Объектом настоящего исследования являются теоретические основы изучения и механизм реализации прав человека в высшей школе, а также организационные проблемы деятельности системы образования по их обеспечению. В качестве предмета исследования выступают содержание идей и учений, сложившихся в этой отрасли знаний, условия их реализации в системе высшей школы и действующая практика органов системы образования по обеспечению функционирования обязательных специальных курсов. Цель исследования заключается в комплексном и системном научном анализе существующих теорий и методологических аспектов прав человека как самостоятельного социального института, их трансформаций в современных условиях. Предметом научной проработки являются организационные системы обучения правам человека в высшей школе, а также формы, методы и способы деятельности высших учебных заведений, прежде всего университетов по их обеспечению. Это позволяет вывести новые научно обоснованные направления исследований и разработать действенный механизм дальнейшего повышения эффективности системы образования правам человека.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

- провести теоретический анализ процесса изучения и преподавания прав человека в высшей школе;

- обосновать необходимость введения в вузах республики полноценного учебного курса «Права человека»;

- дать анализ состояния учебно-методической и научной литературы, касающейся проблем изучения и преподавания прав человека;

- обосновать необходимость активного использования прав человека в воспитательном процессе;

- раскрыть методику лекционного курса, практических занятий и привлечения студентов к соучастию в учебно-воспитательном процессе;

- сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию управления системой образования по правам человека.

Выполнению поставленной задачи способствует активное участие автора в процессе становления и развития системы образования по правам человека. В 1994 г. по собственной инициативе начал преподавание спецкурса «Права человека» на историческом факультете Брестского государственного университета. В период с 1994 по 1998 гг. осуществил в Брестском госуниверситете научно-педагогический эксперимент по внедрению в систему высшего образования спецкурсов по правам человека. Об итогах эксперимента была проинформирована научно-педагогическая общественность республики, дважды (1996, 1998 гг.) выступал на Коллегии Министерства образования Республики Беларусь. В 1998 г. выступал по проблеме прав человека во время парламентских слушаний. В этом же году выполнил задание Министерства образования Республики Беларусь по подготовке программы обязательных спецкурсов по правам человека, введенных в систему высшей школы, а также Инструктивно-методического письма Министерства образования в адрес высших учебных заведений. Являлся инициатором и организатором проведенных в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина международной и двух республиканских конференций с обсуждением различных аспектов прав человека.

Появление предлагаемой монографии также предопределено многочисленными публикациями автора. Вышло учебное пособие «Права человека» для вузов, ряд других пособий, монография «Права человека в современной Беларуси»; с материалами на данную тему выступал в журналах «Беларуская думка», «Адукацыя і выхаванне», «Высшая школа», «Праблемы выхавання», «Здаровы лад жыцця», «Веснік Брэсцкага універсітэта», на научных конференциях, в научных сборниках университетов, в кафедральных сборниках.

При обосновании своих выводов автор учитывал исследования многих зарубежных и отечественных ученых. В частности: профессора из Варшавы А.Лапатки[1]; доктора юридических наук, члена-корреспондента РАН, автора книг по правам человека и правам ребенка Е.А. Лукашевой[2]; члена-корреспондента Академии правовых наук Украины П.М. Рабиновича[3]; члена-корреспондента АНБ Л.Ф. Евменова[4]; доктора философских наук, профессора А.Д. Гусева; доктора философских наук, профессора Я.С. Яскевич[5]; доктора философских наук, профессора Н.Н. Белякович[6]; доктора исторических наук, профессора В.А. Божанова[7]; кандидата философских наук, доцента С.И. Симоновского[8]; кандидата юридических наук С.П. Кацубо[9]; доктора юридических наук, профессора Л.М. Рябцева[10] и других. В 2002 г. вышло в свет учебное пособие «Права человека» для студентов высших учебных заведений под общей редакцией профессора А.Д Гусева и Я.С. Яскевич.

Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных проблем дальнейшего совершенствования системы образования правам человека в высшей школе. Особо выделены следующие проблемы:

- углубления теоретических представлений о правах человека как явлении мировой культуры и цивилизации;

- учета накопленного опыта в обучении правам человека и усиления теоретико-методологических основ изучения и преподавания прав человека;

- реализации прав человека в высшей школе;

- формулирования оптимальной модели учебного курса «Права человека» для изучения и преподавания в высшей школе;

- разработки методологии использования прав человека в воспитательном процессе;

- проблема форм и методов управления системой образования правам человека;

- обоснования необходимости открытия кафедр прав человека в высших учебных заведениях как центрального звена системы управления.

Предлагаемый системно-научный подход и исследование комплекса актуальных вопросов состояния и дальнейшего совершенствования системы образования правам человека позволяют провести конструктивно-критический анализ рассматриваемых проблем и предложить ряд рекомендаций.

Рекомендации апробировались на многочисленных международных, республиканских и региональных конференциях, семинарах и заседаниях «круглых столов», внедрялись в практику учебно-методической работы в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина, других высших учебных заведениях республики на протяжении последних десяти лет.

Монография рассчитана прежде всего на вузовских преподавателей права человека. Она будет интересна и полезна всем, кто на профессиональной основе решает проблемы преподавания и изучения прав человека, учета их в воспитательном процессе, совершенствования системы управления образовательным процессом по правам человека.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.