Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности правового положения человека






в традиционном обществе (страны Тропической Африки)

Тесная связь его прав и обязанностей с правами и обязанностями группы; его двойственность; в ярко выраженном неравенстве прав и обязанностей конкретных лиц; общее преобладание обязанностей над правами; обезличенность правового состояния человека.

Опыт правовых реформ в африканских странах показывает, что большинство населения, как пишет французский ученый Д.Дюментц, не приняло новую политику, и институты обычного права все чаще очень жи-вучи[78]. «Африканский традиционализм, – подчеркивает Э.Эллот, – выиграл свою битву»[79]. Все это указывает на то, что, какова бы ни была степень проникновения западных либеральных ценностей в африканские страны, в них не происходит тотальной смены социальной системы, бесконфликтного утверждения универсальных норм и стандартов в сфере прав человека. Несмотря на явные признаки распространения достижений развитых стран – прежде всего способов организации материального производства и юридических форм их опосредования, – существует определенная мера их культурного влияния, по исчерпании которой происходит откат, возвращение к прежним принципам социокультурного бытия.

Уместной является и наша оценка цивилизационной идентичности Беларуси. Мы разделяем точку зрения на эту проблему доктора политических наук, профессора Мельника В.А., который пишет: «Беларусь, безусловно, принадлежит к славяно-православной цивилизации. Вместе с тем, не подлежит сомнению и положение о социокультурной самобытности, или своеобразии, белорусской общности. Будучи географически расположенной в центре Европы, Беларусь оказалась на границе соприкосновения между двумя цивилизациями, между двумя направлениями развития европейской культуры – западной и восточной. Этим фактором во многом предопределяется формирование социокультурной самобытности белорусского народа, его идеалов и ценностей, образа жизни, особенностей национального характера. В ходе своего развития белорусы испытывали разные по своему содержанию культурные влияния – сначала византийское, затем западное и, наконец, восточно-русское. Исследователи различных идейных ориентаций сходятся во мнении о том, что белорусы, пройдя через все влияния, сохранили суть своей изначальной цивилизационной идентичности, а значит, показали независимость своего духа и стойкость характера. Самобытность же белорусского народа, с нашей точки зрения, именно в том состоит, что он отвергает крайности полярных цивилизационных типов и одновременно стремится синтезировать их позитивные достижения на основе собственной, славяно-православной в своей цивилизационной сути, традиции»[80].

Изложенное в параграфе позволяет сделать следующие обобщения:

1. Права человека – это сложное многогранное явление. Оно имманентно связано не только с государством и правом, но еще в большей степени с мировой культурой и цивилизацией. Изучение прав человека как явления мировой культуры и цивилизации – важнейшая составляющая учебного процесса в высших учебных заведениях.

2. Возникает необходимость в углублении анализа взаимосвязи прав человека и разнообразия культур. И прежде всего анализа противоречий между универсальными признаками прав человека и традиционными относительно данной культуры нормами. Основанием разрешения противоречия должен быть императив саморазвития каждой культуры. Право на культурную самобытность и права человека как универсальная ценность совпадают по признаку универсальности[81].

3. Права человека представляют собой основополагающий принцип, который осуществляется на почве культурного своеобразия. Если в глобальном плане признание многообразия культур предстает как признание права народа на собственную культуру и культурную жизнь, то содержательное наполнение прав человека определяется своеобразием культуры, в которой индивид удовлетворяет свои естественные и неотъемлемые права. Универсальные принципы, соблюдение которых требует их признания, получают, таким образом, реальное наполнение в той культуре, в пространстве которой осуществляется их признание и обеспечение. Важную роль в этом процессе играет образование, которое ныне несет не просто цивилизаторскую миссию; оно выполняет функцию укоренения человека в культуре. Интегрируя носителей культуры в общекультурный мировой процесс, образование может способствовать разрушению культурной идентичности, если будут игнорироваться локальные и региональные культурные традиции. Нетрудно видеть, что общие цели могут получить различное содержательное наполнение в национальных программах. Отношения между самобытными культурными ценностями и правами человека строятся на основании признания универсальной ценности права человека на собственную культуру как выражение неотчуждаемого права на культурное разнообразие.

4. В последние годы все чаще говорят и пишут о столкновении цивилизаций. Рациональное зерно в этих размышлениях есть. События января-февраля 2006 г., когда в мусульманском мире прошли многочисленные протесты в связи с карикатурами, опубликованными в европейской прессе в адрес пророка Магомета, еще одно подтверждение, но преувеличивать их значимость не стоит. Считаем, что необходимо углубление Диалога между цивилизациями, расширение го базы. И права человека могут быть одним из оснований Диалога, сыграть роль в сближении цивилизаций.

5. Можно сделать вывод о том, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.

Возникший в центре Европы тип цивилизации постоянно расширялся, охватывая Скандинавский регион, Юго-Восточную и Восточную Европу. Он оказался способным распространить свои ценности на США, Канаду, Австралию. С переменным успехом они распространяются и на некоторые страны Латинской Америки. Во второй половине XX в. осуществляется постепенная адаптация к ценностям европейской цивилизации традиционных восточных обществ (Японии, Южной Кореи, Индии, Китая и др.). Происходят начальные стадии «размывания» традиционных структур и ценностных стереотипов[82].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.