Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неточные понятия






Употребление понятия предполагает не только знание его содержания, но и знание объема понятия, т.е. класса тех объектов, к которым оно приложимо.

Точное понятие – понятие, относящееся к четко очерченной совокупности объектов.

Неточное понятие – понятие, обозначающее расплывчатый, плохо специфицированный класс объектов.

Примером неточного понятия может служить понятие «молодой человек». В двадцать лет человека вполне можно назвать молодым. А в тридцать? А в тридцать с половиной? Можно поставить вопрос строже: начиная с какого дня или даже мгновения тот, кто считался до

этого молодым, перестал быть им? Ни такого дня, ни тем более мгновения назвать, разумеется, нельзя. Это не означает, конечно, что человек всегда остается молодым, даже в сто лет. Просто понятие «молодой человек» является неточным, границы его приложения лишены четкости, размыты.

Если в двадцать лет человек определенно молод, то в сорок его точно нельзя назвать молодым, во всяком случае, это будет уже не первая молодость. Где-то между двадцатью и сорока годами лежит довольно широкая область неопределенности, когда нельзя с уверенностью ни назвать человека молодым, ни сказать, что он уже не молод.

Неточными являются употребляемые в юридическом языке оценочные понятия, подобные «злостности» и др. Эти понятия не определяются законом, теорией или судебной практикой. Уточнение и конкретизация оценочных понятий происходит в процессе правоприменения. При этом следствие и суд нередко оказываются в более сложной ситуации, чем когда они пользуются неоценочными понятиями.

Примером неточного юридического понятия может служить понятие «преступление». Преступлением считается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания2. Вместе с тем преступлением не является действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Конкретизация «малозначительности» смещается в сферу правоприменения. Это позволяет придать нормам права «эластичный» характер и тем самым обеспечить гибкость и подвижность правового регулирования. Вместе с тем практическая возможность расширения или сужения круга преступлений означает, что объем понятия «преступление» является в определенной степени размытым.

Юридический язык стремится избегать неточных понятий. В нем используются по преимуществу понятия, содержание которых установлено или законом, или теорией, или судебной практикой. Вместе с тем случаи применения некоторых норм права настолько многообразны, что в самих формулировках этих норм приходится использовать оценочные понятия и тем самым мириться с известной неточностью данных норм.

Неточными являются характеристики типа «отчаянный», «злобный», «закоренелый» и т.д. Определенно существуют ситуации, когда нет уверенности, применимо в них рассматриваемое понятие или нет.

2 См.: УК РФ Cт 14

Причем сомнения и колебания в приложимости понятия к конкретным вещам не удается устранить ни путем привлечения каких-то новых фактов, ни дополнительным анализом самого понятия.

Употребление неточных понятий способно вести к парадоксальным заключениям. Еще в IV в. до н.э. на это обратил внимание Евбулид, сформулировавший парадоксы «куча» и «лысый». Рассуждение Евбулида, изложенное в несколько осовремененной версии, звучит так.

Допустим, что мы собрали людей, родившихся в разное время, и строим их в ряд. Первым в ряду поставим человека, который только что родился. Вторым – того, кто родился секундой раньше, третьим – родившегося на секунду раньше второго и т.д. Последним в ряду будет самый старый человек, которому сто с чем-то лет.

Будем рассуждать, начиная с первого, стоящего в ряду. Он, без сомнения, не взрослый и тем более не старик, а ребенок. Взяв произвольную пару в этом ряду, найдем, что если первый из них ребенок, то и непосредственно следующий за ним также является ребенком, поскольку он старше предыдущего всего на одну секунду. Из этих двух посылок вытекает заключение, что каждый человек из данного ряда является ребенком.

Доказано это как будто строго, а именно методом математической индукции. Но ведь последний в ряду – глубокий старик. Однако старик, так сказать, только фактически. Мы видим и знаем, что ему его с лишним лет, и именно поэтому мы поставили его в конце ряда. Но, рассуждая, мы приходим к заключению, что он ребенок, и оказываемся, таким образом, перед дилеммой: либо верить своим глазам и фактам и не верить своему уму, либо наоборот.

Такого рода расхождение между тем, что дано в чувствах, и тем, что диктует разум, древние греки называли апорией.

Интересно, что, используя этот же прием, можно доказать и прямо противоположное утверждение: детей вообще нет, а все люди являются стариками. Для этого достаточно начать с другого конца образованного нами ряда людей. Первым человеком в этом случае будет глубокий старик. Каждый следующий в ряду родился всего на одну секунду позже, чем предыдущий, так что если предыдущий – старик, то и следующий за ним – также старик. Значит, каждый человек в ряду является стариком, включая, естественно, и последних в ряду, которые только что родились.

Налицо не просто рассогласование чувств и разума, а прямое противоречие в самом разуме. Это то, что древние греки называли антиномией. Удалось доказать с равной силой как то, что нет ни одного

старика, а все люди – дети, так и то, что все являются стариками, а детей вообще нет.

Парадокс «куча» строго аналогичен парадоксу «Ребенок – старик». Одно зерно (один камень и т.п.) не образует кучи. Если п зерен не образуют кучи, то и n + 1 зерно не образуют кучи. Следовательно, никакое число зерен не может образовать кучи.

Неточными являются не только эмпирические понятия, подобные «ребенку», «старику» и т.д., но и многие теоретические понятия, такие, как «права человека», «санкция» и т.п.

Характерная особенность неточных понятий заключается в том, что с их помощью можно конструировать неразрешимые высказывания. Относительно таких высказываний невозможно решить, истинны они или нет, как, скажем, в случае высказываний: «Человек тридцати лет – молод» и «Тридцать лет – это уже не молодость, а средний возраст».

Естественно, что юридическая наука стремится исключать неточные понятия, как и содержащие их неразрешимые высказывания, из своего языка. Однако ей не всегда удается это сделать. Многие ее понятия заимствованы из повседневного языка, модификация и уточнение их далеко не всегда и не сразу приводят к успеху.

Иногда неточные понятия, подобные «молодому», удается устранить. В праве этого требуют ситуации, предполагающие однозначность и точность и не мирящиеся с колебаниями.

Для устранения неточного понятия обычно прибегают к соглашению ивводят вместо него новое понятие со строго определенными границами. В частности, вместо крайне расплывчатого понятия «молодой» в юридическом языке используется точное понятие «совершеннолетний». Оно является настолько жестким, что тот, кому 18 лет и более, относится к совершеннолетним, а тот, кому хотя бы на один день меньше, считается еще несовершеннолетним.

Иногда неточных понятий можно избежать, вводя вместо них сравнительные понятия. Например, в некоторых случаях вместо выяснения, кто молод, а кто нет, достаточно установить, кто кого моложе.

Разумеется, эти способы устранения неточных понятий применимы только в редких ситуациях и для узкого круга целей. Попытка достичьсразу же, одним движением высокой точности там, где она объективно не сложилась, способна привести только к искусственным границам и самодовлеющему схематизму.

Некоторые понятия обычного языка являются одновременно и неясными, и неточными. Они как бы вдвойне расплывчаты: их содержание лишено определенности, к тому же они отсылают к нечетко очерченному множеству объектов.

Таково, например, понятие «язык». Его содержание настолько неопределенно, что трудно сказать, каждый ли язык имеет правила, во всяком ли языке есть говорящий и слушающий и т.п. Вместе с тем это понятие охватывает очень широкую и разнородную область, границы которой неопределенны. Если брать только язык человека, то языком будут и естественный, и искусственный, язык жестов и язык поэзии, язык улицы, язык рекламы, и язык чувств и т.д.

Изучение многозначных, неточных и неясных понятий вызывает несомненный теоретический интерес. Оно расширяет общие представления об особенностях употребления понятий, раскрывает происхождение многозначности, неточности и неясности. Разного рода «несовершенные" понятия возникают чаще всего не в результате небрежности отдельных людей или их неспособности уловить существо дела и выразить свою мысль однозначно, точно и ясно. Такие понятия во многом представляют собой неизбежное порождение самого процесса познания, выражение его динамики и противоречивости. И соответственно «совершенствование» их предполагает обычно не исправление чьих-то субъективных ошибок, а дальнейшее углубление знаний об обозначаемых этими понятиями вещах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.