Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения между понятиями






Понятия, как и иные общие имена, находятся в различных отношениях друг к другу.

Прежде всего, они делятся на сравнимые и несравнимые. Сравнимые понятия имеют общие признаки, что дает возможность сопоставлять их. Несравнимые понятия не имеют общих признаков, их сопоставление лишено смысла. Сравнимыми являются, например, понятия «треугольник» и «квадрат», «президент» и «премьер-министр». Но «треугольник» не сравним, судя по всему, с «президентом», а «квадрат» – с «премьер-министром».

В реальном мире существует бесконечное множество сходных между собой вещей. Абстрактно говоря, при желании и достаточной фантазии можно отыскать сходство между любыми двумя произвольно взятыми объектами и, значит, сравнить содержание их имен.

Таким образом, несравнимость понятий относительна. Она во многом зависит от того контекста, в котором они сопоставляются.

Между объемами двух произвольных сравнимых понятий может существовать одно и только одно из следующих отношений: равнозначность, пересечение, подчинение (два варианта) и исключение.

Отношения между объемами понятий можно проиллюстрировать с Помощью круговых схем, названных по имени русского математика, швейцарца по происхождению, Л. Эйлера «кругами Эйлера». Каждая точка круга представляет один предмет, входящий в объем рассматриваемого понятия, точки вне круга – предметы, не подпадающие под это понятие.

1. Равнозначны два понятия, объемы которых полностью совпадают (см. рис. 1).

Другими словами, объем понятия S равнозначен объему понятия Р, когда каждое S есть Р (не существует предмета, являющегося S, но не являющегося Р) и каждое Р есть S (не существует предмета, являющегося Р, но не являющегося 5). Например, понятия «равносторонний треугольник» и «равноугольный треугольник» равнозначны: каждый равносторонний треугольник является равноугольным и наоборот. Равнозначность означает совпадение только объемов двух понятий, но не их содержаний. К примеру, объемы понятий «сын» и «внук» совпадают (каждый сын является чьим-то внуком, и каждый внук – чьим-то сыном), но их содержания различны.

2. В отношении пересечения находятся два понятия, объемы которых частично совпадают (см. рис. 2). Объем имени S пересекается с объемом имени Р, когда выполняются три условия: а) некоторые S не являются Р; б) некоторые S являются Р; в) некоторые Р не являются S. Например, пересекаются объемы понятий «спортсмен» И «студент»: некоторые спортсмены являются студентами (они пред-

Платон определил человека как двуногое бесперое существо. Направленность этого определения очевидна. Из всех живых существ двуногими являются только птицы и люди. Но все птицы покрыты перьями, «двуногими бесперыми» являются, таким образом, только люди. Диоген ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: «Вот твой человек». После этого Платон уточнил свое определение: человек – это двуногое бесперое существо с широкими ногтями.

Один из философов охарактеризовал человека как существос мягкой мочкой уха. По какому-то капризу природы оказалось, что из всех живых существ только у человека мягкая мочка уха.

Одна из задач определения – отличить и отграничить определяемый предмет от всех иных, и определение Платона, и определение, ссылающееся на мягкую мочку уха, позволяют безошибочно и просто отделять людей от всех иных существ.

Но можно ли сказать, что в этих определениях раскрывается глубокое содержание понятия «человек»? Конечно, нет. Они ориентированы на сугубо внешние и случайные особенности человека и ничего не говорят о нем по существу. Разве человек перестал бы быть самим собою, если бы его ногти были несколько уже или мочка уха твердой? Пожалуй, нет.

Помимо отграничения определяемых предметов, к определению обычно предъявляется также требование раскрывать их сущность.

С этим требованием и связаны чаще всего сложные проблемы определения конкретных понятий. Легко отличить предметы, подпадающие под понятие по каким-то поверхностным, несущественным признакам, вроде широких ногтей или мягкой мочки уха. Но сложно сделать это по глубинным, главным признакам предметов, делающим последние тем, чем они являются.

Писатель Ф. Рабле дал знаменитое определение человека как животного, которое смеется. Уже в XX в. французский философ А. Бергсон также усматривал – не без иронии, понятно, – отличительную особенность человека в способности смеяться и особенно в способности смешить других. Неуклюжие или забавные движения животного могут вызвать смех. Но оно никогда не задается специальной целью рассмешить, оно не смеется само и не пытается смешить других. Это может сделать только человек.

Такие определения явно неглубоки, так как решают по преимуществузадачу отграничения человека от других живых существ, но оставляют в стороне вопрос о его сущности. Однако интересны они другим. Их многочисленность подчеркивает тот факт, что чем сложнее объект, чем он многограннее, тем большее число определений можно ему дать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.