Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды имен






Имена различаются между собой по многим параметрам, в частности в зависимости от того, сколько предметов они обозначают. Единичное имя обозначает один и только один предмет. Общее имя обозначает более чем один предмет. Пустое, или беспредметное, имя не обозначает ни одного предмета, т. e. не существует такого предмета, который обозначался бы таким именем.

Единичными являются, к примеру, имена «Луна», «высочайшая вершина мира», «ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации», «река, на которой стоит Лондон» и др.

К общим относятся имена «человек», «закон», «правонарушение» и т.н. Все они связаны с множествами, или классами, предметов. При этом имя относится не к множеству как единому целому, а к каждому входящему в него предмету. Слово «человек» означает не всех людей вместе, а каждого из людей, т.е. всякий объект, о котором можно сказать: «Это человек». В отличие от «человека», слово «человечество» не общее, а единичное имя: объект, который можно назвать «человечеством», всего один. Выражение «уголовный кодекс» – общее имя, поскольку, кроме действующего сейчас у нас в стране уголовного кодекса, имеются отечественные уголовные кодексы, утратившие свою силу, и есть уголовные кодексы других стран. Слово «галактика» является общим именем, так как кроме галактики, в которой расположена Солнечная система, имеется множество других галактик. Слово же «Вселенная» – единичное имя, так как Вселенная является единственной. Среди общих имен особое значение имеют понятия. Понятие – общее имя с относительно ясным и устойчивым содержанием, используемое в обычном языке или в языке науки.

Например, понятиями являются «обязанность», «закон», «санкция», «кодекс», «атом», «гравитация», «преступление» и др.

Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать понятиями, и теми, которые не относятся к понятиям, нет. «Справедливость», «преступление» и «наказание» уже с древности являются достаточно оформившимися понятиями, в то время как «анархизм» и «терроризм» еще 200 лет назад вряд ли могли быть отнесены к понятиям.

Слово «понятие» широко используется и в повседневном, и в наручном языке. Однако в истолковании содержания этого слова единства мнений нет. В одних случаях под «понятиями» подразумевают все имена, включая и единичные. К понятиям относят не только «столицу» и «европейскую реку», но и «столицу России» и «самую большую реку Европы». В других случаях понятия понимаются как общие имена, отражающие предметы и явления с помощью их существенных признаков. Иногда понятие отождествляется с содержанием общего имени, со смыслом, стоящим за таким именем.

Будем в дальнейшем понимать под понятиями общие имена с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом, например: «теория права», «уголовный закон», «санкция», «научный закон», «сила тяготения», «поэзия» и т.п.

Пустыми являются имена «Пегас», «русалка», «король, правивший во Франции в 1905 г.», «сын Коперника», «родной сын бездетных родителей» и т.п. Каждое из них не обозначает ни одного предмета.

Имена можно делить также на конкретные и абстрактные.

Конкретное имя обозначает отдельный предмет, вещь или лицо.

Абстрактное имя – это имя, обозначающее свойство или отношение между предметами.

Например, «дом», «белый дом», «лошадь» и т.п.– конкретные имена, поскольку они обозначают предметы, отдельные вещи. Но слово «белизна» является абстрактным именем, так как оно подразумевает не предмет, взятый в целостности его свойств, а изолированное свойство предмета. Имя «лошадь» отсылает нас к каждой отдельной лошади, а слово «лошадность», отсутствующее в русском языке, но, возможно, имеющееся в каких-то других языках, – к свойству «быть лошадью». Имея в виду конкретность первого имени и абстрактность второго, древнегреческий философ Антисфен заявил: «Лошадь я вижу, а лошадности не вижу». Он имел в виду то обстоятельство, что невозможно увидеть «лошадь вообще», не являющуюся ни гнедой, ни каурой, ни арабским скакуном, ни орловским тяжеловозом.

Противопоставление абстрактных имен конкретным помогает избежать одной из самых частых ошибок, связанных с употреблением языка: попытку найти в реальном мире ту вещь, которая соответствует абстрактному имени (отыскать предмет, являющийся белизной, или предмет, являющийся лошадью вообще).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.