Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык как система






Языкзнаковая система, используемая для целей коммуникации и познания.

Системность языка выражается в наличии в каждом языке словаря, синтаксиса, семантики и прагматики.

Синтаксис – это система правил образования и преобразования выражений языка.

Семантика – система правил, определяющих способы придания значений выражениям языка.

Семантические правила указывают те обстоятельства, в которых должны приниматься предложения определенного вида. Правила придания значения обычно делятся на три группы: аксиоматические, выводные и эмпирические. Аксиоматические требуют принятия предложений определенного вида во всех обстоятельствах. Например, правила русского языка предписывают всем говорящим на этом языке принимать предложения: «Каждый холостяк не женат», «Сантиметр равен одной сотой метра», «Красное не есть черное» и т.п. Выводные правила требуют принятия следствий, вытекающих из некоторых посылок, если приняты сами посылки. Например, если согласно правилу приняты предложения: «Если Иван Ильич – человек, то он смертен» и «Иван Ильич – человек», следует принять также предложение «Иван Ильич смертен». Ситуация принятия предложений, указываемая эмпирическими правилами значения, предполагает выход за пределы языка и внеязыковое наблюдение. К таким относятся, скажем, правила, требующие принятия предложения «Больно» в случае ощущения боли, предложения «Этот предмет красный» – при восприятии предмета красного цвета и т.п.

Языки, включающие эмпирические правила значения, принято называть эмпирическими.

Но язык логики не требует при принятии или отбрасывании своих предложений обращения к непосредственному опыту и ощущению, в этом смысле он эмпирическим не является.

Что касается юридического языка, то он включает определенные эмпирические правила значения, и поэтому егоможно считать эмпирическим, подобно языкам психологии, политологии, социологии и других гуманитарных и социальных наук.

Прагматика говорит об отношениях между языком и человеком, употребляющим этот язык.

Все языки могут быть разделены на естественные, искусственные и частично искусственные.

Естественные языки, называемые также повседневными, разговорными, обычными и т.п., складываются стихийно и постепенно. История каждого из них неотделима от истории народа, владеющего им. Искусственные языки сознательно создаются людьми для каких-либо специальных целей: языки математики, логики, алгоритмические языки, шифры и т.п.

Языки естественных, социальных и гуманитарных наук относятся к частично искусственным. Например, учебник по теории права всегда пишут на каком-то естественном языке: русском, английском, немецком и т.п. Вместе с тем, кроме слов этого языка, он обязательно включает собственно юридическую терминологию, являющуюся по преимуществу интернациональной. Специальные термины и ясно зафиксированные связи этих терминов являются своеобразным каркасом юридического языка, придающим ему необходимую жесткость, ясность и точность.

Особенность искусственных и частично искусственных языков состоит в строгой определенности их словаря, синтаксиса и семантики, что во многих случаях оказывается несомненным преимуществом таких языков в сравнении с естественными языками, аморфными в том, что касается как их словаря, так и правил образования выражений и придания им значений.

Искусственные и частично искусственные языки генетически и функционально вторичны в отношении естественного языка: первые возникают на базе второго и могут функционировать только в связи с ним.

Естественный язык – неотъемлемая часть нашей жизни, и он должен быть таким же богатым, как и она сама. С его помощью мы можем описывать самые разные ситуации, оценивать их, отдавать команды, предостерегать, обещать, формулировать нормы, молиться, заклинать и т.д.

Можно ли перечислить все те задачи, которые человек решает посредством языка? Какие из употреблений, или функций, языка являются основными, а какие вторичными, сводимыми к основным? Как ни странно, эти вопросы возникли только в начале прошлого века.

В функциях употреблений языкаособое место занимает описание.

Описание – высказывание, главной функцией которого является сообщение о реальном положении вещей.

Описание, соответствующее действительности, истинно; описание, не отвечающее реальному положению дел, ложно. Например, описание «Человек не является богом» истинно, а описание «Человек бессмертен» ложно.

Иногда допускается, что описание может быть неопределенным, лежащим между истиной и ложью. К неопределенным можно отнести многие описания будущего («Через десять лет преступность у нас в стране уменьшится ровно вдвое» и т.п.). Иногда в описаниях используются слова «истинно», «верно», «на самом деле» и т.п.

Долгое время считали, что описание – единственная функция языка или та его функция, к которой может быть сведено любое иное его употребление. Предполагалось, что любое грамматически правильное повествовательное предложение является описательным, а значит, истинным или ложным. Как оказалось при более внимательном анализе, описание, несмотря на всю его важность, – не единственная и даже не главная задача, решаемая с помощью языка.

В 1920-е гг. Ч. Огден и А. Ричардс убедительно показали, что эмотивное (выражающее) употребление языка несводимо к его обозначающему, описательному значению. Фразы: «Сожалею, что обидел вас», «Поздравляю вас с заключением выгодного контракта» и т.п. не только описывают состояние чувств говорящего, но и выражают определенные психические состояния, связанные с конкретной ситуацией. Например: «Я вправе поздравить вас с победой на соревнованиях, ее ли вы действительно победили и если я на самом деле рад вашей победе». В этом случае поздравление будет искренним, и его можно считать истинным, т.е. соответствующим внешним обстоятельствам и моим чувствам. Если же я поздравляю вас с тем, что вы хорошо выглядите, хотя на самом деле вы выглядите неважно, мое поздравление неискренне. Оно не отвечает реальности, и если я знаю об этом, то не соответствует и моим чувствам. Такое поздравление вполне можно оценить как ложное. Ложным было бы ипоздравление с тем, что вы открыли закон сохранения энергии: всем, в том числе и вам, заведомо известно, что это не так, и поздравление звучало бы насмешкой.

Важное значение для разработки теории употреблений языка имели идеи английского философа Дж. Остина. Он, в частности, привлек внимание к тому необычному факту, что язык может напрямую использоваться для изменения мира.

Эта задача решается, к примеру, выражениями: «Назначаю вас председателем», «Ухожу в отставку», «Я заявляю: наш договор расторгнут», «Обручаю вас» («Объявляю вас мужем и женой») и т.п. Такие выражения получили название «деклараций».

Декларация – высказывание, меняющее существовавшее до его произнесения положение вещей.

Допустим, что если человек, обладающий соответствующими полномочиями, осуществляет акт назначения кого-то председателем, то назначенный становится председателем, а до этого акта он не был им. Если успешно выполняется акт производства в генералы, в мире сразу же становится одним генералом больше. Когда футбольный арбитр говорит: «Вы удаляетесь с поля», игрок оказывается вне игры, и она меняется.

Из этого ясно, что декларации не описывают некую существующую ситуацию, а непосредственно меняют мир и делают это самим фактом своего произнесения. Очевидно, что они не являются истинными или ложными. Они могут быть, однако, обоснованными или необоснованными (например, человек может назначить кого-то председателем, если у него есть право сделать это).

Еще одно употребление языка – нормативное.

Норма (нормативное, или деонтическое, высказывание) – высказывание, обязывающее, разрешающее или запрещающее что-то сделать под угрозой наказания.

Нормы чрезвычайно разнообразны и включают команды, приказы, требования, предписания, законы, правила и т.п. Примерами могут служить выражения: «Прекратите говорить!», «Старайтесь приносить максимум пользы как можно большему числу людей», «Следует быть стойким» и т.п. Нормы, в отличие от описаний, не являются истинными или ложными, хотя могут быть обоснованными или необоснованными.

Язык используется для обещаний.

Обещание – возложение на себя говорящим обязательства совершить в будущем какое-то действие или придерживаться определенной линии поведения.

Обещаниями являются такие выражения, как: «Буду вести себя примерно», «Клянусь говорить правду и только правду", «Как эксперт, я постараюсь быть всегда объективным» и т.п.

Обещания можно истолковать как нормы, адресованные говорящим самому себе и в чем-то предопределяющие его поведение в будущем. И в этом качестве они не выступают как истинные или ложные. Они могут быть обдуманными или поспешными, целесообразными или нецелесообразными и т. п.

Обещания можно рассматривать как особый случай постулативной функции языка, охватывающей не только обещания в прямом смысле этого слова, но и принятие конвенций, постулатов (аксиом) вновь вводимых теорий и т.п.

Язык может применяться также для оценок.

Оценка – высказывание, выражающее положительное, отрицательное или нейтральное отношение к рассматриваемому объекту либо, если сопоставляются два объекта, выражающее предпочтение одного из них другому или равноценность их друг другу.

Коротко говоря, оценка (оценочное высказывание) – высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность некоторого объекта.

Оценками являются, к примеру, выражения: «Хорошо, что государство имеет силы для поддержания правопорядка», «Плохо, когда кто-то нарушает закон», «Лучше прийти раньше, чем опоздать» и т.п. Оценки столь же фундаментальны и ни к чему не сводимы, как и описания. Однако в отличие от описаний они не могут быть истинными или ложными.

Существует, таким образом, большое число разных употреблений г языка: сообщение о реальном положении дел (описание), попытка заставить что-либо сделать (норма), выражение чувств (экспрессив), изменение мира словом (декларация), принятие обязательства что-то сделать (обещание), выражение позитивного или негативного отношения к чему-то (оценка) и др. Австро-английский философ и логик Л. Витгенштейн полагал даже, что число разных употреблений языка (разных «языковых игр», как он говорил) неограниченно.

С точки зрения логики важным является проведение различия между двумя основными употреблениями языка: описанием и оценкой. В случае первого отправной пункт сопоставления высказывания и действительности – реальная ситуация, а высказывание выступает как ее описание, характеризуемое в терминах понятий «истинно» и «ложно». При второй функции исходным становится высказывание, выступающее как стандарт, перспектива, план. Соответствие ситуации этому высказыванию характеризуется в терминах понятий «хорошо», «безразлично» и " плохо». Основная задача описания – высказаться так, чтобы слова соответствовали реальному миру; главная задача оценки– сделать мир соответствующим имеющимся представлениям о том, что должно иметь место. Понятно, что эти два противоположных употребления языка несводимы друг к другу. Нет оснований также считать, что описание первично или более фундаментально, чем оценка.

Описание и оценка – два полюса, между которыми имеется масса переходов. Как в повседневном языке, так и в языке науки есть многие разновидности и описаний, и оценок. Чистые описания и чистые оценки довольно редки, большинство языковых выражений носит двойственный, или «смешанный», описательно-оценочный характер.

Все это должно учитываться при изучении множества «языковых игр», или употреблений языка. Вполне вероятно, что это множество, как полагал Витгенштейн, неограниченно. Нужно учитывать, однако, то, что более тонкий анализ употреблений языка проводится в рамках исходного и фундаментального противопоставления описаний и оценок и является всего лишь его детализацией. Она может быть полезной во многих областях, в частности в лингвистике, но лишена, вероятнее всего, интереса в логике, в теории аргументации и др.

Очень важно, далее, различие между экспрессивами, близкими описаниям, и орективами, сходными с оценками.

Экспрессиввысказывание, выражающее какие-то чувства.

Оректив – высказывание, используемое для возбуждения чувств, воли, побуждения к действию.

Примерами экспрессивов могут служить высказывания: «Искренне сочувствую вам», «Своим упрямством вы всем уже надоели» и т.п., а орективами – такие, как: «Возьмите себя в руки», «Вы преодолеете трудности», «Верьте в свою правоту и действуйте!» и т.п.

Частным случаем оректического употребления языка может считаться так называемая нуминозная функция – зачаровывание, завораживание, подчинение себе слушателя словами (заклинаниями колдуна, словами любви, лести, угрозами и т.п.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.