Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решение задачи 7






Вопрос 1: Можно ли утверждать, что распределение запретов не является равномерным?

Поскольку количество разрядов (запретов) k> 3, иперечень из пяти запретов представляет собой номинативную шкалу, мы можем ис­пользовать только критерий χ 2.

Если бы участники тренинга называли разные запреты с одина­ковой частотой, то каждый из пяти запретов встречался бы равноверо­ятно с остальными.

Сформулируем гипотезы.

H0: Распределение частот встречаемости пяти запретов не отличаетсяот равномерного распределения.

H1: Распределение частот встречаемости пяти запретов отличается от равномерного распределения.

Определим f теор по формуле:

где n - общее количество наблюдений, в данном случае назван­ных запретов (n =281); k - количество категорий запретов (k =5).

f теор =281/5=56, 2

Определим число степеней свободы v:

v = k -l=5-l=4.

Поправки на непрерывность делать не требуется. Все расчеты представим в таблице, строго следуя Алгоритму 13.

Таблица 9.16

Расчет критерия χ 2при сопоставлении эмпирического распределения частот встречаемости 5-и психологических запретов с равномерным распределением

Разряды - вид запрета Эмпирическая частота fэ Теоретическая частота fт fэ- fт (fэ- fт)2 (fэ- fт)2/ fт
1, Не давай психологических поглаживаний 2. Не принимай... 3. Не проси... 4. Не отказывайся... 5. Не давай себе...     56, 2     56, 2 56, 2 56, 2 56, 2 -12, 2     -11, 2 +41, 8 +1, 8 -20, 2 148, 8     125, 4 1747, 2 3, 2 408, 0 2, 65     2, 23 31, 09 0, 06 7, 26
Суммы         43, 29

 

Определим критические значения χ 2по Таблице IX Приложения 1 для v =4:

Построим " ось значимости"

Ответ: χ 2эмп > χ 2кр (р ≤ 0, 01)

H0 отклоняется. Принимается H1. Распределение частот встре­чаемости пяти психологических запретов отличается от равномерного распределения (р < 0, 01).

 

Вопрос 2: Можно ли утверждать, что запрет " Не проси" встре­чается достоверно чаще остальных?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы можем попробовать сопоставить запрет " Не проси" последовательно со всеми остальными запретами, объединяя их попарно.

H0: Распределение выборов между запретами " Не проси" и " Не да­вай" не отличается от равномерного распределения.

H1: Распределение выборов между запретами " Не проси" и " Не давай" отличается от равномерного распределения.

Аналогичные гипотезы могут быть сформулированы для всех остальных пар запретов.

При сопоставлении двух запретов число разрядов k=2, следовательно, количество степеней свободы v = k —1=1. Это означает, что нам необходимо делать поправку на непрерывность.

Рассчитаем теоретические частоты для каждой из сопоставляемых пар запретов.

где п - сумма частот, приходящихся на данную пару запретов; k - количество сопоставляемых категорий запретов (k= 2 ).

Определим теоретические частоты для всех возможных пар запретов.

f теор 1-2=(44+45)/2=44, 5

f теор 1-3=(44+98)/2=71

f теор 1-4=(44+58)/2=51

f теор 1-5=(44+36)/2=40

f теор 2-3=(45+98)/2=71, 5

f теор 2-4=(45+58)/2=51, 5

f теор 2-5=(45+36)/2=40, 5

f теор 3-4=(98+58)/2=78

f теор 3-5=(98+36)/2=67

f теор 4-5=(58+36)/2=47

Теперь подсчитаем значения критерия χ 2 (Табл. 9.17).

 

Таблица 9.17. Расчет значений критерия при попарном сопоставлении частот запретов

Сопоставляемые виды запретов Эмпирические частоты fэ Теоретические частоты fт (fэ – fт) (|fэ – fт| -O, 5) (|fэ – fт| -O, 5)2 (|fэ – fт| -O, 5)2 __________ fт
  «Не давай» «Не принимай Суммы   44, 5 44, 5   99, 0 -0, 5 + 0, 5        
  «Не давай» «Не проси» Суммы   71, 0 71, 0 142, 0 -27, 0 + 27, 0 26, 5 26, 5 702, 25 702, 25 9, 89 9, 89 19, 78
  «Не давай» «Не отказывайся» Суммы   51, 0 51, 0   102, 0 -7, 0 + 7, 0   6, 5 6, 5 42, 25 42, 25 0, 83 0, 83   1.66
  «Не давай» «Не давай себе» Суммы   40, 0 40, 0   80, 0 + 4, 0 -4, 0   3, 5 3, 5 12, 25 12, 25 0, 31 0, 31   0, 62
  «Не принимай» «Не проси» Суммы   71, 5   71, 5 143, 0 -26, 5   +26, 5 26, 0   26, 0 676, 00   676, 00 9, 45   9, 45 18, 90
  «Не принимай» «Не отказывайся» Суммы     51, 5   51, 5   103, 0 -6, 5   + 6, 5   6, 0   6, 0 36, 00   36, 00 0, 70   0, 70   1, 40
2 5 «Не принимай» «Не давай себе» Суммы     40, 5   40, 5   81, 0 + 4, 5   -4, 5   4, 0   4, 0 16, 00   16, 00 0, 40   0, 40   0, 80
3 4 «Не проси» «Не отказывайся» Суммы   78, 0 78, 0   156, 0 + 20, 0 -20, 0   19, 5 19, 5 380, 25 380, 25 4, 88 4, 88   9, 76
3 5 «Не проси» «Не давай себе* Суммы   67, 0 67, 0   134, 0 + 31, 0 -31, 0   30, 5 30, 5 930, 25 930, 25 13, 88 13, 88   27, 76
4 5 «Не отказывайся» «Не давай себе» Суммы     47, 0   47, 0   94, 0 + 11, 0   -11, 0   10, 5   10, 5 110, 25   110, 25 2, 35   2, 35   4, 70

Определим критические значения χ 2для v =l:

Построим " ось значимости".

Мы видим, что в некоторых случаях χ 2эмп > χ 2кр, а в некоторых - χ 2эмп < χ 2кр.

Мы можем суммировать полученные данные, построив матрицу, в которой какими-либо знаками будет отмечено, являются ли различия между данной парой запретов достоверными или недостоверными. На­пример, это могут быть указания на уровень значимости различий.

Запреты 1 запрет 2 запрет 3 запрет 4 запрет 5 запрет
1 запрет p < 0, 01
2 запрет   р < 0, 01
3 запрет     р < 0, 01 р < 0, 01
4 запрет       p < 0, 05
5 запрет        

Итак, выявлены достоверные различия в частоте встречаемости запрета 3 по сравнению со всеми остальными запретами (р< 0, 01 во всех четырех случаях) и запрета 4 по сравнению с запретом 5 (р< 0, 05).

Ответ: Hq отклоняется для пар запретов 1—3, 2—3, 3—4, 3—5 (р < 0, 01) и пары 4—5 (р < 0, 05). Запрет " Не проси психологических поглаживаний от других людей" встречается достоверно чаще, чем все остальные четыре запрета (р < 0, 01). Запрет " Не давай психологических поглаживаний самому себе" встречается реже, чем запрет " Не отказы­вайся от психологических поглаживаний, даже если они тебе не нравят­ся" (р < 0, 05). Обсуждение этих данных представлено в другой работе (Сидоренко Е. В., 1995, с. 65-67).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.