Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поршневая головка
Конструкция шатунов, применяемых в автомобильных и тракторных двигателях, разнообразна и зависит в основном от типа двигателя и расположения цилиндров. Расчетными элементами шатунной группы являются поршневая и кривошипная головки стержень шатуна и шатунные болты. На рис. 23 приведена расчетная схема шатуна. При работе двигателя шатун подвергается воздействию знакопеременных газовых и инерционных сил, а в отдельных случаях эти силы создают ударные нагрузки. Поэтому шатуны изготовляют из марганцовистых, хромистых, хромоникелевых усталей с содержанием углерода 0, 30…0, 45%. Механические характеристики сталей приведены в табл. 11.3 и 11.4. Для повышения усталостной прочности при достаточной вязкости и пластичности стальные шатуны подвергают в процессе штамповки промежуточной термообработке, а после штамповки — полированию, обдувке дробью, нормализации, закалке и отпуску. Рисунок 23. Расчетная схема шатунной группы
Хорошие перспективы имеются для изготовления шатунов из композиционных материалов (рис. 24). Основой таких шатунов служат металлические вкладыши 1 с антифрикционным покрытием или керамика, обмотанные предварительно натянутым, очень прочным волокном 2 и залитые полимерным материалом - матрицей 5. Соединение разъемной нижней головки шатуна осуществляется с помощью хомутов 4 и стяжных болтов 5, не нарушающих структуры материала шатуна и нижней крышки. Значения основных конструктивных параметров поршневой головки шатуна приведены в табл. 17. Поршневая головка шатуна (см. рис. 23) рассчитывается на: · усталостную прочность в сечении I - I от действия инерционных сил (без учета запрессованной втулки), достигающих максимальных значений при работе дизеля на режиме максимальной частоты вращения холостого хода, а при работе бензинового двигателя на режиме разносной частоты вращения вала, равной ≈ 1, 38 nN; · напряжения, возникающие в головке от воздействия на нее · усталостную прочность в сечении А - А (место перехода Расчет в этом случае производится для того режима работы двигателя, при котором амплитуда изменения суммарных сил максимальна.
Таблица 17. Значения основных конструктивных параметров поршневой головки шатуна
Сечение I - I поршневой головки нагружается на режиме n = nХ.Х переменной силой инерции масс поршневой группы mп и верхней части головки mв.г (выше сечения I - I) . (5.49) Величина mв.г определяется по геометрическим размерам верхней части головки и удельной массе материала шатуна или ориентировочно принимается в пределах 6…9% массы шатуна. Рис. 24. Схемы шатунов из композиционных материалов: 1 - металлические вкладыши; 2 - силовое волокно; 3 - полимерный материал - матрица; 4 - хомуты под шатунные болты; 5 - шатунные болты
Сила Pj создает в сечении I - I максимальное и минимальное σ max = 0 напряжения, так как при Рj > 0 сила инерции направлена к оси коленчатого вала и не нагружает сечение I - I. Следовательно, напряжения в сечении I - I изменяются по закону пульсирующего цикла. Запас прочности определяется по формулам (5.15…5.19) и составляет для автомобильных и тракторных двигателей 2, 5…5. Напряжения в поршневой головке шатуна, возникающие от запрессовки в нее втулки и от различия коэффициентов расширения материалов втулки и головки, характеризуются суммарным натягом (мм) , (5.50) где Δ - натяг посадки бронзовой втулки (при расчете принимается наибольшая величина в соответствии с применяемой посадкой), мм; Δ t - температурный натяг, мм: . (5.51) где d - внутренний диаметр головки, мм; α в = l, 8·10-5 1/K - термический коэффициент расширения бронзовой втулки; α г = l, 0·10-5 1/K - термический коэффициент расширения стальной головки; Δ T = 100…200 К - средняя температура подогрева головки и втулки при работе двигателя. Удельное давление (МПа) от суммарного натяга на поверхности соприкосновения втулки с головкой , (5.52) где dг, d и dп - соответственно наружный и внутренний диаметры головки и внутренний диаметр втулки, мм; μ = 0, 3 - коэффициент Пуассона; Еш = 2, 2·105 - модуль упругости стального шатуна, МПа; Ев = 1, 15·105 - модуль упругости бронзовой втулки, МПа. Напряжения от суммарного натяга на внешней и внутренней поверхностях поршневой головки определяются по формуле Ляме: , (5.53) . (5.54) Значения σ ´ а и σ ´ i могут достигать 100…150 МПа. Следует отметить, что для плавающей втулки напряжения от суммарного натяга равны нулю.
Сечение А - А поршневой головки на режиме n = nM или n = nN нагружается переменными суммарными силами P = PГ + Pj и постоянной силой от действия запрессованной втулки. Суммарная сила, растягивающая головку, достигает максимального значения при положении поршня в в.м.т. во время начала впуска. Эта сила определяется без учета незначительной в этот момент величины газовых сил , (5.55) где mп - масса поршневой группы, кг; ω - угловая скорость (ω = π ·nN/30 рад/с при расчете на режиме n = nN и ω = π ·nM/30 рад/с - на режиме n = nM). На основании экспериментальных и расчетных данных принимают, что радиальное давление от силы РjП распределяется равномерно по внутренней поверхности верхней половины головки (рис. 25, а). Рис. 25. Распределение нагрузок на поршневую головку шатуна: а - при растяжении; б - при сжатии
В соответствии с расчетной схемой (рис. 25, а) принимается, что нижняя часть головки, опирающаяся на стержень большой жесткости, не деформируется, а действие отброшенной правой части головки заменяется нормальной силой Nj0 (H) и изгибающим моментом Mj0 (H·м). , (5.56) , (5.57) где φ ш.з - угол заделки, град; rср = (dг + d)/4 - средний радиус поршневой головки, м. На участке 1, лежащем в интервале изменения угла φ Ш от 0 до 90˚ , (5.58) , (5.59)
На участке 2, лежащем в интервале изменения угла φ ш от 90° до угла заделки φ ш.з: , (5.58) , (5.59)
Для опасного сечения А - А при φ ш = φ ш.з значения нормальной силы и изгибающего момента подсчитывают по формулам (5.60) и (5.61). По значениям Njφ.ш.з и Мjφ.ш.з определяют напряжения в головке на внешнем и на внутреннем волокнах. Без учета запрессованной втулки напряжения (МПа) в сечении А - А головки шатуна: - на внешнем волокне , (5.60) - на внутреннем волокне , (5.61) где hг = (dГ - d)/2 - толщина стенки головки, м; lш - длина поршневой головки, м. При наличии запрессованной втулки в головке шатуна происходит их совместная деформация. Вследствие этого на головку передается не вся нормальная сила Njφ.ш.з, а ее часть, пропорциональная коэффициенту К. Влиянием втулки на уменьшение изгибающего момента Мjφ.ш.з пренебрегают. Коэффициент , (5.62) где Fг = (dг – d)·lш и Fв = (d – dп)·lш - соответственно площадь сечения стенок головки и втулки. С учетом коэффициента К напряжения , (5.63) , (5.64) Суммарная сила (Н), сжимающая головку, достигает максимального значения после в.м.т. (10…20° угла поворота кривошипа) в начале расширения , (5.65) где рZ д - максимальное давление сгорания, определяемое по скругленной индикаторной диаграмме; Рj - сила инерции массы поршневой группы при значении φ, соответствующем значению угла кривошипа рZ д. Пренебрегая смещением максимальной газовой силы относительно в.м.т., находим приближенно . (5.66) Радиальное давление от сжимающей силы РСЖ на внутреннюю поверхность нижней половины головки принимается косинусоидальным, как показано на расчетной схеме (рис. 13.3, б). Для любого сечения на участках 1 и 2 , (5.67) , (5.68) , (5.69) (5.70)
В уравнениях (5.69) и (5.70) значения угла φ ш в отношении φ ш/π подставляют в радианах, а значения NСЖ.0/РСЖ и МСЖ.0/(РСЖ·rСЖ) в зависимости от угла φ ш.з заделки определяют по табл. 18. Таблица 18
Для облегчения вычисления изгибающего момента и нормальной силы в табл. 19 приведены значения тригонометрических зависимостей в функции угла φ Ш. Таблица 19
Значения нормальной силы NСЖ.φ ш.з и изгибающего момента MСЖ.φ ш.з для опасного сечения А - А (φ ш = φ ш.з) определяются по формулам (5.69) и (5.70). Напряжения от суммарной сжимающей силы в сечении А - А: - на внутреннем волокне , (5.71) - на внутреннем волокне , (5.72) где К - коэффициент, учитывающий наличие запрессованной бронзовой втулки [см. формулу (5.62)]. Запас прочности поршневой головки шатуна в сечении А - А определяется по уравнениям, приведенным в разделе 5.3. Суммарные напряжения, вызываемые в этом сечении газовыми и инерционными силами и запрессованной втулкой, изменяются по асимметричному Числу, а минимальным запасом прочности обладает наружное волокно, для которого , (5.73) , (5.73) Запас прочности поршневых головок изменяется в пределах 2, 5…5, 0. Повышение запаса прочности и снижение напряжений внешнего волокна достигаются за счет уменьшения угла заделки до φ ш.з = 90° и увеличения радиуса дуги сопряжения головки со стержнем.
Таблица 20. Значения основных конструктивных параметров поршневой головки шатуна
|