Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация как объект социологии труда






Организация как объект социологии труда.

Система управления производственной организацией.

Роль и функции руководителя в организации.

Самоуправление и производственная демократия.

 

Организация как объект социологии труда

Сущность и основные признаки организации. В повседневной практике часто используется понятие «организация», причем в него вкладывается самое различное содержание. А.И. Пригожин дает три самых распространенных значения термина «организация».

Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также координации усилий отдельных членов социальной группы. Такая деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание». Иначе говоря, это деятельность, направленная исключительно на достижение эффекта синэргии путем обеспечения условий для согласованных действий, кооперации и интеграции индивидов в группе. Например, руководитель организует производственный процесс. Это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивались непрерывность и быстрота выполнения операций. Кроме того, он должен обеспечить взаимозаменяемость и установить нормы выработки, режим рабочего дня, взаимодействие рабочих участка и поставщиков и т.д. Эта деятельность называется организацией производственного процесса.

Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, определенным образом связанных. Обычно термин «организация» в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур. Говорят, в частности, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами.

В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию. Банк в этом отношении представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления, распределения и упорядочения использования денег, а институт - организацию, коллектив которого участвует в выполнении функций передачи знаний молодому поколению и его социализации.

Все три значения понятия «организация» тесно связаны между собой. Всякая организованная группа (третье значение этого понятия) должна формироваться в ходе её организовывания, т.е. деятельности по формированию его внутренней структуры, системы коммуникации, культурных особенностей, а также распределению социальных ролей. Очевидно, что когда такая организованная группа оформится, то она будет обладать тем внутренним качеством, которое мы называем организованностью.

Существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели.

Согласно М. Веберу, «организацией называется совокупность социальных отношений – закрытых, либо с ограниченным доступом из вне, - в которых регулирование осуществляется особой группой людей: руководителем и, возможно, административным аппаратом, обладающими обычно представительской властью». Он разделял организации на «автономные», в которых порядок утверждается самими членами организации, и «гетерономные», в которых порядок утверждается извне; а также на «автокефальные», где руководители и их аппарат отбираются в соответствии с внутренними правилами организации, и «гетерокефальные, где они назначаются извне.

Современный теоретик социологии организаций А. Стинчкомб определяет ее как систему устойчивых социальных отношений, сознательно формируемых с ясно выраженной устремленностью к достижению некоторых специфических целей и задач.

Если М.Вебер подчеркивает закрытость, и иерархичность организационного устройства, то А. Стинчкомб указывает на то, что организация – искусственное образование, создаваемое под определенные цели.

Российский исследователь А.И.Пригожин также указывает на обязательное присутствие инструментальной функции, связанной с достижением особых целей. Он «достраивает» понятие «организация» еще двумя признаками: организация представляет особую человеческую общность, социальную среду и, кроме того, безличную систему связей и норм, детерминированную административными и культурными факторами[1].

На основе приведенных определений можно полагать, что любая организация обладает следующим набором обязательных признаков:

- выраженная общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;

- набор ресурсов и определенный способ их защиты (начиная с заборов и службы охраны и кончая способами оправдания полномочий своего существования);

- система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;

- структура устойчиво воспроизводимых статусов (организация должна иметь относительно постоянное руководство или устойчивую лидерскую группу);

- специфическое разделение труда между своими членами;

- наличие вознаграждений и наказаний за участие (неучастие) в делах организации.

Таким образом, под организацией следует понимать систему социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которой члены организации за соответствующие вознаграждения выполняют отведенные им функции [2].

Разновидностью социальной организации является трудовая организация, которая создается для совместного выполнения трудовых – производственных, управленческих, распределительных, учебных, лечебных и других функций.

В современной социологической теории принято различать такие понятия как, трудовой коллектив и трудовая организация, между тем понятие «трудовой коллектив» под влиянием западной социологии начинает заменяться понятие «трудовая организация». Под трудовым коллективом понимается объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность.

Трудовая организация это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели (целей); это организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Она возникает для удовлетворения общественных и личных потребностей людей на основе общественного разделения труда.

Трудовая организация является одной из разновидностей социальных систем, которая наряду с присущими только ей признаками обладает общими признаками социальных систем. Общесистемными свойствами трудовой организации являются:

- общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;

- структурные элементы (подсистемы), образующие систему как целое;

- иерархическое строение;

- система власти, управления;

- взаимосвязь с внешней средой.

Структура трудовой организации. В составе элементов трудовой организации отчетливо выделяются три группы объектов: 1) собственно социальные элементы, 2) социально-символические элементы, 3) социально-вещественные.

К собственно социальным элементам относятся личности и группы работников, совокупность социальных связей между ними, трудовой коллектив как целостная совокупность работников организации.

Социально-символические элементы составляют вторую структурную группу трудовой организации. Они выполняют связующую и регулирующую функции и включают в себя: цели и ценности организации в целом как социальной общности; общепринятые, доминирующие трудовые ценности и нормы, образцы трудового поведения; обряды и ритуалы, поддерживающие принятые трудовые ценности и традиции, способствующие успешному выполнению главной задачи трудовой организации; символику организации, в том числе фирменные и товарные знаки; особый стиль оформления зданий и помещений, специальную одежду некоторых категорий персонала.

Социально-символические элементы придают осмысленность и устойчивый характер социальным связям между участниками совместного трудового процесса.

В группу социально-вещественных элементов входят объекты социальной инфраструктуры, необходимые для удовлетворения гигиенических, культурно-бытовых и оздоровительных потребностей работников и членов их семей.

Перед трудовой социальной организацией, как правило, ставится две задачи: 1) повышение экономической эффективности производства; 2) социальное развитие коллектива и работника как личности. На основании этих задач в трудовой организации можно выделить два типа составляющих социальной организации: производственную и непроизводственную.

Производственный тип социальной организации включает следующие компоненты общей структуры: функциональный (содержание труда); профессиональный (подготовка и переподготовка кадров); социально-психологический (межличностные отношения) и управленческий (система управления). Особой областью являются мероприятия по развитию мотивации производственной активности (моральное и материальное стимулирование и т.д.).

Непроизводственный тип структуры связан с участием членов трудового коллектива в различных сферах (видах) внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы время работников. Сюда можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.

Социальной основой трудовой организации является коллектив. Однако их единство не означает тождества. Трудовая организация более широкое понятие. Трудовой коллектив учреждения, предприятия, организации - это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. В трудовой организации помимо работников есть широкий круг средств их деятельности: материально-технических, организационно-правовых, информационных, символических и др. Их наличие не зависит от состава и состояния коллектива, хотя последний в какой-то мере может влиять на их качественные и количественные параметры. Но помимо этого в трудовой организации существует объективированная в административно-правовой структуре обезличенная система связей и норм, необходимых для выполнения коллективом трудовых функций в стабильном взаимодействии и в единстве цели. Эти нормы и связи тоже в основном нейтральны по отношению к персональному составу работников. Последний может даже полностью смениться, но нормы и связи в принципе останутся такими же.

Итак, понятие «трудовой коллектив» отражает собственно социальную сторону существования трудовой организации. Кроме того, трудовая организация – это не обязательно единый трудовой коллектив, и в нем объединение может складываться на уровне собственников или наемных менеджеров в условиях соответствующей экономической инфраструктуры. Например, в России крупная вертикально интегрированная нефтяная компания мало похожа на трудовой коллектив, а становится под воздействием общих экономических целей, менеджмента, трудовой организацией.

Выделяют два типа трудовой организации: предприятия (занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг) и учреждения (занятые в сфере умственного труда). Соответственно к первой группе относятся организации производственные, торговые, обслуживание, ко второй – образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные. Таким образом, понятие «трудовая организация» значительно шире понятие «производственной организации» и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ.

Проблемная же типология дает иные группировки. С точки зрения проблемы личность – общество трудовые организации можно разбить на две основные группы, группы занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого) и группы, занятые в сфере общественной интеграции (работают на целое). В первую группу попадают организации, производящие материальные предметы потребления (одежду, питание, жилища), обеспечивающие рекреацию (отдых, лечение), поставляющие предметы духовного потребления (идеи, художественные ценности, знания). Во вторую – организации, осуществляющие социальный контроль (органы надзора), социальное управление (правительство, местная администрация). Выделяется также промежуточная группа организаций, занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения), которая в той или иной степени работает на обе функции.

С точки зрения места и участия трудовых организаций в общественных отношениях следует учесть, что партнерами организаций могут быть или другие организации, или массовый потребитель, какие-то категории населения. Так, очевидны принципиальные различия типов отношений между такими парами организаций, как стройуправление и ЖЭУ, оптовая база и магазин. В одном случае контакт возникает между однородными организациями, в другом – организация выходит на такую среду, поведению которой свойственны несравненно большая стихийность и неопределенность. Более того, если межорганизационные отношения в данном аспекте происходят по поводу промежуточных результатов, например, хозяйственной деятельности, то организационно-массовые отношения возникают вокруг конечного продукта этой деятельности и сюда в итоге сходятся нити всех предыдущих связей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.