Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные классы и слои






Среди всего многообразия больших социальных групп особый интерес представляют собой социальные классы, при анализе которых социальная психология сопряжена с определением социологических подходов.

Г.Линдссей и Э.Аронсон указывают на то, что сам термин «класс» имеет различное содержание для разных народов. Для американской культуры вообще не характерно оперирование понятиями «рабочий класс» или «буржуазия», но привычнее термин «средний класс», «низший класс».Это связано с т ем, что в социологических теориях социальная структура описывается при помощи такого понятия, как «социоэкономический статус», а не «социальный класс». Естественно, что это не может не сказаться на различиях в трактовке структуры психологии класса, в частности, в большей мере, чем анализ психологии класса, предлагался анализ психологи различных социальных слоёв.

В традиционной социологии понимание класса можно наметить три основные линии исследования психологии классов: это выявление психологических особенностей конкретных классов, которые существовали в истории и существуют в настоящее время; характеристики классовой разных классов определённой эпохи; анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частный случай проблемы соотношения психологии группы и психологии индивида, включённого в данную группу. Для этой традиции характерно само употребление термина «классовая психология», сто не исключает из анализа и психологию отдельных слоёв, входящих в тот или иной класс. Интерес формируется как интерес всей группы, но каждый член класса включён не только в данную группу, он — член многих социальных групп: во-первых, внутри самого класса есть много подгрупп, различающихся по уровню квалификации, по сферам занятости; во-вторых, каждый представитель класса может в тоже самое время быть членом какой-либо группы в сфере образования, где он непосредственно взаимодействует членами другого класса. Возникает переплетение различных интересов, каждый из которых определён принадлежностью в социальной группе. Включаемые в динамическую часть классовой психологии такие элементы, как набор социальных ролей и соответствующая социальная ориентация личности, ввиду нестрогости предлагаемого перечня, а также неразработанности самих этих понятий в применении к анализу психологии больших групп практически не исследовались.

 

5.. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ПРИВЫЧКИ, ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ КЛАССА.

Когда речь заходит о фиксации классовой психологии её наиболее устойчивых компонентов, вопрос представляется менее разработанным. Важнейшим из таких компонентов является «психический склад», но лучше его раскрыть для одного вида больших групп — для наций. что касается классов, то он здесь описывается как некоторый психический облик. проявляющийся в определённом способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере- связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Чаще социальный характер определяется описательно так, что проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов.

Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках и обычаях, а также традициях класса. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы, поэтому имеют огромное значение в понимании психологии группы, давая важнейшую характеристику такого комплексного признака класса, как его образ жизни. Социально-психологический аспект исследования образа жизни состоит в том, чтобы в рамках объективного положения класса определить доминирующий образец поведения основной массы представителей этого класса в массовых, типичных ситуациях повседневной жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием определённых жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Анализ привычек и обычаев есть социально-психологическая проблема. Методы её решения близки к традиционным психологическим методам, поскольку здесь возможно использование методик наблюдения. Что касается традиций, то их часть воплощена в предметах материальной культуры, и потому к изучению их применимы методики, известные психологии под названием анализа продуктов деятельности. Степень и мера проявления прмвычек и обычаев в качестве регулятора социального поведения, естественно, не одинаковы для различных классов различных эпох. Установлено, что прочнее всего привычки и обычаи сохраняются, даже в современных обществах, прежде всего в крестьянстве. Большой город с разветвлённой системой общения напротив, способствует известному смешиванию обычаев, привычек и традиций разных социальных групп.

4. ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. ПОНЯТИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ, НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Ещё одним примером, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. В отличии от психологии классов психологические особенности различных психологических групп и прежде всего наций, исследованы лучше. Выделилась особая ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии- этнопсихология, которая специально исследует эти проблемы. Нации являются примером наиболее распространённой формы этнических общностей, кроме них существуют и такие их разновидности, как народность, национальная группа.

Национальный характер - наиболее распространённое понятие для описания особенностей психического склада этнической (национальной) группы. Несмотря на многочисленные противоречия и споры относительно национального характера, в конкретных исследованиях наблюдается большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп. В этнических группах фиксируются такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Причиной этого является многочисленное наслоение, которое имеется в исследованиях проблем наций.

На фоне этого возникает и такое явление, как этноцентризм - предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с её позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, «может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям». Характер, который приобретает этноцентризм. зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. Этнические стереотипы складываются в некотором социальном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму предубеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни.

 

6. ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ.

Это группы, выделяемые по демографическим характеристикам: гендерные — по принципу пола(мужчина и женщина), возрастные по принципу возраста

(молодёжь, лица среднего возраста, пожилые).

Гендерные группы имеют весьма солидную традицию своего изучения; весь блок исследований этих групп не всегда обозначается как исследование «гендерных групп», а чаще как исследование «психологии мужчины» или «психологии женщины». Это имеет своё объяснение, которое заключается в том, что само понятие гендер стало употребляться недавно. Сегодня гендерные исследования — разветвлённая сеть исследований, осуществляемых различными дисциплинами, прежде всего гендерной социологией. Её предметом являются закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, культурные символы и социально-психологические стереотипы»мужественности» и «женственности» и их влияние на различные аспекты социального поведения, общественной жизни. В последние годы самостоятельное значение приобрела гендерная психология, которая охватывает широкий круг психологических проблем: пол (гендер) и мозг человека, гендерные различия в когнитивной сфере, гендер и эмоции. При формировании психологического облика представителей гендерных групп устоявшиеся стереотипы не могут быть сброшены со счёта: они часто препятствуют в достижении подлинного равноправия мужчин и женщин в обществе.

Что касается возрастных групп, то анализ их психологических характеристик даётся при изучении социализации. К ней в большей степени описывались процессы ранней социализации, характеризуя особенности детского или подросткового возраста. В настоящее время акцент сместился на анализ психологии различных возрастных групп. В исследованиях стали фигурировать также группы среднего возраста, группы пожилых людей. Это обусловлено общественными потребностями: в современных обществах увеличивается продолжительность жизни человека, соответственно возрастает доля пожилых возрастов в структуре населения, возникает весьма значимая особая социальная группа - пенсионеры. Другая возрастная группа, которой уделено определённое внимание, - молодёжь, в частности проблемы молодёжной субкультуры. Но обсуждение этой проблематики по-прежнему сосредоточено в исследованиях социализации.

Во всех отраслях человеческой деятель­ности только те направления достига­ют блестящего развития, которые на­ходятся в живой связи с потребностями общества.

Н.Г. Чернышевский

Большие социальные группы — это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителя­ми, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Большие социальные группы обычно всегда имеют ярко выраженные особен­ности:

— они постоянно развиваются и совершенствуются;

— они имеют свои сугубо специфические интересы;

— они вырабатывают набор социальных норм для себя и для всех своих
членов и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешнее
взаимодействие;

— они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эф­
фективном состоянии ролевую структуру.

Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему проис­хождению и формам активности. Обычно различают классы, этносы (нации), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Их называют организованными группами. Кроме того, считается, что могут существовать и неорганизованные группы. К ним обычно относят массовые движения, толпу и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.