Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические проблемы.






Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто констатирует и отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика класса, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что область психологии больших групп вообще не поддаётся научному анализу. социальная психология начиналась именно с исследования больших социальных групп. Немецкий философ М.Лацарус и языковед Г.Штейнталь, позднее немецкий философ В.Вунд заложили основы изучения «психологии народов»; а идеи французских социологов Г.Тарда, Г.Лебона и итальянского юриста С.Cегеле легли в основу концепции «психологии масс». Но эти исследования носили теоретический характер. Проблема больших социальных групп оказалась пасынком благодаря тому, что ослаб интерес к теоретическим исследованиям в социальной психологии, а также и из-за сложности исследования больших групп эмпирическими методами.

В американской традиции проблеме исследования психологии уделялось специфическое, но недостаточное внимание, доказательством чего можно считать редкое употребление самого термина «большая группа». Но возрождение интереса к этой проблематике характерно для европейской социальной психологии, где изучение больших социальных групп в большей степени обусловлено традицией, восходящей к работам основателей этой дисциплины, к богатой социологической традиции изучения социально-классовой структуры общества, прежде всего М.Вебера.

Новая волна интереса к этой проблеме в Европе возникла в 1970-е годы как ответ на леворадикальные выступления, прокатившиеся по миру, как критика американской социальной психологии за её «асоциальность»: необходимость изучения больших социальных групп интерпретируется как одно из направлений усиления внимания к социальному контексту. Можно с уверенностью сказать, что проблематика психологии больших социальных групп переживает в настоящее время второе рождение.

по утверждению Г.Г.Дилигенского, рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая её проблема, по скольку «содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне». Как бы не была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти элементы возникают на основе исторического опыта больших групп и их межличностного общения.

На ряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Характер общественных изменений и преобразований, сложные процессы формирования общественного мнения- немаловажные факторы, задающие строй психологических характеристик больших групп.

Итак, что же такое «большая социальная группа»? исходя из общих принципов понимания группы нельзя дать чисто количественное определение этого понятия. «Большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, т. е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определённое место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своём существовании. К этому типу следует отнести социальные классы и слои, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы.

естественно, не может быть представлена общая схема изучения признаков, структуры, типов коммуникации в этих, столь различающихся между собой группах. Поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.

 

4. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

Для всех выделенных больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. Это — нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой производятся исторические формы этой практики. Не последнюю роль в психологической характеристике групп играет наличие специфического языка. Для этнических групп — это характеристика, для других групп язык может выступать как определённый жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодёжь.

В отличие от малых групп, в больших более непосредственный характер приобретает социальная детерминация происходящих в них процессов, более очевидно значение ценностей и стереотипов. Большие группы существуют на протяжении длительного периода времени, поэтому при их исследовании обязателен учёт 2 характеристик времени: синхрония

(анализ процессов, протекающих в одно и тоже время) и диахрония (анализ процессов в их временной протяжённости).

В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить элементы структуры больших организованных групп. Почти все исследователи(Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В.Бромалей и др.) выделяют две составные части её содержания: 1) Психичесмкиё склад как более умстойчивое образование(к которому могут быть отнесены социальный и национальный характер, нравы, традиции) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.