Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура психологии класса






Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.

Потребности класса — это побу­дительные силы его активности и раз­вития. Специфика деятельности клас­са развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие. На­пример, предпринимательская деятель­ность буржуазии формирует у ее пред­ставителей ярко выраженную потреб­ность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегиро­ванного класса и обеспечить получе­ние новой прибыли.

Интересы класса — другая важней­шая его движущая сила, обусловленная положением класса в системе производ­ственных отношений данного общества. Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным об­разом от уровня развития объективных потребностей класса. Все попытки како­го-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государства, вос­принимаются его представителями как покушение на их жизненные устои'. Со­циальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклас­совых групп не поступается своими ин­тересами добровольно, на основе нрав­ственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интере­сов другой стороны, других классов или социальных групп. Конфликт классовых интересов обычно приводит к возникно­вению классовой борьбы.

Ценности (ценностные ориента­ции) класса — это выработанные его общественным сознанием идеалы, обус­ловленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономи­ческими условиями деятельности клас­са. Например, у предпринимателей-собственников, вся жизнь которых про­ходит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная система базируется на дог­мате святости и неприкосновенности частной собственности, являющейся за­логом личного раскрепощения, един­ственным средством достижения бла­гополучия и независимости для себя и своих потомков.

Ролевые представления класса — его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентации, выработан­ных на основе повседневной деятель­ности.

Нормы поведения класса — опре­деленные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его пред­ставителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям такие требования, ко­торым должно удовлетворять их пове­дение и которые регулируют, контро­лируют, направляют и оценивают их поступки и действия.

Традиции, обычаи и привычки класса — устоявшиеся правила, прин­ципы и стереотипы жизни и деятельно­сти членов класса, важные регулято­ры их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и орга­низованную общность людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.