Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк






Западноевропейские мыслители XVII в. отразили в своих трудах процессы распада феодальных и зарождения капитали­стических общественных отношений, экономическую и поли­тическую борьбу класса феодалов и нарождавшейся буржуазии. Они пытались осмыслить широкий круг проблем политической жизни современного им общества, прежде всего политических отношений указанных классов, сущность и назначение различ­ных политических институтов. При этом их взгляды базирова­лись на определенных теоретических и методологических осно­ваниях, в качестве которых выступали теории естественного права и общественного договора.

Начало разработке этих теорий положил выдающийся гол­ландский ученый в области права и политики Гуго Гроций (1583—1645). В работах «Свободное море» и «О праве войны и мира» он развивает указанные выше теории и в их свете обос­новывает назначение ряда политических институтов, прежде всего гражданской власти и государства, а также принципов и норм международного права. Он всесторонне отразил борьбу голландского торгового капитала за свободу морей. Его не зря называют основоположником теории естественного права и международного права.

Естественное право, по мнению Гроция, порождено потреб­ностью людей в общении друг с другом. Оно обусловлено есте­ственной природой человека как существа, общающегося с себе подобными, задано этой природой. Его принципы и нормы вырабатываются в процессе общения между людьми осознанно и неосознанно, в том числе на основе инстинктов, прежде всего инстинктов самосохранения и сохранения рода. Поэтому естественное право глубоко укоренено в поведении и деятельности людей и «не может быть изменено даже самим Богом» [5, с. 46]. В отличие от идеолога абсолютизма Ж. Бодена Г. Гроций был убежденным республиканцем.

Дальнейшее развитие теории естественного права и общест­венного договора получило в трудах английского философа То­маса Гоббса (1588—1679). Речь идет о таких его работах, как «Философские основания учения о гражданине», «Левиафан», «О человеке» и некоторых других. В них он подробно излагает свои представления о естественном состоянии общества и вы­текающей из него естественной природе человека, о естествен­ном праве и о появлении государства в результате заключен­ного между людьми общественного договора.

Гоббс исходил из того, что в своем естественном состоянии общество выступает как совокупность людей, свободных и рав­ных между собой по их физическим и умственным способно­стям. Это естественное состояние характеризуется отсутствием отношений собственности, т.е. какого-либо разграничения ме­жду «своим» и «чужим». Равенство способностей и свобода ка­ждого определяют равенство прав всех людей. Однако склады­вающиеся на этой основе отношения между ними весьма свое­образны.

В общении друг с другом они ищут лишь выгоду и почет. Руководствуясь эгоистическими интересами, они часто вредят друг другу и вступают в жестокую борьбу между собой. При этом «не существует действительной, видимой власти, ко­торая могла бы под страхом наказания умерить страсти и при­нуждать к соблюдению естественных законов» [4, с. 109]. Про­должается «война всех против всех», в которой «каждый защи­щает свою жизнь и свое тело, как он только может».

Представляют интерес политические взгляды соотечественника Т. Гоббса английского философа и политического деятеля Джона Логоса (1632—1704). Он выступил как основоположник идей буржуазного либерализма, обосновывая необходимость свободы личности как главного принципа функционирования гра­жданского общества и государства.

Идеи либерализма Джона Локка, его учение о свободе, ра­венстве и правах личности, в том числе о ее неотчуждаемых правах на жизнь, свободу и собственность, а также о свободе совести и конституционных принципах существования государ­ства оказали сильное влияние на сознание многих мыслителей и государственных деятелей стран Западной Европы и США. Эти идеи были воплощены в деятельности соответствующих институтов буржуазных государств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.