Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Платон, Аристотель, Цицерон






Лекция 2.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

План:

Политическая мысль античного общества. Платон, Аристотель, Цицерон.

Политическая мысль в средневековой Европе. Августин Аврелий, Фома Аквинский.

Развитие политической мысли в эпоху Возрождения. Н. Макиавелли, Ж. Боден.

Политические взгляды мыслителей Нового времени. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк.

Политические воззрения французских просветителей XVIII в. Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Политические взгляды американских просветителей XVIII в. Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон.

Политические теории европейских мыслителей XIX — начало XX вв. И, Бентам, R. Токвиль, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Л. Гумплович, Г. Еллинек.

Политическая мысль в России в XIX —начале XX вв.

 

Семинар 2.

1) Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон, Аристотель).

2) Религиозная концепция политической мыс­ли средних веков. (Августин, Аквинский).

3) Эпоха Возрождения. Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Гоббс, Монтескье, Руссо, И. Канта и Г. Гегеля).

4) Марксистская теория политики. Основные концепции современной западной политологии (либерализм, реформизм, неоконсерватизм и др.).

5) Просвети­тельская мысль в России во второй половине XVIII века. (В.Н. Татищев, Ф. Прокопович, И. Посошков).

6) Конституционные проекты конца XVIII — первой половины XIX в. (М. Сперанский, декабристы). Полемика западников и славянофилов, либе­ралов и консерваторов. Проблема русского пути (П. Чаадаев, А. Пушкин). Концепция «Русской идеи». Земское движение и идеи либеральной демо­кратии.

7) Русский анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин). Политико-религиозные концепции (Н. Бердяев, В. Соловьев). Развитие социалисти­ческих идей Г. Плехановым, В. Лениным. Социально-политическое твор­чество Ф. Достоевского и Л. Толстого.

8) Обоснование необходимости модернизации политического строя вРоссии (реформы П.Столыпина). Формирование партийной системы в России.

 

Политическая мысль античного общества.

Платон, Аристотель, Цицерон

Политическая мысль человечества развивалась с древних времен в странах Запада и Востока. На каждом этапе развития политические взгляды мыслителей отражали соответствующие реалии общественной жизни. Вместе с тем в них были выражены результаты развития самой политической мысли в ее историче­ской преемственности. Рассмотрим основные этапы развития по­литических взглядов мыслителей от древности до нашего столе­тия.

Как сказана выше, понятие «политика» произошло от древнегреческого понятия «polis», означавшее «город-государст­во». Как утверждал древнегреческий философ Платон (427 — 347 до н. э.), а затем и его ученик Аристотель (384—322 до н. э.), государство возникло из потребностей людей. Прежде всего из потребности преодоления хаоса и определенной орга­низации жизни общества, ибо только это могло обеспечить не­обходимые условия жизни людей, реализации их разнообраз­ных интересов. Другая фундаментальная потребность, обусло­вившая возникновение государства, заключалась в необходимо­сти установления социальной справедливости между людьми. Указания на потребности наилучшей организации обществен­ной жизни и установления справедливости красной нитью про­ходят через такие произведения, как «Государство», «Законы» Платона, а также «Политика», «Афинская политая» Аристотеля и др.

Произведение Платона «Государ­ство» (десять книг) начинается и за­канчивается решением проблемы спра­ведливости как социально-политичес­кого и нравственного основания су­ществования государства.

Платон создал модель идеального государства как сообще­ства людей, строящих свои отношения на основе справедливо­сти. Данное сообщество представляет собой взаимодействие трех основных сословий: мудрецов-философов, управляющих делами государства; воинов или стражей, защищающих госу­дарство от внешних и внутренних врагов; земледельцев и ре­месленников, производящих различные предметы для удовле­творения потребностей граждан данного государства. Назван­ные сословия имеет «свою долю в общем процветании соответ­ственно их природным данным» [12, с. 208].

Платон указывает на основные добродетели идеального го­сударства: мудрость, мужественность, рассудительность и спра­ведливость [12, с. 217].

Аристотель продолжил исследование проблемы государства. Аристотель говорит о «правильных» и «неправильных» фор­мах государственного устройства. К первым он относит монар­хию, аристократию и политию. В этих случаях верховная власть принадлежит соответственно одному человеку, слою благород­ных аристократов или же большинству общества, правящих, исходя из общественной пользы.

При «неправильных» формах государственного устройства правители исходят прежде всего из своих эгоистических интересов: К таким формам Аристотель от­носит тиранию, олигархию и демократию. Тиранию он истол­ковывает как отклонение от монархии. Власть тирана направ­лена на осуществление его эгоистических интересов при пол­ном игнорировании интересов всех слоев общества. Олигархия выступает как отклонение от аристократии и выражает интере­сы немногочисленной группы наиболее богатых людей.

Демократия же истолковывается Аристотелем как отклоне­ние от политии. «В политии наивысшая власть сосредоточена в руках военного сословия» [1, с. 112]. Однако осуществляется она в интересах широких слоев общества. Привилегированное положение при этом получают представители среднего класса и «лица, обладающие большим имущественным достатком». К тому же полития олицетворяет собой не только богатство, но и свободу.

К крупным мыслителям в области политической проблема­тики античного общества следует отнести выдающегося госу­дарственного деятеля Древнего Рима Марка Туллия Цицерона (106—43 до н. э.). Соединение в одном лице мыслителя и поли­тического деятеля наложило отпечаток на политические воз­зрения Цицерона. Свои политические взгляды он изложил в работах «Респуб­лика», «О государстве», «О законах» и др.

Как Платон и Аристотель, Цицерон исходил из того, что государство создается для блага людей. Цицерон считал, что основное назначение государства заключается в гармонизации отношений между отдельными людьми, а также между различными слоями общества.

Как бы подводя итог своим размышлениям, Цицерон ут­верждает, что законы создаются государственными деятелями «ради блага граждан, целостности государств, спокойной и сча­стливой жизни людей» [19, с. 113].

Значение политических взглядов Платона, Аристотеля, Ци­церона огромно. Они не только формировали политическое сознание своих современников, но и оказали существенное влияние на последующее развитие политической мысли.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.