Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русского революционного народничества.






В 70-90-х гг. 19 в. народничество сформировалось под влиянием таких демократов как, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова.

В народничестве выделяются различные направления, представленные, во- первых, Лавровым, Михайловским, во-вторых, Бакуниным и в-третьих – Ткачевым.

П.Л. Лавров в изучении политической и других сфер жизни общества особое внимание уделял побудительным мотивам деятель­ности личностей, обусловленным потребностями, интересами и идеалами. При этом первостепенное значение он придавал «солидарным», как он писал, действиям людей, направляемым их общими интересам. Отсюда задача: понять формы солидар­ности, а также, условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм общежития. Солидарные поли­тические действия людей — основной способ достижения ими политической свободы.

Политические взгляды П. Л. Лаврова разделял Николай Константинович Михайловский (1842—1904). В анализе политиче­ских и других общественных явлений он также придерживался субъективного метода, обосновывая и творчески развивая его. Им не отрицалось влияние объективных экономических, поли­тических и других условий жизни людей на их деятельность и поведение. Более того, Н. К. Михайловский пытался выяснить взаимодействие самих этих условий. Он считал, что на развитие экономических явлений оказывают существенное влияние по­литические, нравственные и другие явления общественной жизни, что «совершенно немыслимо понять и объяснить эко­номическое положение общества, не принимая в соображение других социальных факторов».

Другое направление русского рево­люционного народничества представ­лено Михаилом Александровичем Баку­ниным (1814—1876). Он призывал «пе­рестроить весь мир на новых, анархи­ческих началах». Термин «анархия», (греч. anarchia) означает безначалие, безвластие. По словам Бакунина, «ста­рый мир должен пойти на слом, а но­вый выстроен на началах безгосударственности». Суть анархии им была вы­ражена так: «предоставьте вещи их ес­тественному течению».

Еще одно направление в народничестве связанно с Петром Никитовичем Ткачевым. В целом полити­ческие воззрения Ткачева были непоследовательны и эклектич­ны, соединяли в себе представления и идеи из разных учений.

Ткачев призывал к скорейшей социальной революции против «ничтожной кучки автократов», завладевших государственным аппаратом.

Основной движущей силой революции Ткачев считал рус­ское крестьянство, которое в отличие от западного сохранило способность к революционным действиям и всегда готово к революции, ибо оно «не заражено еще тем буржуазным духом, который свойственен крестьянству западному». По его мнению, проникновению «буржуазного духа» в русское национальное самосознание мешало, в частности, то, что «у русского народа сохранился давно погибший на Западе общинный строй кресть­янского землевладения». Ткачев утверждал, что русский народ является «коммунистом по инстинкту»3.

В конце XIX — начале XX вв. в России наряду с идеями русского революционного народничества широкое распростра­нение получило учение марксизма (см. гл. 2). Наибольшую роль в распространении марксизма в России сыграли труды Г. В. Плеханова и В. И Ленина, в которых, в частности, дан обстоятельный анализ теорий русского народничества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.