Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий конспект лекции. Тема 11. Социологический эксперимент.






Тема 11. Социологический эксперимент.

 

Всякое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, – это эксперимент, более или менее успешный.

Логика экспериментального метода была разработана английским социологом Джоном Стюартом Миллем, жившим в ХIХ веке. Схема довольно проста. Сначала берутся две совокупности (два объекта) и выравниваются по значимым признакам. Группы должны практически не различаться. Внимание экспериментатора сосредоточивается на значимых признаках, т.е. на тех, которые могут оказать влияние на результаты эксперимента.

Затем начинается полевой или лабораторный этап эксперимента.

Лабораторное (полевое) исследование не должно сталкиваться с «внештатными» ситуациями, т.е. ситуациями, не предусмотренными предварительно разработанным планом. На полевом этапе одна группа объектов подвергается воздействию экспериментальной переменной. Следующий этап эксперимента заключается в проверке того, что данные результаты возникли вследствие воздействия именно экспериментальной переменной, а не какой-либо иной. Для этого следует сопоставить параметры экспериментальной группы с параметрами группы, где никаких воздействий не применялось. Различие между этими параметрами и есть результат воздействия экспериментальной переменной. Если различие нулевое или несущественное, мы констатируем отсутствие связи. Если применение экспериментальной переменной значительно изменяет распределение изучаемого признака, имеются основания предполагать причинную связь между ними.

Экспериментальная и контрольная группы должны быть практически идентичными. Идентичность групп достигается тремя способами.

Первый способ – попарное выравнивание объектов по значимым переменным, установленным до проведение экспериментальных операций. Второй метод выравнивания групп основан на выравнивании частотных распределений, а не каждой пары в отдельности. Третий способ обеспечения идентичности экспериментальной и контрольной групп – случайное распределение объектов по группам. Такой способ называется рандомизацией. В отличие от выравниваниярандомизация устраняет систематические различия между группами по всем признакам, а не только контролируемым исследователем.

Для определения эффекта, производимого экспериментальной переменной, осуществляются несколько замеров и в той, и в другой группах. Предварительный замер – претест – производится до того, как экспериментальная группа подвергнется воздействию изучаемой переменной. При этом различия между значениями зависимой переменной в контрольной и экспериментальной группах должны быть минимальными. После того как экспериментальная группа подверглась воздействию определенного стимула. Осуществляются замеры в обеих группах. Если значение зависимой переменной в экспериментальной группе статистически значимо отличается от значения претеста и превышает (статистически значимо) значение претеста в контрольной группе, делается вывод (с указанием вероятности ошибки), что переменная-стимул связана с переменной-реакцией. Таким образом, гипотеза принимается (как не опровергнутая, а не как подтвержденная) или опровергается.

Проблемы внутренней валидности логически разрешимы посредством статистического контроля и оценивания. А внешняя валидность не имеет убедительного логического обоснования. Если имеется внутренне валидный план, то эффект продемонстрирован только для тех конкретных условий, которые оказались общими для экспериментальной и контрольной групп, т.е. для предварительного обследованных групп, включающих лиц определенного возраста, интеллекта, социально-экономического статуса, географического региона, взятых в определенный исторический момент и.т.д.

На результаты эксперимента оказывают влияние любые события, происходящие во время проведения исследования. Причины изменений обозначаются как изменения исторического фона.

С течением времени меняется не только внешняя среда, но и внутренние качества испытуемых. Этот процесс называется «матурацией». Несоответствие состава групп. Надежное средство выравнивания составов контрольной и экспериментальной групп – рандомизация.

Отсев испытуемых. Если эксперимент длится долго, вероятность отсева испытуемых по разным причинам довольно высока.

Нестабильность инструментального комплекса. Изменения могут затрагивать не только внешние обстоятельства (фон) и испытуемых, но и измерительный инструментарий исследования. Нельзя, к примеру, менять стиль интервьюирования. Экспериментальный инструментарий предполагает однократное тестирование. В противном случае возникает эффект тестирования. Самые существенные искажения связаны с влиянием на результат эксперимента наряду с зависимой переменной самой экспериментальной ситуации – часто такое влияние называют реактивным эффектом.

Многие социологические эксперименты строятся по упрощенному плану «исследования случая»: выбирается удобная группа испытуемых, к ним применяется воздействие экспериментального фактора х и замеряется результат О. Речь в данном случае идет не об эксперименте, а о квазиэксперименте. Квазиэксперименты имеют низкую внешнюю и внутреннюю валидность.

Несмотря на очевидную слабость, квазиэксперименты играют важную роль в социальных и поведенческих науках, особенно в тех областях, где взаимообусловленные признаки не обязательно являются независимой и зависимой переменными в строгом смысле.

Квазиэкспериментальные исследования и статистическая обработка данных позволяют достаточно надежно проверять гипотезы о взаимосвязях. Сочетание квазиэкспериментальных планов с достаточно большим числом наблюдений значительно увеличивает как внутреннюю, так и внешнюю валидность вывода. В социологических исследованиях может эффективно применяться квазиэкспериментальный план временных серий. Он основан на введении экспериментального фактора после длительных наблюдений за динамикой переменной и установления тренда.

Квазиэкспериментальный план наблюдения одной и той же группы респондентов на протяжении длительного времени получил в социологических исследованиях наименование панели.

В отличие от панели в трендовом квазиэкспериментальном плане формируются эквивалентные выборки, имеющие различающийся состав респондентов.

План с эквивалентными выборками – изучение ситуации, когда применяется экспериментальная переменная в сравнении с ситуациями, когда она не применяется.

Экспериментирование на одном объекте с предварительным и итоговым замерами. План данного эксперимента заключается в осуществлении замера до применения экспериментальной переменной х и после этого. Полученное различие, как предполагается, – следствие х.

Сравнение нерандомизированных экспериментальной и контрольной групп. В соответствие со схемой Милля предполагается, что при прочих равных условиях группа, испытавшая воздействие переменной х, обнаружит определенный признак О1, а группа, не испытавшая такого воздействия, обнаружит признак О2. Отсюда следует, что х есть причина О1.

Экспериментальный план с предварительным и итоговым замерами и контрольной группой. Сравнение результатов наблюдения за объектами до и после эксперимента становится контролируемым при условии выравнивания или рандомизации групп (R).

R O1 x O2

R O3 O4

Эксперимент Р.Соломона для четырех групп. Модификация эксперимента с предварительным и итоговым замерами и контрольной группой, была осуществлена путем формирования четырех рандомизирвоанных групп.

 

R O1 x O2

R O3 O4

R x O5

R O6

Экспериментальный план с контрольной группой без предварительного замера. Если распределение экспериментальной и контрольной групп проведено без предварительного замера и группы хорошо рандомизированы, достаточно итогового замера, чтобы уверенно судить о влиянии независимой переменной на зависимую.

R x O1

R O2

 

Перекрестный квазиэкспериментальный план предусматривает применение экспериментальных воздействий одновременно ко всем группам испытуемых в случайном или квазислучайном порядке.

Экспериментальный план с предварительным и итоговым замерами. Рандомизация здесь осуществляется ориентировочно, путем выделения эквивалентных групп.

R O (x)

R x O

 

Квахиэкспериментальный план с временной серией и контрольной группой пригоден при интерпретации реформ как экспериментальной переменной.

О О О х О О О

О О О О О О

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.