Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий конспект лекции






Почти все виды интервью, используемые в социологическом исследовании можно представить в виде континуума, шкалы, на одном полюсе которой расположено стандартизованное (формализованное) интервью, на другом – свободное.

Стандартизованное интервью характеризуется: максимальной унификацией, формализацией жесткой заданностью структуры интервью.

Свободное интервью характеризуется: уникальностью, минимальной формализацией, недирективностью поведение интервьюера.

Полуформализованное интервью. Фокусированное интервью занимают промежуточное положение между двумя точками континуума.

Нарративное интервью. В этом виде интервью процедурой интервью управляет скорее не интервью, и информант.

В социологической литературе часто используются такие термины-метаформы: «жесткие» – «мягкие» методы. В основе деления методов на качественные и количественные должны лежать различия: в фокусах анализа социального явления; исследовательских ориентациях; характере получаемой информации; способах ее обработки.

Иными словами, любые технические приемы метода можно адекватно понять лишь в контексте методологического подхода.

Качественные методы – это методы, используемые в качественном исследовании, где в рамках той или иной целостной исследовательской стратегии реализуются методологические идеи качественного подхода. В таком контексте мягкий метод свободного интервью, используемый в классическом социологическом исследовании, не является качественным: исследовательские задачи его использования и обработки здесь совсем другие. Это касается и полуформализованного интервью, которое используется как в классическом, так и в качественном исследовании. Мягкие интервью только в качественном исследовании приобретают черты «качественности»: здесь неформализованность, недирективность и отсутствие унификации означает не только особенности процедуры, но еще и способ реализации других, методологически важных характеристик качественного исследования.

Термин «нарратив» переводится с английского как «повествование».

Это метод открыл немецкий социолог Фриц Шютце обратил внимание, что рассказывая о своей жизни мы общаемся друг с другом. Цель нарративного интервью – в максимальной представленности жизненного опыта информанта, в представлении событий жизни так, как они были пережиты.

Начиная с 1980 г. этот метод стал активно использоваться в Германии в рамках исследовательской стратегии «история жизни» или в так называемых биографических исследованиях. Здесь объектами изучения выступали безработные, бездомные, пациенты психиатрических клиник, участники второй мировой войны, представители тех или иных профессий.

Конечно, внутренние изменения в объекте можно изучать и другими способами: используя стратегию «кейс-стади» или проводя лонгитюдные исследования.

Однако в исследовании типа «кейс –стади» временной интервал, как правило, очень узкий и редко переваливает за год. Лонгитюдное исследование, хотя и может охватывать значительные по величине «куски» жизни, само по себе не является распространенной исследовательской практикой.

Нарративное интервью состоит из трех этапов:

Первый этап – начало интервью и основной рассказ. Исследователь кратко формулирует просьбу или общий вопрос. Это называется «нарративным импульсом», цель которого – стимулировать информанта к рассказыванию истории своей жизни. Нарративный импульс не должен затрагивать приватных или неприятных для информанта тем.

Второй этап – «фаза нарративных расспросов». Рассказчику задаются вопросы о событиях, упомянутых им ранее в своем повествовании. Интервьюер касается прерванных линий рассказа, малопонятных мест и предлагает информанту дополнить и прояснить их.

Третий этап – заключительная часть. Респондент завершает свой рассказ «теоретическим» резюме.

Нарративное интервью, как правило, записывается на диктофон, а потом его текст транскрибируется.

Нарратив, как продукт творчества исследователя и информанта в значительной степени зависит от «лика» интервьюера, от того, к какой группе в результате процесса стереотипизации в процедуре интервью он отнесен информантом.

Для увеличения объективности интервью можно использовать триангуляцию, т.е. дополнительные методы, повышающие обоснованность теоретических выводов.

Полуформализованное интервью представляет собой интервью, в котором обозначены темы беседы, в также внутри некоторых тем присутствуют закрытые вопросы (вопросы с готовыми ответами).

С одной стороны, благодаря частичной формализации, данные, полученные с помощью таких интервью, сравнимы и пригодны для типологизации и математической обработки. Это делает их сопоставимыми и с количественными данными.

С другой стороны, полуформализованное интервью достаточно гибко и восприимчиво, «чтобы уловить и зафиксировать непредвиденные, но интересные повороты темы», оно апеллирует к естественному ходу мыслей респондентов. Вопросы большей частью имеют самые общие формулировки в надежде получить самый разнообразный спектр ответов, не пропущенных через исследовательскую решетку, как это имеет место в формализованном интервью.

Полуформализованное интервью бывает мягкого и жесткого формата.

В жестком формате полуформализованное интервью путеводитель содержит не просто темы, но и упорядоченный перечень формулировок вопросов.

В мягком формате темы упорядочены в логической последовательности, что способствует плавному течению беседы. В то же время интервьюер может «перескакивать» с одной темы на другую, самостоятельно выбирая понятную ему последовательность.

Фокусированное групповое интервью – это разновидность качественного интервью, т.к. используется только в качественных исследованиях.

Термин «фокусированное интервью», впервые введен в поле социологии известными американскими социологами Р.Мертоном, И. Фиске и П. Кендаллом в 1946 году в их книге: «Фокусированное интервью».

Они выделили ряд существенных характеристик фокусированного интервью: интервьюируемые люди должны быть участниками некой определенной ситуации; гипотетически важные элементы, а также характер, процессы и общая структура этой ситуации предварительно проанализированы социологом, на основе чего он выдвигает гипотезы; на основе этого анализа разработан план проведения интервью, в котором очерчены области исследования и гипотезы; интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации.

Группа в данном случае означает малую группу, т.е. малочисленную по составу совокупность людей, находящихся в непосредственном личном общении друг с другом. Здесь – это группа участников интервью, находящихся в непосредственных личных контактах друг с другом по поводу обсуждаемой темы и ее аспектов друг с другом по поводу обсуждаемой темы и ее аспектов в течение времени интервью.

Количество участников колеблется от 7 до 10 человек. Хотя оптимальный объем группы – 8-9 человек. Требование такого небольшого количества участников обусловливается опасениями социологов, что фокус-групповое интервью в противном случае приобретает черты, снижающие качество получаемой информации.

Фокусированное интервью, посвященное узкой теме, стремящееся «дойти до конца» в ней, фактически становится глубинным.

Информация, которая производится в рамках этого метода, не просто сумма индивидуальных мнений, но всегда продукт организованной дискуссии и групповой динамики: ответ на вопрос, «вброшенный» интервьюером (модератором) для обсуждения, стимулируется присутствием других участников, рождается и аргументируется в споре (или согласии) с другими.

Фокусированное интервью занимает срединное место на шкале. Оно, с одной стороны, предполагает директивную стратегию – дискуссией управляет модератор, достаточно четко следуя логике гайда; с другой стороны, оно не формализовано – обсуждаемая тема, как правило, представлена открытыми вопросами.

Фокус-группы должны быть гомогенными (однородными) по своим социальным характеристикам. В гетерогенных группах возникает целый комплекс нежелательных социально-психологических явлений: замыкание участников в себе, общая заторможенность динамики обсуждения, возникновение атмосферы неискренности или даже конфликта. Гомогенность означает, что участники не должны значительно различаться по статусу (должности), уровню образования, возрасту.

Фокус-группы должны формироваться из рядовых участников обсуждаемой ситуации, так называемых «людей с улицы». Поэтому, для участия не допускаются, с одной стороны, «знатоки», специалисты в обсуждаемой области деятельности, а с другой – социологи, психологи, журналисты, специалисты в области рекламы.

Участники фокус-группы не должны быть знакомы друг с другом: предварительное («до того») знакомство может существенно повлиять на искренность участников, их мотивацию к участию. В целом окончательный отбор участников производится организатором группы с помощью анкеты-фильтра. Эта анкета содержит критерии отбора, разработанные исследователем, в форме закрытых вопросов. Потенциальные участники, чьи социальные характеристики совпадают с необходимым значением критерия и становятся реальными участниками фокус-группы.

Интервью происходит в комфортабельно оборудованном помещении за «круглым столом»: участники должны видеть друг друга и модератора. Оптимальное время обсуждения 1 час-1 час. 20 мин.

Вся процедура интервью записывается с помощью аудио- или лучше видеотехники. Необходимость использования этой техники диктуется как чисто процедурными соображениями (модератор участвует в дискуссии и не может записывать информацию), так и методологическими: фиксируется не только вербальная, но и невербальная жестовая информация.

Модератор обязан рассказать участникам о назначении используемой техники, а также о наблюдении со стороны.

Модератор в процессе интервью достигает двух целей:

содержательную. Процесс направлен на получение информации для решения задач исследования и доказательства гипотез. Он стремится обсудить все грани темы, представленные в гайде и как можно детальнее. При этом он должен уложится в отведенное время.

процедурно-техническую. Процесс управления дискуссией направлен на респонеднтов для решения содержательных задач.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.