Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий конспект лекции. Качественная социология в оппозиции «индивид–общество» в отличие от классической делает акцент на индивиде как источнике






 

Качественная социология в оппозиции «индивид–общество» в отличие от классической делает акцент на индивиде как источнике, «первоначале» любой социальности. Здесь общество, его структура – всегда результат индивидуальных действий и взаимодействий людей.

Фокус исследовательского интереса в качественном подходе – микропроцессы повседневной жизни как единственная социальная реальность. Отсюда акцент на изучение социального с точки зрения индивида, действующего на жизненной сцене: определяющего ситуацию и тем самым конструирующего совместно с другими социальные роли и играющего их.

В качественной парадигме типическое – это типика смыслов, значений, которыми действующие субъекты наделяют жизненно важные вещи, конструируя в коммуникации друг с другом свой повседневный мир. Индивидуальное здесь только потому и представляет интерес, что в нем «отлита», «встроена» социальность, которую социологи и исследует.

Изучение индивидуального в качественной парадигме сочетается с естественным способом получения данных об этом индивидуальном. Это означает, что социологу нужно так строить процесс исследования, чтобы не нарушать привычного для акторов уклада жизнедеятельности. Этот способ называется пониманием.

Качественная социология принципиально «исповедует» индетерминизм, так как полагает, что в социальное действие, являющееся началом любой социальности, входят ситуационное толкование, субъективность, рефлексивность, внезапное появление нового, непредсказуемость. Чтобы понять смыслы – это значит установить связь между действием и намерениями, мотивами, потребностями индивида.

Понять чужую культуру можно, по выражению К.Гиртца, путем поиска и анализа символических форм – слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в рассматриваемых обстоятельствах реально представляют себя самим и другим людям. Задача исследователя – проанализировать, прежде всего, понятия, «близкие к опыту», которые люди часто используют спонтанно, неосознанно, как есть. В них – реальность жизненного мира, которую хочет понять исследователь.

Знание, производимое в качественной парадигме, носит интерпретативный характер. Понимание в отличие от научного объяснения – всегда интерпретативно, ибо представляет собой приписывание конкретным исследователем значения (смысла) наблюдаемому поведению или анализируемому тексту, всегда определение его.

Интерпретация исследователем того или иного явления в качественной парадигме – всегда вторичный процесс, всегда конструкт конструктов.

Само сочетание этих интерпретаций в готовом продукте исследования, могут быть принципиально различными, определяя облик конкретного направления качественных исследований:

1) научное или тяготеющее к научному направление. В исследованиях такого рода интерпретации изучаемых людей и исследовательская версия принципиально сочетаются на равных.

2) Собственно гуманистическое направление, где «голосам» изучаемых людей уделяется первостепенное внимание, иногда за счет практически полного вытеснения голоса исследователя из готового продукта исследования.

3) Модернистическое направление, когда в готовом продукте исследования властвует исключительно исследовательская версия, фактически оторванная от опыта информантов и представляющая прежде всего самого исследователя, его «видение» реальности.

Язык результата качественного исследования не однознечен. Это происходит потому, что в сообществе социологов-качественников существують различные представления о том, что считать итогом такого исследования, разные его образы.

Можно выделить 4 позиции:

Ориентация на производство теоретического знания. Сторонники такого подхода в социологии, ведущее свое начало от Макса Вебера (Д.Силвермен, З. Бауман, А. Страусс. Д.Берто и др.) рассматривают качественную социологию скорее как определенную форму научного знания. Отсюда и нацеленность качественного исследования на эмпирические обобщения или мини-теории. Язык результата такого научно ориентированного качественного исследования – это язык теоретических понятий, «сцепленных в единую мини-концепцию. Сами термины берутся «взаймы» из числа уже имеющихся в арсенале социологии, хотя могут возникать и новые понятия.

Ориентация на обобщение первичных данных в форме комментариев. Итогом здесь является не теория, но «история», по выражению В.Дильтея, т.е. интерпретативная версия исследователя, не дотягивающая до уровня целостной теории. В комментариях широко используются метафоры, аналогии, образы, существующие в других областях знания. Широко используются фрагменты интервью анализируемых документов, дневников наблюдения.

1. Ориентация в глубокое погружение в естественную сеть событий с целью «засвидетельствовать» изучаемые жизненные миры людей. Такая ориентация характерна для собственно гуманистического направления, о котором говорили раньше. Главная задача здесь – накапливать «знание из первых рук». Готовым продуктом здесь выступает простое тонкое описание (Thin) и «плотное» насыщенное thikе).

В реальном продукте качественного исследования «властвует» текст, даже сколько-нибудь серьезно не прокомментированный автором. В рамках такого подхода эмпирический опыт информанта, тип их мироощущения приобретает самостоятельную ценность, равную или даже превышающую ценность теоретического обобщения или исследовательского комментария.

Качественное социологическое исследование предполагает: индуктивное восхождение от эмпирических данных к теории (или эмпирически обобщениям); одновременность процессов сбора информации и ее анализа, выдвижение гипотез и их проверка.

У каждого качественного исследования существует «своя логика: конкретные способы получения знания всегда строятся так, чтобы обобщения или мини-теории не теряли связь с первичным текстом, с конкретным изучаемым эмпирическим опытом; в качественном исследовании анализ данных с целью их концептуализации начинается с самых ранних фаз сбора информации; производство теоретических обобщений – всегда циклический процесс; анализ качественных данных с целью создания теории предполагает кодирование как первый шаг, как первый ступень индуктивного восхождения в обобщениям.

Обоснованность результатов качественного исследования можно повысить следующим образом.

В исследованиях, ориентированных на комментарий исследователя – это оценка результатов самим информатором: если исследовательская версия понятна им, то выводы исследования обоснованы.

Представители научного подхода предлагают и другие способы повышения качества исследования: соблюдение тех норм и правил, которые характерны для научного исследования вообще (правила ответственных высказываний). Ответственные высказывания должны соотносится с другими суждениями по данной теме; триангуляция (треугольник). В самом общем виде – это исследовательская процедура соотнесения данных исследования с результатами других исследований; полученное знание должно соответствовать законам формальной логики (постулат логической последовательности).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.