Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентация. Каждый человек придерживается мнений различной степени значимости и интенсивности






 

Каждый человек придерживается мнений различной степени значимости и интенсивности. Человек " назначает" определенную ценность различным объектам в своем окружении на основе истории своих предыдущих отноше­ний с этими объектами и собственной оценки этих объектов в текущем кон­тексте (рис. 8.4).

В роли исходной оценки выступает восприятие, или впечатление об объ­екте, возникшее из предшествующего жизненного опыта данного человека и закрепленное на основе предыдущих ситуаций. Восприятие имеет отношение к тому, что человек привносит в ту или иную ситуацию как результат своего предыдущего жизненного опыта. Вторым источником оценки является реле­вантность (относимостъ), которая отражает относительную ценность объ­екта, определяемую путем сравнения различных объектов на основе опреде­ленного атрибута или совокупности атрибутов. Релевантность может менять­ся в зависимости от того, какой атрибут используется для сравнения, а также от того, какие другие объекты используются для сравнения.62 Иными словами, восприятие указывает, как человек " ощущает" тот или иной объект (независимо от ситуации), тогда как релевантность зависит от того, как че­ловек определяет конкретную ситуацию. Таким образом, если мы хотим описать и понять мнение человека о каком- либо объекте, мы должны изме­рить и восприятие, и релевантность. Различие между этими двумя показате­лями помогает прояснить взаимосвязь между установками и мнениями.

 

Рис. 8.4. Модель индивидуальной ориентации

Источник. Заимствовано из статьи Richard F. Carter, " Communication and Affec­tive Relations, " Journalism Quarterly 42, no. 2 (Spring 1965), p. 204.

Установка - это охватывающая разные ситуации предрасположенность или предпочтение по отношению к объекту. Установка заставляет человека в различных ситуациях реагировать на тот или иной объект вполне опреде­ленным образом, основываясь на продолжительности накопления и оценива­ния информации и своего жизненного опыта. Вместо понятия " установка", которым пользуются многие исследователи, Креспи (Crespi) предпочитает термин " система установок". Систему установок он определяет как совокуп­ность следующих четырех компонентов.

1. Оценочные системы взглядов (ценности и интересы).

2. Интеллектуальный багаж (знания и убеждения).

3. Эмоции (ощущения). Поскольку многие используют термин установка для обозначения лишь (или в первую очередь) эмоционального образа действий, в то время как другие используют этот термин в более общем плане, дополнительным преимуществом использования понятия " система установок" является то, что оно позволяет избежать путани­цы между эмоциональной реакцией и реакцией системы в целом.

Рис. 8.5. Модель совместной ориентации.

Источник. Заимствовано из статьи Jack M. McLeod and Steven H. Chaffee, " Interpersonal Approaches to Communication Research, " в Interpersonal Perception and Communication, под ред. Steven H. Chaffee and Jack M. McLeod, специальное издание American Behav­ioral Scientist, 16, no. 4 (March-April 1973), pp. 483-88.

 

Среди других межличностных концепций следует отметить согласие и по­нимание. Согласие представляет собой ту степень, до которой двое или не­сколько человек разделяют примерно одинаковые оценки той или иной про­блемы, представляющей взаимный интерес. Понимание характеризует сход­ство в определениях, которыми руководствуются двое или несколько человек. С точки зрения терминов, используемых в парадигме индивидуаль­ной ориентации, согласие сопоставляет восприятия, тогда как понимание со­поставляет сравнительные ценности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.