Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение общественного мнения






 

Распространенное представление об общественном мнении сводится к то­му, что оно является простой совокупностью отдельных точек зрения по то­му или иному вопросу. Этот подход к определению общественного мнения (который можно было бы назвать подходом " индивидуального согласия") страдает одним существенным недостатком: он упускает из виду обществен­ный аспект этого мнения. Индивидуальный подход может представлять (или не представлять) консенсус, или " совместное мышление", которое более пол­но отражает виды мнений, формирующиеся в результате общественного об­суждения, проводимого теми, кто разделяет некое " чувство общности".

Таким образом, общественное мнение представляет нечто большее, чем набор точек зрения, которых придерживается в какой-то момент времени определенная категория лиц. Общественное мнение невозможно адекватно определить лишь как некое состояние индивидуального познания. Напро­тив, оно отражает динамический процесс, по ходу которого идеи " выражаются, адаптируются и достигают взаимного компромисса на пути к коллективному определению общего направления действий".49

Оно вырабатывается в группах людей, вступающих в общение, которые совместно определя­ют, в чем состоит суть проблемы, почему эта проблема беспокоит общественность, и что не­обходимо предпринять для ее решения. Несмотря на то что этот процесс, несомненно, свя­зан с индивидуальным познанием, взгляды каждого отдельного человека на ту или иную со­циальную проблему во многом зависят — как по форме, так и по содержанию — от общественного обсуждения соответствующей проблемы. Вот почему коммуникации так часто метафорически приравниваются к совместному познанию: коммуникации требуют " совместного мышления".50

На практике, однако, как исследователи, так и специалисты в области паблик рилейшенз делают " снимки" общественного мнения, по сути, замо­раживая процесс в определенный момент времени, чтобы описать его в этот момент времени, а затем произвести сравнение со " снимками", сделанными в другие моменты времени. Их опросы слишком часто измеряют лишь на­правление и интенсивность процесса, игнорируя другие важные характери­стики этого процесса.

Направление формирования общественного мнения указывает лишь на оценочное качество, свидетельствуя о том или ином качестве предрасполо­женности: " положительном – отрицательном - нейтральном", " за – против - не знаю", " за – против - может быть". В своей простейшей форме направление представляет собой ответ типа " да- нет" на любой из вопросов анкеты. Сред­ства массовой информации зачастую сообщают о результатах опросов обще­ственного мнения лишь в виде процента голосов, поданных " за" или " против" в связи с рассматриваемой проблемой, предложением или кандида­том. Например, статьи, в которых сообщалось об опросах общественного мнения, популярности, " запасе прочности" и других показателях направле­ния общественного мнения о кандидатах — так называемые " Horse race content" (" Результаты скачек"), - доминировали в освещении президент­ской кампании 1996 г., составляя 38% всех материалов. (Второе место, с по­казателем 18%, занимали газетные и журнальные очерки о кандидатах.) Направление представляет собой основную и наиболее часто используемую меру общественного мнения.

Интенсивность является показателем того, насколько серьезно люди от­носятся к своему мнению, независимо от его направления. Например, в ходе расследования независимым судьей Кеннетом Старром дела компании Whitewater и ситуации, сложившейся в администрации Клинтона, службы изучения общественного мнения попросили зарегистрированных избирателей указать " на шкале от 1 до 10", насколько серьезно они относятся к широко­му спектру проблем и действующих лиц, связанных с " поиском истины", проводившимся специальной комиссией. Аналогично, в ходе различных об­следований респондентов просят выразить свое мнение на шкале " категорически не согласен/не согласен/все равно/согласен/полностью со­гласен", чтобы они указали таким образом не только направление, но и, так сказать, интенсивность своего отношения к рассматриваемой проблеме. Из­мерения интенсивности дают начальную оценку относительной степени предрасположенности. Часто утверждается, что интенсивность и направле­ние не только указывают, как люди относятся к таким проблемам, как абор­ты, школьные аттестаты и вырубка лесов, или к таким личностям, как пре­зидент Клинтон, Кеннет Старр и Ясир Арафат, но и насколько глубоким яв­ляется это их отношение.

Стабильность показывает, в течение какого времени респонденты вы­держивали или собираются выдерживать одно и то же направление и интен­сивность восприятия. Измерение стабильности требует проведения не менее двух наблюдений в различные моменты времени. Эту характеристику можно представлять себе как нечто вроде диаграмм, на которых отслеживаются це­ны на акции или изменение температуры с течением времени. В условиях рынка, на котором наблюдалась долговременная тенденция к повышению курсов, когда Алан Гринспен (Alan Greenspan) выдавал экспромтом свои комментарии относительно ставки процента, цены на акции немедленно от­ражали эти комментарии. Кандидаты в президенты испытывают резкие ко­лебания оказываемой им поддержки после проведения общенациональных съездов. В сущности, показатель стабильности свидетельствует о том, в ка­кой степени общественное мнение реагирует на очередные события или по­явление новой информации.

Информационная поддержка показывает, каким объемом знаний распола­гают люди относительно объекта своего мнения. Например, у стойких при­верженцев тех или иных кандидатов зачастую имеется твердое мнение о своих избранниках, несмотря на то что они располагают весьма скудной информаци­ей, которая подкрепляла бы их предрасположенность. При проведении поли­тических кампаний избиратели, располагающие незначительной информацией о кандидатах или проблемах, по которым им предстоит определиться во время голосования, как правило, ориентируются на личностей, с которыми они ка­ким-то образом ассоциируют соответствующего кандидата или проблему, или на то, как, по их мнению, соответствующий кандидат или проблема повлияет на их личную жизнь. В то же время более информированные избиратели " как правило, склонны не обращать внимание на то, какие именно группы связаны с данным кандидатом; они предпочитают более общую интерпретацию интере­сующей их проблемы", ориентируясь в большей степени на демократические ценности и абстрактные права личности.

Анализируя общественное обсуждение соответствующей проблемы, люди постепенно учатся основывать свои мнения на конкретных, относящихся к делу аспектах этой проблемы; в то же время они учатся не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие аспекты пробле­мы. Получение нужной информации, таким образом, фокусирует внимание человека на не­большом числе относящихся к делу интерпретаций рассматриваемой проблемы.53

Другие исследователи, занимавшиеся изучением выборов мэров, устано­вили, что люди, располагающие более полной информацией о тех или иных проблемах, придерживаются более твердых мнений по этим вопросам, одна­ко направление этих мнений предсказать не так-то просто. Более того, люди, располагающие большими знаниями и твердыми мнениями, больше склонны контактировать с местными чиновниками и голосовать за них.54

Отсутствие " информационной массы", подкрепляющей мнение людей по относительно малоизвестным проблемам, может указывать на то, что на­правление и интенсивность восприимчивы к переменам. Если бы, например, компания Monsanto своевременно выяснила, что общественное мнение, на­строенное против полевых испытаний растений, созданных с помощью ген­ной инженерии, объясняется недостаточной информированностью населения по этому вопросу, Monsanto могла бы провести кампанию по информирова­нию общественности о возможном риске и выгодах, связанных с производст­вом подобной сельскохозяйственной продукции, позаботившись о включении соответствующих сообщений в контекст мнения связанных с этой проблемой лиц (в том числе — единого мнения местных общественных лидеров) и воз­можного влияния полевых испытаний на местное население (потенциальный риск, если таковой имеется, и возможные выгоды).

Общественная поддержка свидетельствует о степени, в которой, как по­лагают люди, их мнения разделяются другими представителями их социаль­ного окружения. Модель убеждения, показанная на рис. 8.3, отображает степень восприятия социального одобрения или неодобрения. Специалисты служб общественного мнения, пытающиеся измерить эту характеристику общественного мнения, просят респондентов сообщить свои впечатления по поводу возможного мнения других людей относительно изучаемой ими про­блемы или оценить возможное распределение общественного мнения по той же проблеме. В сущности, измерения общественной поддержки показывают, как люди определяют природу консенсуса по тем или иным проблемам.

Социальный контекст мнения может быть просто склонностью респонден­тов полагать, что другие люди больше подвержены влиянию СМИ и соответ­ствующих событий, чем они сами. Исследователи обнаружили наличие - при различных условиях — так называемых " эффектов третьего лица": люди склонны недооценивать влияние на них самих и переоценивать влияние на других. Подобные эффекты могут сказываться на направленности государст­венной политики (защита тех, кого считают " уязвимыми"), на том, как должны проводиться политические кампании (оказание влияния на легко убеждаемых избирателей), и на решении судебных вопросов, касающихся диффамации (клеветы) и возмещения ущерба (оценка ущерба, нанесенного репутации). " Поэтому эффект третьего лица может иметь ряд поведенческих смыслов, несмотря на то что, по существу, он представляет собой явление, относящееся к сфере восприятия".58

Информационную и общественную поддержку можно представлять себе как добавление определенного веса, что приводит к увеличению инерции. Если, например, имеющие твердое мнение по какому- либо вопросу, распола­гают достаточной информацией (" за" и " против") по этому вопросу и полага­ют, что их позиция пользуется широкой общественной поддержкой, то на­правление и выражение данного мнения вряд ли способны измениться. Поч­ти так же, как на направление шара в боулинге оказывает лишь незначительное влияние движение воздуха, создаваемое кондиционером и системами подогрева воздуха, мнения, обладающие значительной информа­ционной и общественной поддержкой, характеризуются значительными " массой" и " инерцией"; поэтому они неспособны к быстрым и легким изме­нениям. В то же время даже твердые мнения способны меняться, если они не поддерживаются соответствующей информацией и не получают общест­венной поддержки. Их направление может меняться так же часто и быстро, как направление движения теннисного мячика или урагана!

Иными словами, точное описание и понимание общественного мнения тре­бует большей чувствительности и глубины измерений, чем постановка простых вопросов, подразумевающих ответы типа " да- нет", которые столь часто ис­пользуются в ходе телефонных опросов. Общественное мнение отражает дина­мический процесс межличностных и медиа- коммуникаций по различным во­просам между группами и коллективами людей, способных действовать в сходной манере. " Совместное мышление" часто ведет к " совместным действи­ям" - причина, в силу которой так важно понимать общественное мнение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.