Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогических психологов в России






Основная цель деятельности психологической службы образования в нашей стране — обеспечение психического и личностного развития учащихся (Дубровина, 1991, с. 102).

Деятельность психологической службы образования дол­жна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ре­бенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психо­логического здоровья.

Какие задачи может решать практический психолог, работая в школе? Таких задач много. Очередность их реше­ния зависит от конкретной ситуации в каждой школе, уровня профессиональной подготовки психолога. Психо­лог должен:

1) выявлять психологическую готовность детей к школь-

ному обучению, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;

2) разрабатывать и осуществлять совместно с учителя­ми и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов, — а также задач развития на каждом возрастном этапе;

3) держать под особым контролем переходные, пере­ломные моменты в жизни школьников;

4) осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированны­ми школьниками;

5) диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и личностные особенности учащихся, со­здающие трудности в процессе обучения и воспита­ния, помогать в их коррекции;

6) способствовать созданию благоприятного психоло­гического климата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и други­ми людьми;

7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по вопросам развития их внима­ния, памяти, мышления, характера, способностей;

8) проводить индивидуальные и групповые консульта­ции учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

9) активно участвовать в профориентационной работе (Рабочая книга школьного психолога, 1991, с.18; Кала, Раудик, 1986, с.12).

Специфика задач и форм работы школьного психолога зависят от типа образовательного учреждения и актуаль­ных проблем, стоящих в данный момент перед учрежде­нием.

Рассмотрим основные виды деятельности практического психолога образования.

Психологическое просвещение. В обществе существует дефицит психологических знаний, часто отсутствует пси­хологическая культура. Воспитатели, учителя нередко располагают довольно однообразными сведениями о пси­хологических особенностях своих подопечных. То же самое можно сказать и о многих родителях. В педагогических кол­лективах и в семьях нередко возникают конфликты, при­чина которых — в неумении и нежелании прислушаться друг к другу, понять, уступить, посочувствовать. Поэтому практическому психологу очень важно приобщать к пси­хологическим знаниям, повышать уровень психологичес­кой культуры всех тех людей, которые работают с детьми, а также самих детей.

Формы психологического просвещения могут быть раз­ными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы. Формой психологического просвещения учащихся могут быть уроки психологии.

Психологическая профилактика. Профилактика — это совокупность предупредительных мероприятий. Психоло­гическая профилактика — это работа психолога, направ­ленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей, учителей, родите­лей, школьного коллектива в целом. Для этого психолог:

1) разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия с детьми;

2) выявляет психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии;

3) следит за соблюдением в детском саду, школе пси­хологических условий обучения и воспитания, не­обходимых для нормального психического развития детей;

4) предупреждает возможные осложнения в психичес­ком развитии детей, связанные с их переходом на.следующую возрастную ступень;

5) заботится о создании благоприятного психологи­ческого климата в детском образовательном учреж­дении.

Важная форма психопрофилактической работы — пси­холого-педагогический консилиум. Задача психолога в кон­силиуме — помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития, личностных качеств и поведения школьника, помочь избежать субъективизма в оценке отдельных учащихся. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения.

Психологическая консультация. Психологический смысл консультации заключается в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Консультации школь­ным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групп новыми.

Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психо­логу по следующим поводам: трудности в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоци­ональные, личностные нарушения, конфликтные отноше­ния с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, проблемы формирования детского коллектива, возможности расшире­ния собственных профессиональных умений, выявление и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, профориентационная работа со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, на­оборот, робость, боязливость; отношение ребенка к взрос­лым в семье, к сестрам и братьям; выбор профессии.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессио­нального и личностного самоопределения, культуры ум­ственного труда и поведения (цит. по: Практическая психология образования, 1997, с.75—76).

Психологическая диагностика. Психологическая диагнос­тика —.это изучение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологичес­ких качеств, соответствия уровня развития умений, навы­ков, личностных качеств возрастным нормам, это выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей. Задача психодиагностики — выявить и дать информацию об индивидуально-психоло­гических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспита­телям, родителям. Средствами психологической диагнос­тики могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование. Частой ошибкой недостаточно квалифици­рованных психологов является чрезмерное увлечение пси­хологическими тестами и пренебрежение другими методами психодиагностики.

Психологическая коррекция и развитие ребенка. Это ра­бота по устранению отклонений в психическом развитии учащегося, развитию его способностей и личности. Про­граммы коррекции и развития обычно включают психо­логическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Пе­дагогическая часть составляется на основе психологичес­ких рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и ро­дителями с помощью школьного психолога.

В конкретной ситуации учебного заведения один вид работы может стать главным в зависимости от той пробле­мы, которую решает школьный психолог.

Психологи, работающие при управлениях образования, в основном выполняют следующие виды деятельности:

- организуют циклы лекций для учителей и родите­лей с целью повышения их психологической куль­туры;

- проводят консультации для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказывают информационную помощь;

- помогают в подготовке и проведении психолого-пе­дагогических консилиумов в отдельных школах;

- организуют постоянно действующие семинары для учителей района по детской и педагогической пси­хологии, психологии личности и межличностных отношений;

- создают психологический " актив" из числа учите­лей школ района;

- участвуют в определении уровня готовности детей к обучению в школе при наборах в первые классы;

- осуществляют углубленную работу в каком-либо классе для того, чтобы помочь классному руководи­телю в выявлении конкретных причин неуспевае­мости и недисциплинированности.

Работа районного психологического центра оказывается полезной формой психологической службы, особенно в усло­виях, когда обеспечить психологами все школы трудно.

литература

1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопро­сы теории и практики. М.: Педагогика, 1991.

2. Инструктивное письмо от 27 апреля 1989 г. " О введении должности психолога в учреждениях народного образования" // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 10.

3. Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе. — М.: Знание, 1986.

4. О состоянии и перспективах развития службы практичес­кой психологии образования в Российской Федерации. Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 № 7/ i 1.С. 3-54.

5. Положение о психологической службе в системе народного образования (Утверждено 19 сентября 1990 г.) // Вопросы пси­хологии. 1991. № 1. С. 182-185.

6. Практическая психология образования: Учеб. для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. ' И.В. Дубровиной. М.: ТЦ " Сфера", 1997.

7. Психологическая служба школы / М.К. Акимова, Е.М. Бо­рисова, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Меж­дународная педагогическая академия, 1995.

8. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во " Ин­ститут психологии РАН", 1997.

9. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

10. Famll, Peter. The Future of School / Educational Psychology Services in Europe: the Report of an EFPPA Task Force. // Fifth European Congress of Psychology. July 6—11th 1997 Dublin, Ireland. Abstracts. P.92.

11. Psychologists in the Educational System in Europe: Summary of the Task Force Report. — European Federation of Professional Psychologists Association (EFPPA). July, 1997.

глава 9. социальная психология

9.1 история социальной психологии

Социальная психология родилась на пересечении таких 1 наук как психология и социология. Она изучает психоло-гию социальной жизни личности и общества, разнообраз­ные проблемы внутреннего мира человека в условиях взаимодействия с другими людьми. По мнению профессора Галины Михайловны Андреевой, социальная психоло­гия исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные груп­пы, а также психологические характеристики самих этих групп (Андреева, 1998, с. 10). Американский профессор Дэ­вид Майерс выразился еще проще: " социальная психоло­гия — это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу" (Майерс, 1997, с.29) В социальной психологии изучаются понимание человека человеком, убеждения и социальные стереотипы, межличностные отношения, сим­патии и конфликты, любовь и ненависть, влияние других людей, а также культуры на мнения и поведение личности, психология отношений внутри малой группы, а также массовые социально-психологические явления. Писатель Герман Мелвилл сказал: " Наши жизни связаны тысячами незримых нитей". Цель социальной психологии - науки, изучающей связи между людьми, — сделать эти нити ви­димыми.

Еще во второй половине XIX века возникли первые формы собственно социально-психологических знаний. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три наиболее значительные: пси­хологию народов, психологию масс и теорию инстинктов I социального поведения (Андреева, 1998, с.32). В филосо­фии, общей психологии и психиатрии зарождались соци­ально-психологические знания. Труды М.Лацаруса, Г. Штейнталя и В. Вундта в Германии, Г. Лебона, Г. Тарда и; Э. Дюркгейма во Франции, Г. Спенсера и У. Мак-Дауголла

в Англии, В.М. Бехтерева в России, Ф. Гиддингса в США положили начала социально-психологическому направле­нию в психологической науке. Они были в большей степе­ни философскими размышлениями о человеке и обществе.

В 1900 году в Париже состоялся IV. Международный конгресс по психологии. Одна из семи его секций, воз­главлявшаяся Г. Тардом, называлась " Социальная и кри­минальная психология". Уже после первой мировой войны социальная психология превращается в самостоятельную науку. На смену теоретическим размышлениям приходит эксперимент. В это время В. Меде в Европе и Ф.Олпорт в США предлагают программу превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. С 20—30-х годов XX века начинается этап эмпирического исследо­вания в этой области, в первую очередь — общественно­го мнения, пропаганды, промышленности и торговли. Основное развитие в этом ее варианте она получает в США, где интенсивно проводились прикладные иссле­дования. Акцент на развитие экспериментальных иссле­дований означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако оборотной стороной этой увлеченности была утрата интереса к тео­рии. По свидетельству ряда американских авторов, склон­ность отдельных ученых к теоретическим работам грозила утратой веры в их научную компетентность, вызывала сожаление, а порой и презрение (Андреева, 1998, с.41).

В рамках этого экспериментального периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина. В 30-х годах социальная психология превратилась в интенсивно развивающуюся науку. Проводились многочисленные ис­следования в области изучения малых групп, разработа­ны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в про­ведении прикладных исследований. Теоретические иссле­дования стали непопулярны, малочисленны.

Особенно широкое развитие прикладная социальная психология получила в капиталистических странах после Второй мировой войны. Центр социально-психологичес­ких исследований переместился из Европы в Америку. В результате первой и второй мировых войн сильно поредели кадры европейских социальных психологов. Некото­рые из них погибли, другие были вынуждены эмигриро­вать в США, спасаясь от преследований нацистов, третьи временно приостановили работу в условиях войны.

На развитие социальной психологии в США сильное влияние оказали непосредственные запросы американс­кого бизнеса, который мало интересовался общетеорети­ческими построениями, если они не давали никакого практического результата. Эмпирически найденные и эф­фективные рекомендации специалистов-психологов спо­собствовали тому, что социальная психология получила быстрое распространение и развитие в странах Европы и в США (Парыгин, 1999, с.29). Большинство социальных психологов утрачивало интерес к теоретической стороне исследования.

Однако, начиная с 50-х годов XX века, происходит оживление интереса к теоретическому знанию. Теории кон­центрируются в основном вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитив­ных теорий и интеракционизма (Андреева, 1998, с.42).

К бихевиористским теориям относят теорию фрустра­ции-агрессии Н. Миллера и Д. Долларда, модели диади-ческого взаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли, идеи так называемого обмена Д. Хоманса, теорию социального на- I учения А. Бандуры.

К психоанализу в социальной психологии относят тео­рии Э. Фромма и Дж. Салливена, Т. Адорно.

К социально-психологическим теориям когнитивизма принадлежат теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Нькжома, теория, когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория конгру­энтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. В общем ключе ког­нитивизма работают такие известные американские исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.

В современной социальной психологии интеракционизм включает развитие идей Г. Мид, а также теорию ролей Т. Сарбина и теорию референтных групп Г. Хаймена и Р. Мертона (Андреева, 1998, с.42—45).

Однако следует иметь в виду, что границы между этими четырьмя теоретическими ориентациями в социально-)

психологических исследованиях не слишком строги и тра­диционное деление на перечисленные научные школы уже не столь актуально как прежде.

В нашей стране дискуссия о специфике предметасоци-альной психологии происходила еще в 1920-х годах XX сто­летия. Активными участниками ее были Г.И. Челпанов, В.А. Артемов, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, В.М. Бехте­рев. Однако как самостоятельное направление исследова­ний социальная психология тогда не сформировалась.

И только в конце 1950-х — начале 60-х годов можно было говорить о настоящем рождении социальной психо­логии в СССР. Внешним импульсом к ее возрождению на первых порах, по мнению БД. Парыгина, стал интерес к психологическим проблемам бытовой религиозности в стране. Антирелигиозная пропаганда оказалась неэффек­тивной. Массовые социологические опросы показали, что религиозность людей не была связана с идеологической их приверженностью к церкви и религиозным догматам. Как показали исследования, главным оказался социаль­но-психологический фактор, потребность человека в эс­тетическом оформлении переживаний особо значимых для него жизненных ситуаций: рождение ребенка и его совер­шеннолетие, бракосочетание, прощание с умершими. Осоз­нание социально-психологической природы религиозности стимулировало интерес к общественной психологии (Па­рыгин, 1999, с.115—116). Фактором, способствовавшим воз­рождению социальной психологии в стране, стало.также изменение идеологической атмосферы, которое начались в 60-е годы, и стало известно под названием " оттепели". Тогда на волне общественно-политического подъема, вызванного разоблачением культа личности, советским ру­ководством было допущено некоторое смягчение идеоло­гического контроля в духовной жизни общества в целом и в научной сфере в частности (Парыгин, 1999, с. 116).

Дискуссия о предмете социальной психологии, раз­вернувшаяся в начале 1960-х годов в журнале " Вопросы психологии", привлекла еще большее внимание научной общественности к этим проблемам. В 1963 году вопросам социальной психологии была посвящена секция на II съезде Общества психологов СССР, проходившем в Ленинграде.

В 1962 году в Ленинградском университете открывается первая в стране лаборатория социальной психологии под руководством Е.С. Кузьмина. Несколько позже открыва­ются и первые кафедры социальной психологии. В 1968 году происходит открытие кафедры социальной психологии в. Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузь­мина), а в 1972 — в Московском университете (под руко­водством Г.М. Андреевой). В 1968 году начала работу проблемная лаборатория социально-психологических ис­следований при кафедре философии Ленинградского го­сударственного педагогического института им. А.И. Герцена (под руководством Б.Д. Парыгина).

В 1966 году начинается преподавание курса социаль­ной психологии на факультете психологии, только что j открывшемся в Ленинградском государственном университете. Для 1960-х и 70-х годов в истории отечественной I социальной психологии характерно не только организа­ционное оформление данной науки. Интенсифицируются научные и прикладные исследования. Появляются фунда­ментальные труды по социальной психологии Б.Д. Пары­гина, Е.С. Кузьмина, Б.Ф. Поршнева. В первоначальное развитие отечественной социальной психологии в эти годы j внесли большой вклад также А. Г. Ковалев, А.А. Бодалев, ] Г.М. Андреева.

Конец 1980-х и начало 90-х годов стали переломнымэтапом в развитии социальной психологии в СССР. Одной из характерных тенденций этого периода была интернационализация отечественной социальной психологии, активное принятие (часто некритическое) мирового опыта |в этой сфере науки. Другой существенной особенностью данного периода стала активизация практической соци- j альной психологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.