Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная социальная психология






Важная черта современного состояния социальной пси- j хологии в мире — повышение авторитета идей, развивав-1 мых в Европе. В странах Западной Европы активно работает^ Европейская ассоциация экспериментальной социальной! психологии (ЕАЭСП). Привлекается внимание ученых KJ

необходимости большей ориентации социальной психо­логии на реальные социальные проблемы. Ключевые идеи разработаны в трудах таких известных европейских соци­альных психологов, как А. Тэджфел (Великобритания) и С. Московичи (Франция). Тэджфел разработал теорию со­циальной идентичности, а Московичи является авто­ром теории социальных репрезентаций (Андреева, 1998, с.46). Благодаря их идеям становится все более очевидным, что социальная психология должна быть в большей степе­ни социально-ориентированной и включаться в решение реальных проблем общества. Активизируются работы в области практической и прикладной психологии. С 70-х га­дов начинает выпускаться " Журнал прикладной социаль­ной психологии".

Люди часто путают социальную психологию с социо­логией; они действительно имеют много общего. Но соци­ологи в большинстве своем изучают группы.(большие и малые), а социальные психологи — индивидов. Сюда вхо­дит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида — на группу.

Социальная психология нередко причисляете» то к со­циологии, то к психологии. В США, например, социальная психология существует " дважды": ее секции есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации. В предисло­вии к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В нашей стране неоднозначность положения социальной психологии между социологией и психологией также проявляется достаточ­но явно (Андреева, 1998, с.22).

В наше время концепции и методы социальной психо­логии имеют большое прикладное значение. Потребность в социально-психологических исследованиях в условиях современного общества возникает во многих областях об­щественной жизни: в сфере экономических отношений, в средствах массовой информации, политике, сфере обслу­живания. В последние годы психолога можно встретить в рекламном агентстве, банке, штаб-квартире политической партии, государственном комитете. Появляются практи­ческие социально-психологические центры и фирмы.

К социальной психологии обращаются также и специали­сты в педагогике, юриспруденции, медицине. Существуют большие возможности использования прикладной психо­логии и в средствах массовой коммуникации: печати, те­левидении, радио. Работа в этой сфере может касаться проблем эффективности восприятия тех или иных сооб­щений, впечатления, которое производит человек.

Социальная1 психология в разнообразных прикладных вопросах становится одной из наиболее популярных от­раслей современной психологии. За последнюю четверть XX века, например, количество периодических изданий по социальной психологии возросло более чем в два раза (Майерс, 1997, с.29). Разнообразные возможности исполь­зования практической социальной психологии в современ- • ных условиях нашли сотрудники кафедры социальной психологии Московского университета (Жуков, Петровс­кая, Соловьева и др, 1999).

Известный российский психолог Б.Д. Парыгин выделя­ет следующие области практического применения социаль­ной психологии как науки: экономика, право, политика, быт, наука, искусство, религия, философия (Парыгин, 1999, с.28). В настоящее время у нас в стране и за рубежом развиваются такие направления прикладной социальной психологии как психология производства, управления, торговли и рекламы, политическая психология, психоло­гия религии.

9.3 социальная психология

НА ПРЕДПРИЯТИИ И ФИРМЕ

Промышленное производство традиционно выступает одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования, а проблема формирова­ния производственных коллективов — наиболее типична. Общие темы в рамках таких исследований: психологичес­кий климат коллектива, удовлетворенность трудом, теку­честь рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков (Андреева, 1998, с.336—338).

Вместе с психологами в решение этих проблем могут быть включены специалисты по экономике и социологии,

с которыми психологу важно уметь успешно взаимодей­ствовать.

При изучении психологического климата предприятия или фирмы психолог выявляет тип отношений руководи­теля и подчиненных, восприятие руководителя подчинен­ными и наоборот. Выясняется также сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, совме­стимость участников совместного труда, типы конфлик­тов, удовлетворенность трудом.

Поскольку исследование психологического климата предприятия включает в себя большой комплекс социаль­но-психологических проблем, в каждой конкретной ситу­ации социальный психолог должен подходить творчески к подбору необходимых для этого методов и методик.

Возможны три разные позиции социального психолога в процессе социально-психологического исследования на предприятии.

Позиция прикладного психолога, выполняющего заказ, но не включенного в структуру промышленного предпри­ятия. Это дает ему некоторую независимость и позволяет решить однократно поставленные задачи. Но при этом те­ряется возможность достаточно глубокого знания проблем коллектива и постоянного участия в их решении. Он выс­тупает как человек со стороны со всеми преимуществами и недостатками такого положения.

Позиция практического психолога, работающего совме­стно с другими специалистами в психологической службе предприятия. В такой службе может быть несколько психо­логов. В этом случае социальный психолог специализиру­ется на решении социально-психологических проблем коллектива, оставив решение других производственных проблем специалистам по психологии труда.

Позиция практического психолога, работающего на предприятии в единственном числе. В таком случае оста­ваться узким специалистом в социальной психологии вряд ли удастся. Социальному психологу необходимы знания в других областях психологии и участие в решении всего комплекса психологических проблем предприятия. В то же время следует иметь в виду, что социально-психологичес­кие проблемы — наиболее типичные, и потребность в них у предприятий возникает часто. В свете того, что малых предприятий и фирм в современных условиях стало гораз­до больше, именно такая позиция психолога наиболее ти­пична.

В связи с экономическими трудностями многих пред­приятий в нашей стране в 1990-х годах количество соци­ально-психологических исследований уменьшилось, многие психологические службы крупных предприятий были сокращены или закрыты. В настоящее время заказы на исследования такого рода могут возникать на предпри­ятиях различного типа, в том числе в небольших фирмах, на фирмах государственных, акционерных или частных. Од­нако следует иметь в виду, что многие. руководители не осознают необходимости социально-психологических зна­ний для успешной организации предприятия. В то же вре­мя нередко существуют и неоправданно оптимистические и высокие ожидания в этом отношении. На психологию ' надеются, как на волшебницу, которая поможет решить все проблемы (" Вы же — психолог! ") и даст конкретные советы в любой ситуации. Разрушение этих иллюзий мо­жет грозить разочарованием в психологах. Поэтому соци­альные психологи должны быть достаточно гибки, чтобы, сохраняя научно-психологическую добросовестность, под­держивать и развивать спрос на социально-психологичес­кие знания, помогать людям осознать реальную ценность психологии.

9.4. Психология в политике

Прикладные исследования и практическая психологи­ческая работа в сфере политики имеют большой опыт в мировой психологии. В 30-х годах XX века были опублико­ваны первые работы по этой теме, а в последние десяти­летия политическая психология как специальная область психологической науки рассматривалась такими учеными, как М. Херман, И. Джанис, В. Стоун, П. Шаффнер (см: Гозман, 1999; Андреева, 1998, с.343). На сегодняшний день существуют уже сотни публикаций, выходит международ­ный журнал " Политическая психология", активно рабо­тает ассоциация политической психологии (Гозман, 1999,

с. 135). Однако в нашей стране это относительно новая сфера деятельности профессионального психолога. Из отечествен­ных ученых ею занимаются Е.Б. Шестопал (1990); А.И. Юрьев (1992); A.M. Зимичев (1993); ГГ. Дилигенский (1996); Л.Я. Гозман (1999).

Политическая психология изучает психологические ус­ловия эффективности политической деятельности. Поли­тика — это деятельность органов государственно'й власти, государственного управления, социальных классов и груп­пировок, партий и отдельных политических деятелей, в которой отражаются их интересы и цели. Очевидно, что политические процессы обусловлены не только объектив­ными социально-экономическими факторами общества, но и эмоциями, стереотипами и иллюзиями, индивиду­альными особенностями политиков, их межличностными отношениями. Психологические факторы играют огром­ную роль в принятии политических решений. Поэтому в политической психологии изучаются психологические факторы принятия политических решений, психоло­гические условия их восприятия; роль личностных харак­теристик и имиджа политического лидера; проблемы политической социализации личности и др.

В то же время профессиональные психологи редко и весьма ограниченно привлекаются для подготовки поли­тических решений, и, по мнению Л.Я. Гозмана, почти нигде не занимают ответственных постов в структурах власти. Представление об активном участии психологов в поли­тических структурах Запада, распространенное в нашем профессиональном сообществе, весьма далеко от реаль­ности (Гозман, 1999, с.136). Кроме того, как считает Л.Я. Гозман, работа психолога в политике не может быть массовой, поскольку только политики высокого ранга могут позволить себе роскошь иметь " собственных" пси­хологов. Для этого политик должен обладать достаточны­ми финансовыми возможностями и властью. Кроме того, он должен понимать важность психологии для своей дея­тельности. Однако для профессионального политика прак­тическая психология — чувства и реакции людей, их взгляды и настроения — основное дело. Поэтому он часто считает себя достаточно компетентным в этой области и не испытывает необходимости в услугах психолога.

Практическая работа профессионального психолога может заключаться в консультировании и психологичес­кой поддержке политического деятеля. Л.Я. Гозман выде­ляет несколько возможных направлений такой работы.

1. Участие в разработке и принятии решений.

Задача психолога, участвующего в выработке и приня­тии решений, заключается в корректировке их с точки зрения психологической грамотности. Планируемые реше­ния должны учитывать психологический фактор наряду с экономическим, и не должны провоцировать нереалисти­ческие ожидания, деструктивные действия или депрессив­ные реакции людей. Необходимое условие успеха такой работы — компетентность психолога в рассматриваемых вопросах, будь то экономика или социальные проблемы. Для более надежного анализа ситуации целесообразно со­здание экспертной группы, состоящей из психологов, пси­хотерапевтов, социологов. Эта же группа способна предлагать нестандартные пути решения кризисных ситу­аций, прогнозировать возникновение конфликтов. Учас­тие в такой работе на постоянной основе принципиально важно. Опыт показывает, что временное привлечение к экспертизе серьезных специалистов, не владеющих, одна­ко, ситуацией во всех деталях, себя не оправдывает.

2. Анализ динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на установки и настроения граждан.

Участие в этой работе требует тесного взаимодействия с социологами. Следует иметь в виду, что политики обыч­но и сами чувствуют (или думают, что чувствуют) настро­ения людей, поэтому их запрос к профессионалам часто касается не того, каково общественное мнение сегодня, а того, что можно ожидать завтра. Понимание психологи­ческих механизмов, определяющих мнения и настроения людей, помогает профессиональному психологу сделать такой прогноз. Активно действующие политики заинтере­сованы не только в прогнозе, но и в воздействии на обще­ственное мнение. Это важно, когда власти приняли или готовятся принять непопулярное решение, или когда об­щественное раздражение достигло таких пределов, что может вылиться в беспорядки. Психологи должны опреде­лить подлинные причины недовольства, выяснить, какие аргументы будут наиболее эффективны, когда и в какой форме их следует использовать.

3. Оптимизация образа власти или политической струк­туры.

Положительный образ лидера, проводимой им поли­тики и людей, его окружающих, — необходимое условие успеха политики. Как отмечает Л.Я. Гозман, роль специа­листов по рекламе в организации предвыборных кампа­ний на Западе не столь велика, как у нас принято считать. Политики предпочитают доверять здравому смыслу. Люди, называющие себя " специалистами по имиджу", а среди них есть и профессиональные психологи, не отличаются в этом смысле от всех остальных. Правда, доказательств эф­фективности или неэффективности их работы до сих пор не существует. Роль психологов заключается не в том, что­бы " сделать" из данного политика человека, который по­нравится избирателям. Они должны давать политику обратную связь относительно динамики его образа, а так­же образа его окружения, приписываемых ему положи­тельных или отрицательных черт. Каждое выступление политика может стать предметом профессионального анализа, который покажет, где он упустил возможность пойти навстречу людям, успокоить их или что-то объяс­нить, когда был излишне формален или высокомерен, а когда проявил действительное понимание аудитории. В профессиональной компетенции психолога находится и стратегия формирования образа: какую следует давать ин­формацию о семье и детстве, как добиться того, чтобы граждане воспринимали лидера не только профессиональ­ным, но и честным, не только решительным, но и осто­рожным.

4. Создание психологических портретов оппонентов и по­литических партнеров.

Эта работа необходима при подготовке к контакту с малознакомым партнером: союзником или противником. В более широком смысле — это психологическое обеспече­ние различного рода переговоров. Это может быть очень серьезное исследование, с привлечением самого разнообразного материала, а может быть краткий очерк. Цель со­здаваемого психологом портрета — помочь лидеру под­готовиться к встрече, представить себе, каких реакций следует ожидать, какие приемы могут быть эффективны­ми в общении с данным человеком (Гозман, 1999, с.141 — 149)

Эффективность использования психологии в политике никто пока не измерял, да и неизвестно, возможно ли это в принципе. Поэтому для того, чтобы не вызывать разочарования в своей работе, психологу важно не претендовать на чудотворство, не считать, что он как психолог обладает сокровенным знанием, которому все остальные долж­ны неукоснительно следовать. Это необходимо в любой области практической психологии, а в политической пси­хологии — в особенности.

литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998.

2. Гозман Л.Я. Психология в политике — от объяснений к воздействию // Введение в практическую социальную психоло­гию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. С. 129-150.

3. Дшшгенский Г.Г. Социально-политическая психология / Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Новая школа, 1996.

4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. (ред.) Введе­ние в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1999.

5. Зимичев A.M. Психология политической борьбы. СПб.: Сай­та, 1993.

6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

7. Парыгин В.Д. Социальная психология: Проблемы методо­логии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

8. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.

9. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб.: 1992.

глава 10. Психология труда и






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.