Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практических психологов






Заказчиками в деятельности практических психологов выступают руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологи­ческого характера.

Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций пси­холога-практика: эксперта, учителя или консультанта (Жу­ков, 1999, с.28—34).

Психолог как эксперт — носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологичес­кую экспертизу, то есть оценку с профессиональной пси­хологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.

Психолог как учитель занят передачей специальных зна­ний", которые необходимы людям для эффективной орга­низации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя — не преподаватель, который в систематизиро­ванном виде излагает теории и факты. Он проводит психо­логические тренинги, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась.

Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача — оказать психологическую помощь кли­енту в выполнении работы.

К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

1) выявление психологических характеристик конкрет­ного человека, группы;

2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;

3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;

4) содействие государственным, общественным, пред­принимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при ре­шении практических задач;

5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;

6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;

7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компе­тентности.

Рассмотрим основные этапы работы психолога.

1. Психолог получает заказ от заказчика (или клиента),

на основании которого составляет программу рабо­ты, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и клиентом, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.

2. Психолог выбирает адекватные задачам психологи­ческой деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследова­ния и формы работы с клиентом, способы регист­рации и обработки первичных данных.

3. Психолог осуществляет работу с клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического исследования.

4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полу­ченные данные с компетентными коллегами, фор-

мулирует выводы и заключения по интересующим заказчика проблемам.

5. Психолог передает заказчику свои заключения и ре-

комендации в форме письменного документа или устного сообщения. В них содержатся ответы на воп­росы, поставленные заказчиком.

6. Заказчик использует рекомендации психолога. Исполь-

зование рекомендаций может заключаться в изме­нении условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, админи­стративного воздействия. Во многих случаях психо­лог по поручению заказчика сам применяет рекомендации, например, проводя психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент приме­няет к себе рекомендации психолога (Крылов, Юрь­ев, 1990, с.267).

6.3. права и обязанности практических психологов

Рассмотрим права и обязанности, которые необходи­мы для успешного осуществления психологом своей про­фессиональной деятельности.

Психолог должен иметь право:

1) принимать участие во всех сторонах жизнедеятель­ности организации, учреждения, конкретного клиента, а также знакомиться с содержанием доку­ментации, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

2) участвовать в работе квалификационных комиссий, а также совещаний по согласованию проектов, ус­тавов, законов;

3) самостоятельно вырабатывать концепцию и опре­делять пути выполнения своих профессиональных обязанностей;

4) получать конфиденциальную информацию о пси­хологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых или клиентов;

5) проводить с клиентами социально-психологичес­кие мероприятия;

6) поддерживать профессиональные связи с различ­ными вневедомственными организациями и част­ными лицами для решения психологических проблем;

7) вырабатывать и давать рекомендации психологичес­кого характера администрации, общественным орга­нам и клиентам, обратившимся за помощью;

8) разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.

Одновременно психолог обязан:

1) изучать психологические проблемы жизни и дея­тельности клиентов;

2) оказывать помощь в преодолении критических ситуа­ций, трудностей, активно способствовать развитию личности и совершенствованию профессиональной деятельности клиентов;

3) участвовать в отборе кадров, их последующей адап­тации и профессионализации;

4) организовывать и проводить консультирование, за­нятия по психологическому просвещению клиентов;

5) изучать социально-психологические процессы в орга­низации;

6) организовывать и лично проводить социально-пси­хологическую работу;

7) постоянно совершенствовать свою профессиональ­ную компетентность;

8) руководствоваться в своей деятельности основны­ми этическими принципами профессиональной пси­хологической работы.

Выше охарактеризованы только общие принципы ра­боты психолога, его права и обязанности. При выполне­нии конкретного заказа основные этапы его работы, права и обязанности сторон могут иметь некоторую специфику и должны быть конкретизированы.

6.4. основные виды деятельности практических психологов

Основные виды деятельности в практической психоло­гии — это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррек-ционная и развивающая работа.

Психологическое оценивание в качестве отдельной спе­циализации практических психологов у нас в.стране пока еще не сложилось. Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться так: психолог-диаг­ност или психолог-эксперт. В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога заключается в том, что­бы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психичес­кого развития, т. е. провести психодиагностику.

В научной литературе понятие " психодиагностика" было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом (цит. по: Рабочая книга.., 1996, с. 49). В настоя­щее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психоло­гических особенностей человека.

В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении пси­хических функций человека. Отклонение от нормы опре­деляет диагноз.

Психодиагностика осуществляется на основе:

1) объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);

2) субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самим человеком).

Для оценивания психолог-диагност использует профес­сиональные психологические наблюдения, беседы, пси­хологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных пси­хологических качеств, эмоциональных реакций, поведен­ческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам.

В психологическом тестировании могут использоваться тест-опросники, проективные тесты и тесты, требующие выполнения каких-либо практических заданий. В тест-оп­росниках человека просят ответить на ряд прямых или кос­венных вопросов. Достоверность получаемой при этом информации зависит от искренности опрашиваемого и его способности к самоанализу и самоотчету в предлагаемой ситуации. Поэтому профессиональные психологии не слиш­ком доверяют результатам таких опросов и используют их как средство для получения первичной информации. Боль­шую достоверность получаемой информации обеспечива­ют проективные тесты. При проведении проективного теста человек как бы проецирует свои психологические каче­ства на какую-либо неопределенную ситуацию, предлага­емую в тесте. Одним из наиболее известных проективных тестов можно считать, например, тест чернильных пятен, в котором человек должен сказать, что он видит в предъяв­ляемых ему симметричных чернильных пятнах. Неопреде­ленность цели обследования не позволяет испытуемому намеренно искажать результат. Наконец, существуют тес­ты-задания практического характера, в которых по тому, как выполнил человек задание, судят о его психологичес­ких качествах.

Психологическое консультирование. Наиболее распрос­траненный вид деятельности практического психолога — консультирование — используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогичес­кой, промышленного производства, бизнеса, проблем здо­ровья и т.д.

Основное средство консультирования — это беседа, построенная определенным образом. В процессе консуль­тации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными угла­ми на трудности, с которыми тот встретился, и на спосо­бы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Цель психологического консультирования — помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить пе­реживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуа­ций и самим принимать решения. За психологической кон­сультацией обращаются в случаях межличностных конфликтов, в частности, супружеских, сексуальных, а также в отношениях с детьми. Психологическая консульта­ция может проводиться по производственным проблемам, проблемам психологии управления, взаимоотношений людей в сфере общественной жизни.

Психологи-консультанты работают с отдельными людь­ми, парами, семьями и группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

Групповое консультирование может проводиться с се­мьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имею­щих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами ра­боты при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, работа по разрешению меж­личностных конфликтов и проблемных ситуаций в кол­лективах. С целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация, когда психо­лог выступает в роли посредника в переговорах.

В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологи­ческой помощи и консультирования. Консультация по те­лефону доверия обеспечивает оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время.

Психолог при консультировании по телефону порой представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при лич­ном контакте. Это повышает эффективность психологичес­кого взаимодействия (Рабочая книга.., 1996, с. 75—76).

Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения — расширение психоло­гических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной деятель­ности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сфе­ры обслуживания и торговли, работникам рекламы, биз­несменам. Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегу­ляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пен­сионеров.

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основа­ми психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологи­ческих знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требо­ваниями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практи­ческая ориентированность. Необходимо стремиться избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

Для психологического просвещения могут использовать­ся лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуж­дение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семина­ры и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической ли­тературы для их самообразования. Формирование стремле­ния к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности — важнейшая основа для психологического просвещения.

Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагнос­тики или консультирования выявлены отклонения от нор­мы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа — это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или фор­мы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психическо­го развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.

Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени. Целью таких за­нятий может быть, например, преодоление дефицита вни­мания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реак­ций на те или иные события, укрепление самообладания, развитие эмоционального самоконтроля, коррекция лич­ностных качеств, форм поведения, норм социального взаимодействия человека. Поскольку отклонения от пси­хологической нормы могут сочетаться с серьезными от­клонениями в психическом здоровье и в сфере социального поведения, то практический психолог свою коррекцион-ную работу должен строить в тесном взаимодействии с нейропсихологом, психиатром, социальным педагогом. Непосредственным поводом для организации коррекци­онной работы становятся обычно трудности в учебной де­ятельности, нарушения поведения и дезадаптация школьника, проблемы в профессиональной или повсед­невной деятельности, в эмоционально-волевых пережива­ниях взрослого человека.

Групповая психокоррекция часто бывает направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирова­ние умения анализировать поведение и состояния других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружаю­щих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагиро­вать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

В качестве методов психокоррекции используются раз­личные виды интеллектуального тренинга, методы обуче­ния саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.

Те же самые методы практической психологической работы могут использоваться и в развивающих занятиях. В отличие от коррекционной, развивающая работа направ­лена на дальнейшее развитие качеств, способностей, уме­ний человека. Строгого разделения коррекционных и развивающих занятий на практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии быва­ют недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой. Поэтому нередко предпочитают данный вид работы называть коррекцион-но-развивающей.

Практический психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определен­ном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обла­дает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личностных качеств и профессиональ­ной подготовки может успешнее справляться с одним из них. Кроме того, практическому психологу важно выде­лять наиболее актуальные проблемы в соответствии с за­дачами, поставленными заказчиком, и сосредоточивать усилия на их решении.

6.5. рабочее место практического психолога

Успешной практической деятельности психолога спо­собствует организация его рабочего места. В решении этого вопроса он сам должен быть достаточно активен. Психолог должен иметь свой отдельный кабинет. Однако это не оз­начает, что большую часть рабочего времени он будет про­водить в нем. Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным чле­ном коллектива и активным участником деятельности орга­низации.

Рабочий кабинет необходим для хранения документа­ции, методических материалов, проведения индивидуаль­ных бесед или психологической диагностики.

Безусловно, практическому психологу важно самосто­ятельно, творчески подойти к организации рабочего мес­та. Специалисты предлагают следующее примерное материальное обеспечение рабочего места психолога (Ра­бочая книга.., 1996, с. 34).

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.

2. Комната психологической разгрузки для:

— проведения психологической релаксации;

— снятия нервно-психологического напряжения; эмо­циональной разгрузки;

— индивидуального и группового психологического консультирования;

— психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;

— работы пункта, почты или телефона доверия.

3. Материальная база психотерапевтического воздей-.ствия:

— аудиотехника;

— аудиокассеты с записями психотерапевтического ха­рактера;

— проекционная аппаратура;

— проекционные материалы психотерапевтического характера;

— специальная светотехническая система и другие сред­ства, способствующие осуществлению психотерапев­тического воздействия.

4. Материальная база психодиагностики:

— канцелярские принадлежности;

— аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;

— персональный компьютер, калькулятор и другая орга-

низационная техника.

5. Материальная база психологического просвещения и

психологической подготовки:

— учебно-методические материалы;

— наглядные пособия;

— специально оборудованное помещение.

В перспективе материальное обеспечение рабочего мес­та психолога должно расшириться и включать: технические средства специального назначения, комплекс психодиаг­ностических средств, диктофон, видеотехнику и др. (Рабо­чая книга.., 1996, с. 34).

6.6. оценка деятельности практического психолога

Оценка деятельности практического психолога вклю­чает следующие аспекты:

1. Результативность психологической работы.

2. Уровень компетентности в выполнении должност­ных обязанностей и участие в деятельности коллек­тива.

3. Условия для проведения психологической работы.

4. Социально-правовое, организационное обеспечение

профессиональной деятельности психолога. ' Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов.-Оценка результативности психологической работы ох­ватывает следующие вопросы:

1) эффективность психологического сопровождения труда и жизни клиентов, целевая работа с ними в соответствии с текущими задачами;

2) действенность психологической поддержки для раз­вития творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем;

3) результативность психологического просвещения и консультирования;

4) соответствие диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и реко­мендаций по результатам психодиагностической работы;

5) эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, в преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни орга­низации;

6) компетентность и результативность психокоррекци-онной и психореабилитационной работы.

Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива, жиз­ни клиента характеризуется:

1) временными нагрузками психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессио­нальной деятельности;

2) личным участием психолога в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив);

3) эффективностью системы взаимодействия психолога с другими должностными лицами по организации и проведению психологической работы, коммуни­кабельностью во взаимоотношениях с другими служ­бами;

4) степенью учета информации психолога при приня­тии управленческих решений;

5) участием психолога в работе различных комиссий и выполнением функций, выходящих за рамки его дол­жностных обязанностей;

6) соблюдением этических норм работы психолога;

7) самосовершенствованием и овладением продуктив­ными технологиями психологической работы.

Оценка условий проведения психологической работы осуществляются по следующим пунктам:

1) оснащение кабинета психолога учебно-методичес­кими, диагностическими материалами;. 2) наличие и оснащение комнаты психологической

разгрузки;

3) материально-техническая база психологической ра­боты.

Социально-правовая, организационная обеспеченность профессиональной деятельности практического психоло­га включает:

1) наличие рабочего кабинета, шкафов для хранения документов, учетно-отчетной документации;

2) правильность ведения учетно-отчетной документа­ции, которая включает в себя:

а) планы работы практического психолога (перспек­тивный, месячные и профессионального совершен­ствования);

б) результаты психодиагностики, акты (карты) об­следования, психологические портреты клиентов;

в) справки-доклады о проделанной работе;

г) рекомендации должностным лицам и другим кате­гориям клиентов (Рабочая книга.., 1996).

литература

1. Абрамова Г. С Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

2. Жуков ЮМ. Позиции психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. С. 21-34.

3. Крылов АЛ., Юрьев А.И. Этические принципы и правила ра­боты психолога // Практикум по экспериментальной и приклад­ной психологии: Учеб. пособие / Вансовская Л.И., Гайда В.К., Горбачевский В.К. и др.; Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 264-271.

4. Рабочая книга практического психолога: Технология эф­фективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Дер-кач. М.: Издательский дом " Красная площадь", 1996.

5. Радзиховский Л.А. О практической деятельности в области психологии // Вопросы психологии. 1987. N° 3. С. 122—127.

глава 7. психологическая работа в медицинской сфере

7.1. история применения психологических знаний в медицине

Медицинская психология рассматривает психологичес­кие аспекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в ук­реплении здоровья человека.

Значение психологии для медицины было осознано достаточно давно. Еще в XVIII веке великий реформатор психиатрической помощи во Франции Пинель в своем " Трактате о душевных болезнях" писал, что психиатри­ческой больницей должны руководить врач, администра­тор и психолог. Причем он считал наиболее желательным объединение в одном лице врачебной и психологической компетенции (Лебединский, Мясищев, 1966, с. 20). С XVIII века известен опыт успешного применения психологических знаний в медицине.

В XIX столетии интерес ученых к психике как нор­мального человека, так и соматического и психически больного непрерывно возрастает. Неврологическая и психиатрическая практика нуждались в помощи психоло­гии для анализа сложных нарушений психики человека. В 1834 году известный невролог Фридрайх опубликовал " Систематический указатель литературы по врачебной и судебной психологии". В разделе, посвященном врачебной психологии, содержалось 3469 названий работ, в различ­ных планах освещающих проблемы психологии, психопа­тологии, психиатрии и психотерапии. В середине века появляется " Медицинская психология" Лоте, а в 1870-х годах Д.Х. Тьюк публикует книгу под названием " Психологическая медицина". Но эти книги, по мнению М.С. Лебединского и В.Н. Мясищева, представляли собой в большей степени очерки психиатрии того времени (Ле­бединский, Мясищев, 1966, с.22).

Медицинская психология как отрасль прикладной пси­хологии выделилась в самостоятельную науку только в XX веке. Появился ряд монографий, освещавших предмет ме­дицинской психологии (см.: Лебединский, Мясищее, 1966, с.22). Большой интерес представляли работы П. Жане, по­священные неврозам и медицинской психологии, работы Принс по проблеме подсознательного. П. Жане принадле­жит книга " Медицинская психология", в которой он подытожил свой большой клинический и психотерапев­тический опыт. П. Жане и другие авторы описали особые состояния, которые назывались раздвоением сознания, двойной личностью или деперсонализацией. Одной из пер­вых обобщающих работ в медицинской психологии была также книга швейцарского психиатра Г. Штерринга " Пси­хопатология в применении к психологии".

Важный вклад в развитие медицинской психологии внесли 3. ФрейД, Э. Кречмер, В. М. Бехтерев, С.С. Корса­ков, Г.И. Россолимо. Первыми практическими психолога­ми в медицине становились врачи. Как врачи-невропатологи или психиатры начинали работать 3. Фрейд, Э. Кречмер, Г. Роршах, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин и многие дру­гие медицинские психологи.

Практическая работа психологов в медицине связана была, прежде всего, с разработкой и применением мето­дов психодиагностики.(в целях медико-психологической экспертизы), а также методов психотерапии. Основными методами медико-психологического изучения больного были клиническая беседа и экспериментально-психоло­гическое исследование душевнобольных.

Основными методами психотерапии были суггестивные, психагогические, психоаналитические (Кречмер, 1998). Суггестивные методы заключались в использовании вну­шения в бодрствующем состоянии или гипноза. Под пси-хагогическими методами подразумевалось все, что связано с воспитанием, упражнением и трудотерапией (там же, с.419).

В начале XX века сформировалось новое направление психотерапии, созданное Фрейдом, — психоанализ. Этот метод возник из опыта лечения истерических состояний и касался преимущественно клиники неврозов, психологического анализа невротических проявлений и их психоте­рапии. Среди учеников и последователей Фрейда были видные психотерапевты и медицинские психологи. Впос­ледствии некоторые частично разошлись с ним во взгля­дах и создали собственные направления в психотерапии и психологии. Наиболее известными из них были А, Адлер и К.Г. Юнг.

В 1920-х годах появился ряд важных публикаций по ме­дицинской психологии Кронфельда, Шильдера, Шварца, Кречмера. Выдающемуся немецкому психиатру Эрнсту Кречмеру принадлежал один из первых учебников по ме­дицинской психологии, впервые изданный в 1922 году, неоднократно переиздававшийся в Германии, России и других странах (Кречмер, 1998). Этот учебник сослужил хорошую службу психиатрам и специалистам-психологам и стал на многие годы образцом систематизации медико-психологических знаний в единстве теории и практики. Исходя из интересов практиков, он основательно разра­ботал раздел о психологических методах исследования (ме­дико-психологической экспертизе) и описал основные методы психотерапии.

В развитии медицинской психологии большое значение имело возникновение лабораторий экспериментальной психологии при клинических психоневрологических учреж­дениях. С 1890 года под руководством П. Жане работала лаборатория в крупнейшей психиатрической клинике Франции в Сальпетриере. В России первые эксперимен­тально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках были открыты в 1885 году в Казани В.М. Бехте­ревым, в 1886 году в Москве С.С. Корсаковым. Затем по­явились лаборатории В.Ф. Чижа в Юрьеве, И.А. Сикорского в Киеве и др. (Зейгарник, 1999, с.9).

Русский психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев, получивший образование в Петербургской ме­дико-хирургической академии, внес огромный вклад ъ развитие медицинской психологии в России. Практичес­кая работа в психиатрии, исследования душевной жизни человека были главным направлением его деятельности. В то же время огромен его организаторский вклад в разви­тие клинической психологии в России. В 1907 году Бехтерев создает в Петербурге Психоневрологический инс­титут, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило связать теоретические и практические ис­следования, что было особенно необходимо в тот мо­мент. Работа этих институтов была'продолжена после революции. В 1920-е годы были созданы лаборатории ин­дивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехтерева В.Н. Мясищев и Н.М. Ще-лованов.

Вторым центром, в котором развивалась медицинская психология, была психиатрическая клиника С.С.Корса­кова в Москве. В этой клинике была организована с 1886 года вторая в России психологическая лаборатория, кото­рой заведовал А.А. Токарский (Зейгарник, 1999, с.13).

Интенсивные экспериментально-психологические ис­следования проводились в Ленинградском институте моз­га им. В.М. Бехтерева под руководством В.Н. Мясищева. Следуя традиции В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищев стремил­ся к сочетанию психиатрии и психологии и внедрению объективных методов исследования больных в психиат­рической клинике (там же, с.15).

Большая практическая психологическая работа прово­дилась советскими психологами в медицинских учрежде­ниях во время и после Великой Отечественной войны. Они участвовали в восстановлении нарушенных психических функций у раненых солдат с травмами головного мозга.

Работы А.Р. Лурия по проблемам локализации высших психических функций, их нарушений при локальных по­вреждениях мозга, разработка системы методов нейропси-хологической диагностики позволили создать новую отрасль.научной и практической психологии — нейропсихологию.

Во второй половине XX века расширилась сфера прак­тического применения психологических знаний в медици­не. Практическая психология стала обособляться организационно. Во многих странах были открыты инсти­туты практической психологии и созданы свои психологи­ческие службы. В них стали работать профессиональные практические психологи, которые получили образование на факультетах практической психологии в высших учеб­ных заведениях или на специальных краткосрочных курсах. К сожалению, послереволюционная политическая ис­тория России оказала неблагоприятное влияние на раз­витие такого важного практического направления в отечественной медицинской психологии как психотера­пия. Влияние коммунистической идеологии, длительная изо­ляция российской психотерапии от ведущих ее направлений в других странах, тенденция к биологизации медицины яви­лись причиной разрыва в уровне развития отечественной и западной психотерапии. В середине 1960-х — начале 70-х годов этот разрыв начал сокращаться благодаря введению в учебных заведениях специализации по медицинской психологии и началу активного межинститутского сотруд­ничества с польскими, чешскими и немецкими психо­терапевтами. В создании отечественной психотерапии важную роль сыграли ученые Санкт-Петербургского научно-иссле­довательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и исторически связанные с ним коллективы Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургс­кой медицинской академии последипломного образования, а также Московский и Харьковский институты усовер­шенствования врачей (см. Карвасарский, 1998, с.7).

7.2. задачи и виды деятельности медицинских психологов

Трудно сказать, чего больше в медицинской психо­логии — медицины или психологии. В соответствии с ре­шаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской на­укой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология — это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежа­щая как медицине, так и психологии. При разработке про­блем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

- изучение психических факторов, влияющих на раз­витие болезней, их профилактику и лечение;

- изучение влияния тех или иных болезней на психи­ку;

- изучение различных проявлений психики в их дина­мике;

- изучение нарушений развития психики;

- изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его мик­росредой;

- разработка принципов и методов психологического

исследования в клинике;

- создание и изучение психологических методов воз­действия на психику человека в лечебных и профи­лактических целях (Блейхер, Крук, Боков, 1996, с.6).

Медико-психологическая служба оказывает помощь населению и врачам. Медицинские психологи должны при­нимать участие в профилактике, диагностике, лечении, психологической коррекции и реабилитации больных с психосоматической и соматопсихической патологией, по­граничными нервно-психическими расстройствами, пациентов с предболезненными состояниями, детей и под­ростков с дефектами психического развития (Гульдан, На-заренко, 1991, с.5). Своевременная психологическая оценка личности больного может не только дать надеж­ный прогноз эффективности применяемого лечения, но и позволит предупредить формирование у больного небла­гоприятного течения болезни.

Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психология располагает в этом отношении большими воз­можностями (Бурлачук, Морозов, 1999; Блейхер, Крук, Боков, 1996). Важнейшие задачи деятельности медицинского пси­холога состоят в изучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности пациента, а также психологических причин возникнове­ния у него болезни. Основными методами медико-психо­логического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективных методов для получения такой информации, профессиональный психолог оказы­вается полезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведении медико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консульта­ции.

Важная роль медицинского психолога в лечебном про­цессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологи­ческие причины: конфликты, психические травмы, вну­шения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называ­ют психогенными. Среди них наиболее часто встречаются неврозы — функциональные расстройства нервной систе­мы, возникающие как реакция личности на факторы, трав­мирующие психику. Роль психологов в работе с такими пациентами особенно важна.

7.3. Психология в клинической практике

Клиническая психология ориентирована на решение диагностических задач клинической практики (психиат­рической, неврологической, соматической) является кли­ническая психология. К составным разделам клинической психологии относятся патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.

В патопсихологии изучаются болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятель­ности и свойств личности при психических заболеваниях. Ценность патопсихологии в медицинской практике зак­лючается в разработке и применении методик диагности­ки психических нарушений у больных людей. Патопсихолог, по мнению известного российского специалиста в области медицинской психологии Блюмы Вульфовны Зейгар-ник, должен быть прежде всего психологом, вместе с тем хорошо осведомленным в теоретических основах и прак­тических запросах психиатрической клиники (Зейгарник, 1999, с.4). Патопсихологию как область научных и практи­ческих психологических знаний не следует путать с психо­патологией. Психопатология — это общее учение о патологии психики, ее болезненных изменениях, это раз­дел психиатрии (то есть медицины), занимающийся кли­ническим описанием признаков психических заболеваний, изучающий закономерности развития психической болез­ни. Обе науки изучают расстройства психики, но пользу­ются при этом разными методами. Патопсихология изучает психические расстройства методами психологии, а психо­патология в основном прибегает к методу клинико-описа-тельному (Блейхер, Крук, Боков, 1996, с. 9). Наиболее авторитетные специалисты в области патопсихологии в нашей стране: Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, В.М. Блей­хер, И.В. Крук.

Психические нарушения человека нередко бывают свя­заны с нарушениями деятельности мозга в результате трав­мы. Поэтому в качестве раздела медицинской психологии часто называют нейропсихологию, которая исследует за­висимость психических явлений от физиологических про­цессов, протекающих в мозге. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций, из­менения психики больных при локальных поражениях го­ловного мозга. Это важная практическая область медицины, которая разрабатывает новые приемы для ранней и точ­ной диагностики локальных поражений мозга, позволяет разрабатывать и применять научно обоснованные методы восстановления психических функций. Основоположником нейропсихологии в России был А.Р. Лурия. В последние десятилетия в области нейропсихологии активно работа­ют также Е.Д. Хомская и Л. С. Цветкова.

Важнейшим направлением работы медицинских пси­хологов можно назвать работу с соматическими больными. Взаимосвязь психических функций человека и соматичес­ких заболеваний известна давно.

В настоящее время доказано, что в происхождении та­ких заболеваний, как бронхиальная астма, язвенная бо­лезнь желудка, гипертония важная роль принадлежит психическому фактору. Известно, что сильные душевные волнения, длительные стрессовые переживания могут от­рицательно повлиять на организм и вызвать соматические заболевания. Эта связь психического фактора с возникно­вением и развитием соматических и нервно-психических заболеваний получила выражение в названии " психоген­ные заболевания". С другой стороны, некоторые нервно-психические нарушения, личностные особенности человека возникают в связи с соматическими заболеваниями. Такие изменения в психике пациента принято называть сомато-гениями. Так, при сердечно-сосудистой патологии боль­ные испытывают тревогу, страх, особенно во второй половине дня. При желудочно-кишечных заболеваниях па­циенты подавлены, раздражительны, проявляют ипохон­дрию (повышенные опасения за свое здоровье). При туберкулезе характерны частые проявления эйфории (беспричинное состояние чрезмерной веселости, характе­ризующееся благодушием, радостью, беспечностью, без­мятежностью).

Поэтому важнейшей заботой медицинского психолога должны стать пациенты часто и хронически болеющие. Они очень ранимы, отличаются раздражительностью, вспыль­чивостью, обидчивостью, слезливостью.

В качестве раздела медицинской психологии порой рас­сматривают психофармакологию, изучающую влияние ле­карственных веществ на психическую деятельность человека, психические изменения, наступающие под воздействием этих веществ. Для этого оказывается недоста­точно клинических наблюдений, необходимо эксперимен­тально-психологическое исследование. Такие исследования приобретают огромное практическое значение.

7.4. психотерапия

Психотерапия — это использование методов психоло­гического воздействия для лечения больного, для улучше­ния чувства психологического благополучия клиента.

Традиционные психотерапевтические методы разделяют на рациональную и суггестивную психотерапию.

Рациональная и разъяснительная психотерапия — са­мые распространенные психотерапевтические методы. Разъяснительная психотерапия проводится, как правило, в форме беседы с больным. Этот метод психотерапии был предложен П. Дюбуа в 1913 году. В отличие от других видов психотерапии, она построена не на внушении, а на логи­ческой аргументации. Больному в доступной форме расска­зывается о причинах заболевания, с помощью убеждения изменяется его неправильное отношение к возникшему болезненному состоянию и психотравме.

В работе медицинского психолога сходный метод психологической помощи называется личностно-ориенти-рованная (реконструктивная) психотерапия. Она направ­лена на:

1) изучение личности больного, его эмоциональных реакций, отношений, выявление причин возник­новения и сохранения невротического состояния;

2) помощь больному в осознании психологических причин заболевания, в изменении отношения к психотравмирующей ситуации;

3) коррекцию неадекватных реакций и форм поведния.

В процессе психотерапевтической беседы пациенту за­даются прямые или косвенные вопросы, с больным об­суждается связь его состояний с различными ситуациями ] жизни, особенностями его системы отношений.

Данный метод психотерапии нередко проводится с группой больных. Главная форма взаимодействия — групповая дискуссия. Обсуждаются жизненные проблемы участников j группы. При этом психотерапевтическое воздействие осуществляется группой больных на каждого участника группы под постоянным контролем врача или медицинского психолога. Цель групповой психотерапии состоит логическом убеждении, успокоении, разъяснении. В процессе групповой работы используются также и другие методы j психотерапии: разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастика, рисуночные методы и музыкотерапия.

Суггестивная психотерапия — это воздействие на пе­реживания больного путем словесного внушения. Внуше­ние в бодрствующем состоянии тем эффективнее, чем более внушаем больной. Проводится суггестивная психотерапия в полузатемненной комнате. Больной находится в удобной позе сидя или лежа, в расслабленном состоянии, лучше с закрытыми глазами. При этом пациент должен иметь по­ложительный настрой и слушать только психотерапевта.

Среди всех методов лечения нервно-психических забо­леваний первой возникла гипнотерапия. Термин " гипноз", означающий в переводе с греческого " сон", был пред­ложен в 1841 году английским хирургом Джеймсом Брэ-дом. Тем самым состояние гипноза определялось как сноподобное. В 1866 году выходит книга Амвросия Льебо " Сон и подобные ему состояния..." Автор также считает гипноз разновидностью сна — внушенным сном. С конца 70-х годов XIX века известный невропатолог Жан Мартен Шарко начинает изучать влияние гипноза на больных, стра­дающих истерией.

Внушение в состоянии гипноза значительно эффектив­нее, так как его действию не мешает " критика" со сторо­ны сознания, которое в гипнотическом сне оказывается в значительной степени выключенным. Торможение, возни­кающее в большей части коры головного мозга, повышает возбудимость оставшегося незаторможенным пункта, куда и адресуются слова гипнотизера. Действие слов становится особенно эффективным. При этом важно, чтобы пациент не сопротивлялся гипнозу, был пассивен и склонен к под­чинению, настроен на мысль о необходимости заснуть. Эффект лечения зависит от внушаемости больного. Практикой доказано, что внушение, проведенное в состоянии i гипноза, наиболее действенно и сохраняется на длительное время. Сила внушения при гипнозе достаточно вели­ка, поэтому его могут проводить только специально подготовленные врачи или клинические психологи при соответствующих показаниях и с большой осторожностью. В качестве вспомогательного средства в лечебном процессе часто используются сеансы релаксации (нервно-мышечного расслабления). Основная задача занятий релаксацией — достижение полного расслабления мышечной и нервной системы, что способствует регуляции эмоционально-вегетативных функций, снижению нервно-психической напряженности и личностной тревожности. Существуют специально разработанные системы тренин­га, способствующие более успешной релаксации. Наибо­лее известны методика прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона и методика активной нервно-мышечной релаксации Гирдано и Эверли. Медицинские психологи обучают людей релаксации для того, чтобы они ] могли успешнее справляться с тревожностью и чрезмерной напряженностью.

Аутогенная тренировка также широко примеряется в j психологической практике. Она представляет собой исполь­зование человеком приемов самовнушения. Аутогенная тренировка была предложена в законченном виде в 1932 году немецким психотерапевтом И.Г. Шульцем. В нашей стране получила распространение только в 1970—80-е годы. Психотерапевтический эффект аутотренинга связан с самовнушением, проводимым при мышечном расслаблении. Этот метод может использоваться для снятия нервно-психической напряженности, эмоциональной саморегуляции, и психологической настройки, для самовнушения определенных мыслей и состояний. Аутогенная тренировка и релаксация считаются наиболее доступными методиками J психотерапии.

Психоанализ — широко применяемый в мире метод! психотерапии. Однако в России он не получил еще большого распространения. Открыл психоанализ австрийский I врач Зигмунд Фрейд. Психоанализом были названы теория психической жизни, а также метод исцеления души.Г разработанные им. В процессе лечения психоаналитик помогает пациенту проникнуть в скрытые от сознания мыс-Л ли и переживания. Он пытается снять симптомы пациента,! освободив его от ненужных сомнений, неоправданной чувства вины, мучительных самообвинений, ложных сужделений и неразумных порывов. Полный курс психоанализа — т всегда продолжительный процесс, длящийся обычно не менее одного года при регулярных встречах с психоаналитиком (от трех до шести сеансов в неделю, каждый про­должительностью около часа).

Применяется психоанализ главным образом для лече­ния неврозов, хотя может использоваться и для решения жизненных проблем нормальных людей. В последние деся­тилетия психоанализ получил большое распространение. В то же время возникло множество его ответвлений, объе­диняемых понятием " глубинная психология".

В настоящее время почти все психоаналитики — врачи. Самая большая опасность — это лечить пациента, находя­щегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик также дол­жен соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств, чтобы не лечить одними только психологическими мето­дами пациентов, нуждающихся в хирургическом лечении или специальных лекарствах. Чтобы избежать подобных ошибок, от психоаналитиков требуется основательная под­готовка по медицинской психиатрии. Психоаналитики без медицинского образования решают эту проблему, привле­кая консультантов и требуя перед началом лечения тща­тельного медицинского обследования пациента.

Психоанализ в настоящее время широко признан обществом в Западной Европе и Америке, существуют учеб­ные институты и факультеты в университетах, осуществ­ляющие полноценную по времени профессиональную подготовку психоаналитиков. В течение многих десятиле­тий существуют Международная Психоаналитическая Ассо­циация, а также создаются национальные ассоциации психоаналитиков. Особый авторитет психоанализ приобрел в США и Германии. В Германии, например, психоанали­тическая терапия официально признается организациями, обеспечивающими общественное медицинское страхова­ние, и аналитик, таким образом, получает в соответствии с определенной шкалой расценок вознаграждение за свой труд (Томэ, Кэхеле, 1996, с.12).

В работе с пациентами используются и многие другие методы психотерапии: коллективная и групповая психо­терапия, поведенческая, игровая, психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, семейная психотерапия, транзактный анализ, гештальттерапия (Рожнов (ред.), 1979; Кар-васарский, 1998). Овладение каждым из этих методов требует специального обучения. Всего в настоящее время насчитывается более 400 самостоятельных методов психо­терапии (Карвасарский (общ. ред.), 1998, с.449).

Психотерапевт должен знать психотерапевтические идеи и методы работы, созданные в разных психотерапевтичес­ких школах. Основные из них: психоанализ, аналитичес­кая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, телесная психология В. Рейха, гештальттерапия Ф. Перлза, бихевиоризм Б. Скиннера, гуманистический под­ход К. Роджерса, трансперсональная психология С. Грофа и К. Уилбера.

Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психо­патологии. Уникальная для системы практического здра­воохранения ситуация относительно психотерапии состоит в том, что больной обращается к врачу за помощью, а выбор терапии зависит не от диагноза или других объек­тивных характеристик состояния пациента, а от того, к какой школе психотерапии причисляет себя врач. Поэтому важно, чтобы психотерапевты в своей работе умели опираться на идеи и методы, разработанные в разных психотерапевтических школах, или могли выбирать или комбинировать их самостоятельно.

7.5. психотерапия в медицинской работе

Возможность активного участия медицинских психологов в лечебном процессе традиционно ограничена. Это считается профессиональной работой психиатров. Только они могут прописывать медикаментозные средства, рекомендовать физиотерапию. Медицинский психолог не имеет права назначать для коррекции отклонений в психической сфере пациентов психотропные препараты. Ему частот запрещается проведение даже психотерапии. Этим занимаются врачи. У нас и за рубежом признано: человек без медицинского образования не имеет права заниматься любым видом лечебной деятельности.

В то же время, одно из важнейших направлений лечеб­ной работы представляет психотерапия — это использова­ние методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического бла­гополучия клиента. Термин " психотерапия" воспринима­ется часто как медицинский. Психотерапию как метод лечения в России традиционно включают в компетенцию медицины (Карвасарский (общ. ред.), 1998, с.448). В тече­ние многих лет идут дискуссии о возможности примене­ния психотерапевтических средств медицинским психологом. В связи с этим в России введен в обиход тер­мин " психокоррекция". Существенной общей особеннос­тью и психотерапии и психокоррекции можно считать психологическое воздействие, направленное на нормали­зацию или улучшение психической деятельности и невро-соматических функций человеческого организма (Кабанов, Личко, Смирнов, 1983). При этом одно и то же психологи­ческое воздействие в России чаще всего называется пси­хотерапией, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано не с особен­ностями работы, а с укоренившимся и узаконенным по­ложением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение искусственно, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть психологичес­кое воздействие.

Термин " психотерапия" — международный и в большин­стве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными пси­хологами (см.: Меновщиков, 1998, с.6). По мнению многих ведущих специалистов, психотерапия отличается от других методов лечения, по крайней мере, тремя особенностями:

1) применяются психологические средства изменения личности, основанные на использовании основ пси­хологии (в отличие от средств, используемых в ме­дицине, фармакологии, педагогике, социологии и юриспруденции);

2) применяются эти средства и методы профессиональ­но, т.е. подготовленными специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправлен­но, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии с различ­ными пациентами и оценивать их; 3) с помощью психотерапии лечат лиц, страдающих расстройствами психики (цит. по: Карвасарский (общ. ред.), 1998, с.448).

О возможности использования психотерапии в работе психологов свидетельствует и содержание Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией пси­хотерапии 21 октября 1990 года в Страсбурге. Согласно этой декларации:

1) психотерапия является особой дисциплиной из об­ласти гуманитарных наук, занятие которой представ­ляет собой свободную и независимую профессию;

2) психотерапевтическое образование требует высоко­го уровня теоретической и клинической подготов­ленности;

3) гарантированным является разнообразие психоте­рапевтических методов;

4) образование в области одного из психотерапевти­ческих методов должно осуществляться интеграль­но; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, од­новременно приобретаются широкие представления о других методах;

5) доступ к такому образованию возможен при усло­вии широкой предварительной подготовки, в част­ности, в области гуманитарных и общественных наук (там же, с.447).

Таким образом, оказывается, что психотерапевтом мо­гут считаться и врач и психолог, которые профессиональ­но используют в своей деятельности методы психотерапии. Даже территориально психотерапевтические методы все шире используется за пределами клиник, во внебольничной среде. Психотерапия как профессия психолога в мире признана, в нашей же стране она только завоевывает свои права. Психолог может работать как психотерапевт в меди­цинском и в немедицинском учреждении.

Безусловно, для того, чтобы любой специалист мог получить права на проведение психотерапии, ему необхо­димы образование и специальная подготовка. Общее ме­дицинское или психологическое образование дает знание только основ психотерапии. Для обучения различным тех­никам психотерапии организуются специальные курсы за пределами общего профессионального образования. Во многих странах, например, в Германии, Дании, Норве­гии, США выпускники университетов, получившие пси­хологическое образование, должны пройти обязательные специализированные обучающие программы в сфере кли­нической психологии для того, чтобы получить соответ­ствующую профессиональную квалификацию. Допуском к психотерапевтической работе становится диплом или сер­тификат о соответствующей квалификации. Психотерапевты в своей лечебной работе должны осознавать меру ответ­ственности за личность пациента, поскольку занимаются ее реконструкцией и отвечают за выздоровление человека. Психотерапевты чаще всего работает с неврозами, погра­ничными состояниями и психосоматическими заболева­ниями.

7.6. психогигиена, психопрофилактика и






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.