Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кодификация нормативно-правовых актов






В литературе существуют разнообразные определения кодификации. Кодификация, например, пишет В.М. Сырых, представляет собой деятельность, направленную “на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.)” [163. С. 202]. “Кодификация законодательства, – отмечает А.С. Пиголкин, – это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечение его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм” [136. С. 298; 155. С. 44].

Анализ указанных и иных определений кодификации позволяет выделить следующие ее признаки.

1. Кодификация представляет собой разновидность ЮП, то есть определенного рода юридическую деятельность и сформулированный правовой опыт (социально-правовую память). Это смешанный тип ЮП, представляющий по своей природе правосистематизирующее правотворчество. То есть, с одной стороны, данная разновидность ЮП представляет собой ПСД, а с другой – правотворческую практику, направленную на преобразование действующих, издание новых, отмену и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний. С.С. Алексеев верно замечает, что здесь речь идет об упорядочении нормативных юридических предписаний в процессе правотворчества (см. [201. С. 96]).

2. Кодификация всегда относится к официальной ЮП. Ее субъектами могут быть только строго определенные, компетентные на то органы.

3. Объектами кодификации служат прежде всего нормативные правовые акты. Как верно отмечается в литературе, всесторонняя и интенсивная кодификация связана, как правило, с существенными изменениями в экономической, политической, социальной, духовной и иных сферах общественной жизни. Так, распад Союза ССР, образование из бывших союзных республик самостоятельных суверенных государств, стремление по-новому организовать общественные процессы в своих странах повлекли за собой принятие новых конституций, гражданских, уголовных и других кодексов и кодифицированных актов.

4. Ее юридическим результатом является создание единого, внутренне и внешне согласованного, достаточно фундаментального нормативного правового акта (кодекса, устава и т.п.), который отличается устойчивой структурой, стабильностью содержащихся в нем предписаний и выступает в качестве головного акта в определенном институте, подотрасли, отрасли права, комплексном образовании.

5. Подготовка значительного числа кодифицированных актов означает определенную реформу в той или иной сфере права и ПСО в целом. В данном случае происходит существенное изменение в сфере правового регулирования, радикальная переработка структуры, содержания и формы нормативных правовых актов.

Таким образом, можно дать следующее определение кодификации. Это разновидность ЮП (правосистематизирующего правотворчества), направленная на издание нормативно-правовых предписаний, радикальную переработку и упорядочение существующего законодательства, результатом которой (практики) является принятие единого, внутренне и внешне согласованного нормативного правового акта (кодекса, устава, положения, основ законодательства и т.п.).

В литературе принято различать отраслевую, внутриотраслевую и межотраслевую кодификацию. Отраслевая кодификация охватывает нормативно-правовые предписания, входящие в одну отрасль права (принятие, например, УК РФ, СК РФ и т.п.); внутриотраслевая – одного или нескольких смежных институтов права внутри одной отрасли права (например, издание КоАП РФ). Предметом межотраслевой кодификации служат нормативно-правовые предписания нескольких отраслей права (например, подготовка Таможенного кодекса РФ).

Кодификация может быть полной (например, УК РФ составляют все или подавляющее большинство нормативно-правовых предписаний соответствующих отраслей права) и неполной (примером может служить издание первой, второй и третьей частей ГК РФ, которые поэтапно охватывали отдельные блоки всего массива положений гражданской отрасли права).

Кодификацию можно разграничивать по субъектам, ее осуществляющим. Например, основными субъектами при издании Трудового кодекса РФ являлись Государственная Дума, Совет Федерации и Президент РФ, а Устав Иркутской области приняло Законодательное собрание данного субъекта Федерации.

В зависимости от типа правовой семьи, где осуществляется ПСП, можно говорить о кодификации в рабовладельческом и буржуазном обществах, романо-германской и англосаксонской, международной и пр. правовых системах.

Официальными документами, в которых внешне выражаются и закрепляются юридические результаты кодификации, являются разнообразные кодифицированныеакты. Отечественные авторы, как правило, в перечень этих актов включают основы законодательства, кодексы, уставы, положения и правила. Вместе с тем забывается тот существенный факт, что одним из основных, главных, ведущих кодифицированных актов в подавляющем большинстве государств является конституция.

Как известно, все конституции делятся на кодифицированные и некодифицированные. Первые представляют собой единый, внутренне и внешне согласованный фундаментальный нормативно-правовой акт (например, конституции Франции, Италии, Японии, Испании, Греции и т.п.). Вторые конституции состоят из совокупности нормативно-правовых актов, в равной мере обладающих высшей юридической силой (примерами некодифицированных конституций являются конституции Швеции, Канады, Австрии, Финляндии, Чехии. Так, Конституция Швеции состоит из трех законов: Акт о престолонаследии 1810 г., Форма правления 1974 г., Акт о свободе печати 1974 г.).

Классическим кодифицированным актом считается кодекс. Они (кодексы) бывают отраслевыми (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т.п.), внутриотраслевыми (Кодекс РФ об административных правонарушениях) и межотраслевыми (Таможенный кодекс РФ). Каждый их них достаточно фундаментально и подробно регулирует соответствующую сферу общественных отношений (структура, содержание и форма, место и роль в правовом регулировании тех или иных кодексов подробно изучается в отраслевых учебных дисциплинах).

Распространенным видом кодифицированных актов являются уставы. В форме уставов обычно группируются нормативно-правовые предписания, устанавливающие юридический статус определенных учреждений и организаций, их структуру, задачи и функции в той или иной сфере общественной жизни (например, Устав Центробанка РФ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.