Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1 Физическая культура и спорт как социальные феномены общества






Физическая культура: текст лекций: [для бакалавров нефизкультурных вузов] / В.Ф. Тихонов, А.Х. Ермолаев, О.Б. Колесникова, Л.А. Яковлева; [отв. ред. А.Х. Ермолаев]; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. - 92с.: ил.

1. Введение в учебный цикл «Физическая культура»;

2. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

1 Введение в учебный цикл «Физическая культура»

Основная образовательная программа предусматривает изучение учебного цикла «Физическая культура» по всем направлениям подготовки студентов по квалификации (степени) «бакалавр». Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата – Приказ Минобрнауки РФ от 21.12.2009 N 747 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» [19] регламентируют выполнение указанной программы

Согласно требованиям программы выпускник – бакалавр должен обладать общекультурными компетенциями (ОК) в области физической культуры – владеть средствами и методами физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В результате освоения учебного цикла студент должен

Знать:

· роль физической культуры в развитии личности студента и подготовке к предстоящей профессиональной деятельности;

  • цели и задачи физического воспитания, содержание, средства, методы, формы организации учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;

· социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности в окружающей среде;

· методы самоконтроля и обеспечения безопасности во время занятий физическими упражнениями.

Уметь:

· применять средства и методы физического воспитания, обеспечивающих повышение уровня физических качеств в целях адаптации к физической и умственной деятельности;

· использовать инвентарь и тренажеры для повышения двигательной активности.

Владеть:

· навыками самостоятельных занятий физическими упражнениями;

  • навыками соблюдения требований личной гигиены, режима труда и отдыха, питания.

В процессе образования в высшей школе все учебные дисциплины изучаются с целью всесторонней подготовки студентов к качественной деятельности в той или иной сфере жизни человека. В их числе – учебный цикл «Физическая культура». Возникает первый вопрос, на который необходимо ответить в самом начале курса лекций: «Что такое физическая культура?». Многие ученые и авторы известных трудов (учебников, монографий, научных статей и т.п.) по физической культуре и спорту дают далеко не однозначный и исчерпывающий ответ [1, 3-7, 9-13]. В материалах наших лекций будет применяться терминология, принятая Федеральным Законом «О физической культуре и спорте в РФ» от 4.12.2007 №329 – ФЗ [14].

Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Ответ на поставленный нами вопрос, для большей наглядности, можно представить в виде нескольких вопросов и ответов согласно данной терминологии.

Итак, обратим внимание на то, что на вопрос «Что такое физическая культура?» Федеральный закон дает следующий ответ: физическая культура – это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний. Из курса философии известно, что человек является существом духовно-телесным. Поэтому ценности в представлениях человека и общества делятся на материальные и духовные. Также одни составляющие норм и знаний можно отнести к материальным, другие – к духовным ценностям.

Возникает второй вопрос «Откуда возникают эти ценности?». Ответ находим в указанной терминологии: они создаются и используются обществом… путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. То есть само общество создает (является создателем) и использует (является потребителем, хранителем и носителем) созданные материальные и духовные ценности физической культуры в процессе физического воспитания и физической подготовки, а также физического развития человека. Любой процесс деятельности человека, если в ходе которого не создаются материальные или духовные ценности, является бессмысленным, а иногда даже вредным.

И, наконец, возникает для многих студентов важный вопрос «Для чего нужна физическая культура?». В определении «физическая культура» дается ясный ответ: в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации.

Важной задачей этого теоретического курса является раскрытие двух подходов студентов к физической культуре. Первый подход – это потреблять внешние (по отношению к человеку) ценности физической культуры, которые созданы до настоящего момента другими людьми (спортсменами, тренерами, учеными), организациями и т.д. Второй подход – это быть самому умелым создателем, разумным потребителем и бережливым хранителем (носителем) материальных и духовных ценностей путем деятельного познавания и приобщения к физической культуре.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.