Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека






Физическая культура: текст лекций: [для бакалавров нефизкультурных вузов] / В.Ф. Тихонов, А.Х. Ермолаев, О.Б. Колесникова, Л.А. Яковлева; [отв. ред. А.Х. Ермолаев]; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. - 92с.: ил.

В отличие от физического воспитания и физической подготовки, физическое развитие происходит в отсутствие целенаправленного педагогического воздействия на человека под влиянием биологических (генетических), возрастных, природных (физических) и социальных факторов.

Процесс физического развития человека выражается в изменении, в сторону оптимальных, форм и функций организма в процессе его жизнедеятельности. Организм человека представляет собой единую сложную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся биологическую систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с изменяющимися условиями окружающей внешней среды [12].

Основными факторами внешней среды, которые влияют на физическое развитие человека, являются: физическая среда, биологическая среда, социальная среда (учебная деятельность, производственная деятельность, воинская служба, служба в Федеральных силовых структурах и др.).

Физическая среда: сила тяжести (гравитация), атмосфера (атмосферное давление, температура, влажность воздуха, ветер, атмосферные осадки, вода, почва, солнечная энергия, электромагнитные поля, пыль и загазованность воздуха и т.п.). Многие физические упражнения и трудовые операции основаны на преодолении или использовании силы тяжести. Изменение направления и величины вектора силы тяжести по отношению к туловищу и голове вызывают изменение реакции опоры. Поэтому гравитация вызывает повышение функции опорно-двигательной системы и нервной регуляции двигательных действий. Изменение атмосферного давления влечет за собой изменение парциального давления газов во внешнем воздухе и в легких, что может привести к сдвигам газового состава артериальной крови и к повышению функции дыхания. Изменение влажности воздуха, ветер, солнце, изменение температуры окружающей среды вызывает повышение функции терморегуляции, обмена веществ в организме, функции пищеварения.

Биологические факторы: животный и растительный мир, а также генетические программы человека. Морфофункциональные показатели человека (рост, вес, окружность груди, жизненная емкость легких и т.п.) определяются генетическими программами, заложенными в человеке. В зависимости от возраста человека, жизнь разделяется на периоды прогресса, стабилизации и регресса функции систем организма. Животный и растительный мир, также как и физическая среда, является основой познавания окружающего мира. Проведение занятий по физическому воспитанию на открытом воздухе повышает эмоциональный фон деятельности студентов. Такие занятия позволяют применять оздоровительные силы природы. Как воздействуют оздоровительные силы природы? Механизм этого влияния пока неизвестен. Но известно, что рекорды для залов всегда ниже рекордов, установленных на открытых стадионах.

Социальная среда: человеческое общество и человек.Сюда относятся учеба, производство, быт, информационное окружение. Влияние внешней среды на организм человека является всесторонним, она оказывает как полезное, так и вредное воздействие. Большое влияние оказывает коллектив, в котором находится человек. Средства массовой информации со своей точки зрения формируют общественное мнение о физической культуре, спорте. Пассивное наблюдение спортивных состязаний по телевизору, интернет или на стадионах и спортивных аренах в качестве зрителей формирует людей как потребителей духовных ценностей физической культуры и спорта. Правила соревнований, организация самих соревнований, подбор участников – все направлено на повышение зрелищности за счет красочного оформления и повышенного риска со стороны спортсменов. С одной стороны, это рождает потребительское отношение к духовным ценностям физической культуры и требует с каждым разом все более и более острых ощущений. Однако с другой стороны, в наше время открываются многочисленные физкультурно - оздоровительные комплексы, в которых каждый человек, под руководством и наблюдением опытных инструкторов, может сам активно приобщаться к физической культуре.

Учебная деятельность. В учебной деятельности студентов существуют объективные и субъективные факторы, которые отражаются на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам следует отнести среду жизнедеятельности и учебы студента, возраст студента, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых (в течение дня, недели, года). К субъективным факторам следует отнести уровень знаний студента, его профессиональные способности, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, интенсивность и объем учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе. Учебное время студентов в среднем составляет 52 – 58 ч в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8 – 9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных [12].

Производственная деятельность. Влияние производственной деятельности на человека зависит от условий и экологии труда, от окружающей физической среды и природных условий. Она предъявляет специфические требования к уровню духовных и материальных ценностей в человеке. Например, к духовным ценностям можно отнести личностные качества, такие как целеустремленность, дисциплинированность, обязательность, трудолюбие, терпение и др. В зависимости от трудовой деятельности, к материальным ценностям можно отнести уровень физических качеств, морфофункциональные показатели, которые должны иметь определенный оптимальный уровень.

Вооруженные Силы России и различные Федеральные силовые структуры. Юношам – студентам необходимо помнить о Конституционном долге – защите Отечества. Боевая подготовка и сама деятельность в учебно-боевой обстановке требует от военнослужащих высокого напряжения физических и психических сил. Быстрота передвижения, умелая подготовка вооружения и ее применение, длительное пребывание на марше (передвижение пешком, бегом или на авто- и боевой технике), переноска тяжестей требуют наличие высокого уровня различных физических качеств военнослужащих. На их основе повышается боевая готовность личного состава и боевой техники войск. Точность исполнения команд при выполнении боевой задачи, выдержка и самообладание, как психические качества, также основаны на высоком уровне физической подготовленности военнослужащих. Поэтому физическая подготовка в Вооруженных силах является основным предметом обучения в боевой подготовке военнослужащих и проводится с целью повышения готовности военнослужащих к несению боевой службы.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях направлено на то, чтобы формировать у студентов навыки создавать внутренние материальные и духовные ценности, рационально использовать и надолго сохранять их в процессе учебы и в дальнейшей трудовой деятельности.

Одна из основных задач физического воспитания и физической подготовки является долгосрочная адаптация к воздействиям внешней среды. Способность организма человека к срочной адаптации к кратковременным по времени и силе воздействиям внешней среды необходима при непредсказуемых изменениях ее воздействия на человека. Срочная адаптация происходит на основе долгосрочной адаптации. При отсутствии долгосрочной адаптации процесс срочной адаптации может привести к срыву приспособительных функций различных систем организма человека.

Жизнедеятельность человека должна проводиться в условиях адекватной реакции организма на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями и сохранением постоянства своей внутренней среды (гомеостаз) или адаптироваться к новым условиям существования. Термин гомеостаз означает постоянство внутренней среды организма человека (температура тела – 36, 6 °С, артериальное давление 80/120 мм рт. ст., рН крови, содержание сахара в крови и т.п.). Регулируется это постоянство с помощью совокупности сложных приспособительных механизмов и реакций организма, направленных на устранение или максимальное ограничение действия различных факторов внешней и внутренней среды, нарушающих это равновесие.

Таким образом, внешняя среда, воздействуя различными объективными факторами, изменяет физическое развитие человека в ту или иную сторону, оптимизирует (адаптирует) его различные физические и психические показатели. Весь вопрос состоит в том, с какими малыми или большими приобретениями или потерями для организма происходит эта адаптация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.