Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы решения в МКЭ.






Реализация метода МКЭ включает этапы:

1. Определение подобластей (конечных элементов) и их узловых точек. В данном случае, стержень может быть разбит на два одномерных симплекс – элемента, как это показано на рисунке (10.1-б) с узловыми значениями Т1, Т2 и Т3. Температура внутри элементов находится из формул:

T[1] = N1[1] T1 + N2[1] T2 ; T[2] = N2[2] T2 + N3[2] T3 ;   (11.8)

Функции формы здесь согласно (9.5) равны:

N1[1] = (X2x) ; N2[1]= (x – X1) ;
L[1] L[1]
N2[2] = (X3x) ; N3[2]= (x – X2)  
L[2] L[2]

2. Вычисление частных производных, входящих в выражение (11.7):

д T[1] =   (-T1+T2); д T[2] =   (-T2+T3) (11.9)
дx L[1] дx L[2]

3. Разделение интеграла в выражении (11.7) на два (по числу подобластей – конечных элементов, выделенных в пункте 1). Необходимость разбиения интеграла продиктована тем, что производная температуры по переменной х (градиент температуры по оси ОХ), входящая под знак интеграла, не является непрерывной в точке Т3. Учитывая, что dV=Adx, где А – площадь сечения стержня (А1 = А2 = А3 ), после разделения и подстановки пределов интегрирования получаем выражение:

x2 x3  
ò l [ д T ]2 d V = l[1]A[1] ò [ д T ]2dx + l[2]A[2] ò [ д T ]2dx (11.10)
  дx   дx   дx
V             x1   x2  
                                                       

4., Проведение подстановки (11.9) в (11.10) и интегрирование:

ò V l [ д T ]2 d V = l[1]A[1] [-T1+T2]2 + l[2]A[2] [-T2+T3]2 (11.11)
  дx 2L[1] 2L[2]

5. Выражаем функционал через узловые значения температуры, для чего объединяем выражения (11.7) и (11.11):

c = C[1] (-T1+T2)2 + C[2] (-T2+T3)2 +qA[1]T1 + hA[3] (-T3+TOC)2   (11.12)
     

Здесь приняты следующие обозначения:

С(1) = (А(1)l(1)/L(1)); С(2) = (А(2)l(2)/L(2))

6. Получение системы алгебраических уравнений. Правильными значениями Т1, Т2 и Т3 являются те, при которых величина функционала c достигает минимума. Приравнивая нулю первую производную функционала (11.12) по Т1, получаем первое уравнение системы:

  д c = C[1] T1 - C[1] T2 + qA[1] = 0 (11.13)
д T1

Аналогично получаем еще два уравнения:

  д c = -C[1] T1 + [C[1] +C[2] ]T2 -C[2] T3 = 0   (11.14)
д T2
  д c = -C[2] T2 + [C[3] +hA3 ]T3 - hA3TOC = 0  
д T3

Запишем полученную систему в матричной форме:

С(1) (1)     Т1   -qA1  
(1) С(1)(2) (2)   Т2 =   (11.15)
  (2) С(2)+hA3   Т3   hA3TOC  

В более общей матричной форме система примет вид:

C · T = F (11.16)

Матрица C в формуле (11.16) называется «глобальной матрицей жесткости». В контексте задачи переноса тепла –это – «глобальная матрица теплопроводности». Вектор-столбец F называется «глобальным вектором нагрузки». Искомый вектор [T] будем называть вектором решения.

Пример 11.1. Рассчитать температурное поле в круглом стержне с площадью поперечного сечения A=1 см2 и длиной L=7, 5 см с теплоизолированными стенками. К левому концу стержня подводится тепловой поток q = 150 Вт/см2. Коэффициент теплопроводности материала стержня и коэффициент конвективного теплообмена на правом конце стержня соответственно равны: l=75 Вт/(см · ОС), h = 10 Вт/(см2 · ОС). Температура окружающей среды равна ТОС=40 ОС.

Решение.

1. Тепло подводится к стержню, поэтому тепловой поток q следует записывать со знаком «минус»: q = - 150 Вт/см2.

2. Рассчитываем значение термов, входящих в коэффициенты матриц C и F:

С(1) =(А(1)l(1)/L(1))=(1·75/3, 75)=20Вт/(см·ОС),

С(2) =(А(2)l(2)/L(2))=(1·75/3, 75)=20Вт/(см·ОС),

hA3=10Вт/(см·ОС), -qA1= -(-150)·1 = 150Вт/см,

hA3TOC=10·1·40 = 400Вт/см.

3. Окончательная система уравнений примет вид:

  -20     Т1      
-20   -20 · Т2 =    
  -20     Т3      

4. Решением полученной системы являются следующие узловые значения температуры: Т1=70 оС, Т2=62, 5 оС; Т3=55 оС.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.