Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий исторический очерк






ОБЩАЯ ЧАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Анатомия человека (от греч. anatemno - рассекаю) - наука о строении и форме человеческого тела и составляющих его органов в связи с их функциями и развитием. Анатомия относится к одному из важнейших разделов биологических наук - морфологии. В задачи анатомии как науки входят установление и описание формы, строения, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия изучает также взаимозависимость строения, формы органов и их функций, выявляет закономерности конструкции тела в целом и составляющих его частей.

Человеческий организм как комплекс различных структур, находящихся между собой в многообразных и сложных взаимоотношениях, с биологической точки зрения является продуктом длительного процесса развития, движущей силой которого было изменение условий существования организмов. Особенности устройства тела человека, отличающие его от животных, можно определить путем сравнения одинаковых анатомических признаков у животных различных ступеней развития - от наиболее простых до наиболее сложных, включая человекоподобных обезьян (приматов). Подобными исследованиями занимается самостоятельная наука - сравнительная анатомия. С ее помощью выявлены факторы, определяющие структуру и форму органов и их комплексов. Сравнительная анатомия позволяет понять и восстановить общую историю человеческого организма в процессе развития - филогенеза (phylon - род, genesis - развитие) и становления человека - антропогенеза (anthropos - человек).

Процесс внутриутробного развития человеческого организма изучает эмбриология, благодаря которой стало возможным вскрыть механизмы образования органов и тела человека в целом, выявить пути совершенствования структуры живых существ. История развития особи в течение всей ее жизни составляет понятие онтогенеза (onthos - особь).

Тело человека продолжает развиваться и после рождения: растет, изменяются строение и форма органов, их положение и взаимоотношения. Изучение закономерностей анатомического изменения человеческого организма после рождения относится к возрастной анатомии. Существование мужчин и женщин требует описания половых анатомических различий.

Организмы, органы или их системы устроены у разных людей неодинаково. Существуют индивидуальные различия в строении, форме, положении органов у людей одной и той же возрастной группы. С одной стороны, индивидуальные особенности строения тела связаны с тем, что внутриутробное развитие проходит по-разному у различных особей в отношении как уровней закладки, скорости развития органов, так и времени их формирования. С другой стороны, индивидуальные различия в строении тела человека обусловлены развитием органов после рождения, которое зависит от условий жизни данного человека. Необходимо учитывать также влияние социальных факторов, что является предметом антропологии, изучающей человека в его эволюционном развитии и расселении по земле.

Строение органов тесно связано с их функцией, которая в конечном итоге и определяет структуру. Анатомию тела и составляющих его органов следует изучать с точки зрения функциональных особенностей органа (функциональная анатомия).

Анатомия, представляя собой один из разделов морфологии, связана общностью научных интересов с рядом других наук, например с гистологией - наукой об общих закономерностях внутреннего строения и развития тканей организма, цитологией - наукой о тонком строении клеток, молекулярной биологией, эмбриологией, сравнительной анатомией, антропологией и т.д. Анатомия применяет также законы физики, биологической химии, биологической физики.

 

Анатомия человека вместе с физиологией (наукой о жизнедеятельности живого организма) составляет теоретическую основу медицины, так как знание строения и функций организма человека необходимо для понимания изменений, вызванных болезнью. В связи с этим одним из важных направлений является прикладная, или клиническая, анатомия, разрабатывающая анатомические проблемы теоретической и практической медицины. Прикладная анатомия может быть хирургической, стоматологической, нейрохирургической и т.д.

В зависимости от плана изложения выделяют систематическую, топографическую, пластическую анатомию.

Систематическая анатомия описывает строение, форму, положение, взаимоотношения и развитие органов по системам. В систематическую анатомию входят остеология - учение о костях, составляющих скелет; артрология - учение о соединении костей; миология - учение о мышцах; спланхнология - учение о внутренностях; ангиология - учение о сосудистой системе; неврология - учение о нервной системе; эндокринология - учение об органах внутренней секреции; эстезиология - учение об органах чувств.

Топографическая анатомия приводит данные о строении, форме, положении и взаимоотношениях органов по областям тела послойно. Особое внимание уделяют пространственному расположению анатомических образований и их взаимному положению в пределах отдельного слоя.

Пластическая анатомия сообщает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека в соответствии с внутренним строением организма. Пластическая анатомия служит изобразительному искусству: живописи, графике, скульптуре.

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Анатомия - одна из древнейших наук. Материальные памятники культуры человека свидетельствуют об очень раннем появлении анатомических сведений. Так, в Древнем Египте в связи с ритуальным бальзамированием трупов были описаны некоторые органы, имелись данные об их функциях.

 

Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Древней Греции. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) получил медицинское образование на острове Кос, где находилась известная врачебная школа. Затем жил в Афинах, много путешествовал. Гиппократу принадлежит ряд трудов по анатомии и медицине, которые дошли до нас в виде «Гиппократовых сборников».

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - великий древнегреческий мыслитель. Оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.

Герофил (род. в 304 г. до н.э.) учился и занимался медициной в Александрии. Он объединил существовавшие анатомические сведения и описал неизвестные до него желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.

Наиболее яркими представителями древнеримской медицины и анатомии были Цельс и Гален.

Авл Корнелий Цельс (30 г. до н.э. - 45 г. н.э.) известен как автор энциклопедического труда «О медицине» (в 8 книгах), в котором были изложены многие анатомические данные.

Клавдий Гален (131-210 гг. н.э.) - автор множества трудов по различным вопросам философии, логики, математики, медицины. Известны «Анатомические исследования», «О назначении частей человеческого тела» (переведен на русский язык и опубликован в 1971 г.). Гален пропагандировал необходимость знаний физиологии и анатомии в практической медицине. Он внес много нового в анатомию: описал мышцы позвоночного столба и спины, три оболочки артерии, четверохолмие головного мозга, 7 пар черепных нервов, большую вену мозга. Анатомические сочинения Галена в течение 13 столетий составляли основу анатомических представлений.

 

В Средние века много внимания уделялось комментариям трудов Гиппократа и Галена. В этот период выделяется деятельность Ибн Сины, или, как его называли в Европе, Авиценны, - величайшего врача и ученого Востока.

Абу Али Ибн Сина (980-1037 гг. н.э.) родился в селении Афшана близ Бухары. Здесь же он получил образование и начал медицинскую практику. Затем был придворным врачом в Хорезме и Иране. Наиболее значительным трудом Ибн Сины является «Канон врачебной науки» (20-е годы XI в.), который 40 раз был переиздан в различных странах. Труд Авиценны несколько столетий был настольной книгой врачей.

Последующие века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения (Ренессанс), ознаменованы великими научными открытиями, усилением внимания к литературе и искусству. В эту эпоху многие ученые внесли значительный вклад в анатомию, прежде всего крупнейшие деятели эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и Андрей Везалий.

Леонардо да Винчи (1452-1519) - гениальный художник и ученый, занимавшийся анатомией, техникой, механикой, математикой. Первым начал препарировать трупы для исследования строения человеческого тела. Оставил много анатомических рисунков с пояснительными заметками.

Леонардо да Винчи внес большой вклад в анатомию. Он представил классификацию мышц, используя законы механики, и проанализировал их работу, открыл и описал щитовидную железу, изгибы позвоночного столба.

Андрей Везалий (1514-1564) считается реформатором анатомии. Он был профессором анатомии в Падуанском университете, вскрывал и препарировал трупы, делал зарисовки костей, мышц, органов, сосудов, нервов. В 1538 г. Везалий издал «Анатомические таблицы» - небольшой анатомический атлас. Он рисовал и описывал только то, что точно установил при вскрытии и препарировании трупа. Результатом многих лет напряженной работы стал его знаменитый труд «О строении тела человека» («De corporis humani fabrica»), опубликованный в Базеле в 1543 г. и изданный на русском языке в 1950-1954 г. Этим сочинением был нанесен сокрушительный удар по схоластической анатомии и определено направление

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.