Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия






Цофнас. А.Ю. Теория систем и теория познания. – Одесса: АстроПринт, 1999. – 308 с.

А Ю. Цофнас

ТЕОРИЯ СИСТЕМ

И

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Монография

Одесса

АстроПринт

 

ББК 87.22

Ц 815

УДК 165

В монографии обоснована возможность построения системологической концепции гносеологии как рациональной теории. Для этого использована так называемая параметрическая общая теория систем, показана адекватность ее применения в качестве метода анализа традиционных и нетрадиционных вопросов теории познания.

Книга адресована специалистам в области философии, логики и методологии научного познания, аспирантам философских и нефилософских специальностей, студентам, а также тем, кто интересуется философскими проблемами науки, культуры и образования, системными исследованиями вообще.

У монографії обгрунтована можливість будування сютемологічної концепції гносеології як рацюнальної теорії. Для цього використана так звана параметрична загальна теор1я систем, показана адекватшсть ії застосування у якост! методу аналізу традиційних і нетрадиційних питань теорії пізнання.

Книга адресована фахівцям у галузі філософії, логіки и методології наукового пізнання, аспірантам фіософських і нефілософських спеціальностей, студентам, а також тим, хто цікавиться філософськими проблемами науки, культури і осв1ти, системними дослідженнями взагал!.

Рецензенты: д-р филос. наук, проф. А. И. Уёмов,

д-р филос. наук, проф. Л. Н. Курчиков,

д-р филос. наук, проф. Л. Н. Терентъева

Рекомендовано к изданию Ученым советом Одесского государственного университета им. И. И. Мечникова. Протокол № 3 от 1 декабря 1998 г.

Ц3001020000–026_ Безобъявл.

549-99

ISВN 966-549-164-4 © А. Ю. Цофнас, 1999

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Ясно, что название этой книги дает возможность подразумевать довольно разные вещи. Предположим, нам известно что такое теория познания, а также то, что существует некая теория систем. Тогда мы без колебаний скажем, что поскольку теория систем, как и всякая теория, наверняка является определенным познавательным средством, то все, что содержится в теории познания (гносеологии), должно автоматически относиться и к теории систем – скажем, указание способов познания и путей обоснования знания о системах, ответ на вопрос об истинности и ее критерии, возможности перехода от теории к ее применению и т.д. Такая постановка проблемы была бы тривиальной, ради неё, ради подтверждения " могущества" теории познания, которая, вот, как каждый может убедиться, применима и проявляется еще и в теории систем, вряд ли стоило бы писать еще один, в ряду множества других, объемный труд.

Правда, постановка проблемы перестает быть банальной, когда знакомишься с некоторыми, получившими широкую известность, современными философскими концепциями (о них еще будет идти речь в этой книге), из которых явствует, что теорию познания как теорию построить до сего дня так и не удалось. Мол, максимум, о чем можно говорить, так это о совокупности вопросов, связанных с человеческим познанием, которые могут быть поставлены, но, увы, не могут быть решены. Но если это действительно так, то тогда и говорить не о чем. Нет теории познания – нет возможности говорить о ее проявлении в теории систем, как и о подчинении последней каким-то общим познавательным закономерностям.

Однако заголовок этой книги может быть истолкован и обратным способом, а именно, как постановка вопроса о возможности применения теории систем или того, что называется системным методом, к анализу теории познания, либо, если наличие последней все же отрицается, то хотя бы к тому, что традиционно относят к гносеологическим (эпистемологическим) проблемам. Здесь также возникает множество дискуссионных вопросов, которые можно выстроить в некоторый последовательный ряд:

1. Допускают ли философия, вообще, и гносеология, в частности, применение к себе какого-либо нефилософского метода, либо они обречены на использование лишь своих собственных средств? Если допускают, то какими чертами должна и какими не должна обладать такая философия?

2. При условии методологической терпимости философии, каковы границы этой толерантности и каким должен быть метод, применяемый для анализа философских, в данном случае, познавательных проблем? Что, вообще, означает адекватность метода?

3.Всякая ли теория систем соответствует условиям адекватности метода анализа общих познавательных проблем? Каким требованиям должна отвечать такая теория? На какие принципы должны опираться и теория систем, и теория познания, чтобы считаться релевантными друг другу? В этой связи, что такое " принцип"?

4.Каково поле познавательных проблем, применение к которым системного анализа могло бы считаться потенциально правомерным?

5.Наконец, в чем могли бы быть усмотрены продуктивность и конструктивность такого применения? Стоит ли, как говорится, огород городить, если в результате применения системного подхода, может быть получен лишь тривиальный результат, либо пусть даже нетривиальный результат, но " сниженный" до уровня частного знания – только о некоторых объектах, именуемых системами?

Исследование проблемы соотношения теории систем и теории познания в этом, втором смысле и, стало быть, ответ на данные вопросы является целью предлагаемой вниманию читателя книги.

Над разными аспектами вопросов, которые здесь поставлены, автор продолжал размышлять довольно много лет – на протяжении всего периода своего участия в работе Одесского семинара по параметрической теории систем, организатором и бессменным научным руководителем которого с 1964 г. был А.И.Уёмов. Прежде всего ему, а так же другим участникам семинара – Л.Л. Леоненко, Л.Н. Сумароковой, Л.Н. Терентьевой, не только внимательно читавшим рукопись, но и сделавшим ряд ценных замечаний, с благодарностью принятых автором, а также И.В. Дмитревской, Б.В. Плесскому, Г.А. Поликарпову, Н.П. Савусину, И.Н. Сараевой, и другим, я выражаю признательность за многократное обсуждение тех или иных из поставленных здесь проблем и, в то же время, приношу извинения, если моим друзьям покажется, что их пожелания учтены не в той мере, как им хотелось бы.

Я не могу не выразить благодарности и членам моей кафедры философии и основ общегуманитарного знания, давшим ценные советы по улучшению рукописи. Весьма благодарен я также декану факультета Н.М.Шляховой и ректору Одесского госуниверситета В.А. Смынтыне за предоставление возможности завершить и опубликовать эту книгу.

 

Глава 1.

ФИЛОСОФИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.