Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика порядка заключения публичных договоров






Правовой режим публичных договоров — это исключение из принципа свободы договора, установленного ст. 421 ГК РФ. Как уже ранее говорилось, основная особенность публичного договора заключается в строгой необходимости его заключения коммерческой организацией в обязательном порядке в отношении неопределенного круга лиц (ст. 445 ГК РФ). Такой феномен, будучи исключением из общего правила правового регулирования договорных отношений, обусловлен необходимостью государственной защиты интересов общества, кроме того прав граждан - потребителей.

Комплекс охранительных мер правового режима публичного договора направлен прежде всего на защиту потребителя, признаваемого слабой стороной в договоре. Так и стадия заключения публичного договора имеет ряд особенностей напрямую связанных с его необычной конструкцией.

Публичный договор заключается в порядке и сроки, предусмотренные статьей 445 ГК, если законом или соглашением сторон не определено иное.

Невыполнение требований, предусмотренных ст. 426 ГК, влечет для коммерческой организации отрицательные последствия в виде:

— возмещения контрагенту убытков, причиненных уклонением от заключения договора;

— признания условий публичного договора, не соответствующих требованиям п. 2 и 4 ст. 426 ГК, ничтожными;

— права потребителя не исполнять условия договора, если иные применялись в отношениях с другими контрагентами.[10]

Таким образом, обязательственные правоотношения, произрастающие из публичного договора, влекут обязанность коммерческой организации заключить с потребителем договор и корреспондирующее этой обязанности право потребителя требовать заключения договора. Коммерческая организация, как сторона публичного договора, не вправе по своему усмотрению заключить или отказать в заключении договора, самостоятельно определять контрагента и оговаривать с ним взаимовыгодные условия будущего соглашения. Такое ограничение свободы договора для одной стороны - исполнителя учитывает существенное фактическое неравенство сторон в договоре такого типа и направлено на защиту интересов гражданина как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях.

Среди всего многообразия гражданско-правовых споров, связанных с порядком и условиями заключения публичных договоров, особого внимания заслуживает арбитражная практика, касающаяся рассмотрения требований о понуждении заключить договор, вопросов доказывания отсутствия или наличия возможности заключения договора, соблюдения равных условий договора для всех потребителей.

В силу ч. 1 и 3 ст. 426 ГК коммерческая организация обязана заключить договор с каждым, кто к ней обратится. Из этого следует вывод: право требовать понуждения заключить публичный договор вправе только контрагент коммерческой организации, осуществляющей продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Однако существует множество примеров - случаев злоупотребления потребителями своими правами. В частности, бывает, что недобросовестные контрагенты отказываются оплачивать услуги по мотивам отсутствия договорных отношений с соответствующей организацией. Коммерческая организация, обязанная обеспечить потребителя электроэнергией (водой, газом, теплом, другими коммунальным услугами), оказывается в трудном положении. С одной стороны, она лишена права обращаться в суд с подобными исками, а с другой — применить меры ответственности к недобросовестным потенциальным контрагентам, например отключить неплательщика от энергоносителей.

Практика арбитражных судов пошла по пути рассмотрения подобных споров как исков о возмещении убытков, при этом фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны расценивается в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК как акцепт абонентом оферты предложенной стороной, оказывающей услуги.[11] Поэтому данные отношения рассматриваются как договорные.

На практике возникают вопросы, на ком лежит обязанность доказать отсутствие или наличие возможности заключить публичный договор. В связи с этим Постановлением от 01.07.96 N 6/8 Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было дано разъяснение, согласно которому " бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию". Если коммерческая организация не докажет, что у нее действительно отсутствуют возможности для заключения договора, то по решению суда такой договор может быть заключен в принудительном порядке. Кроме того, по требованию стороны, чье право нарушено, суд может возложить на должника обязанность возместить все убытки, причиненные уклонением от заключения договора.

Согласно с п. 2 ст. 426 ГК цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральными законами, постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Данный признак означает, что контрагенты при заключении и реализации публичного договора для юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей населения, должны быть равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и работы, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Исключения из этого правила могут быть установлены только законом либо иными правовыми актами, а не договором.

Несоответствие указанных условий заключенного публичного договора обязательным правилам влечет их ничтожность. Сторона, допустившая подобные нарушения, обязана возместить пострадавшей стороне причиненные убытки, а также в случаях, предусмотренных законом, уплатить штраф.

Особенности в заключении публичных договоров вытекают из особенностей его конструкции, и ряда признаков. Важнейшая рассмотренная нами особенность опирается на законодательную характеристику управомоченной стороны — неопределенного круга лиц. Заключение такого договора должно прежде всего быть основано на равенстве потребителей, их прав при строгом соблюдении такого равенства и предоставлении качественных товаров, оказании услуг, выполнении работ каждому обратившемуся без каких либо привилегий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.