Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность публичного договора






В качестве нового института отечественного права выступает институт публичного договора, теоретическая и практическая разработка которого начала осуществляться после принятия части первой гражданского кодекса РФ. Данное правовое явление законодателем обозначено как договор, чем обуславливается его доктринальное понимание[1]. Статья 426 ГК содержит в себе законодательное понятие публичного договора: " Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)."

Характеристика института публичного договора включает в себя ряд признаков: характер деятельности коммерческой организации, в результате которого у нее появляется обязанность заключать договор с каждым, кто к ней обратиться, элемент защиты слабой стороны, стороны, предмет договора, указание в законе на публичность конкретного вида договора. Для анализа сущности договора необходимо рассмотреть каждый из этих признаков. В законе указан открытый перечень сфер деятельности организаций которые, в силу закона обязаны продавать товары, выполнять работы или услуги каждому, кто обратится в такую организацию. Организации, осуществляющие такую деятельность заключают следующие виды публичных договоров с гражданами: договор розничной купли-продажи (ст.492); договор проката (ст.626); договор бытового подряда (ст.730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст.789); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст.834); договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (ст.908); договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст.919); договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций (ст.923); договор личного страхования (ст.927) и многие другие. Данный признак публичного договора является основным, поскольку имеет предопределяющее значение. Именно через него выявляется сущность публичного договора, он служит предпосылкой для вступления механизма ст.426 ГК РФ в действие. Ограничительный для субъектного состава характер признака обусловлен иной характерной чертой публичных договоров — правовая конструкция, направленная на защиту слабой стороны договора. Данная черта выражается в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, которое ориентирует суды, на то, что в случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию - сильную сторону договора. Также в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК при необоснованности уклонения стороны от заключения договора с нее должны быть взысканы также причиненные потребителю убытки. Защита потребителя как слабой стороны предполагает следующие условия, которые по нашему мнению должны развиваться в законодательстве:

1) недопустимость отказа субъекта экономической деятельности от заключения договора с клиентом при наличии фактической возможности заключить и исполнить договор; 2) единство условий публичного договора для всех клиентов; 3) недопустимость включения в договор условий, дискриминирующих потребителя.

Следующий признак - неопределенный круг лиц, с которыми возможно заключение договора. Он отражает основную цель введения института публичного договора — понуждение к заключению договоров с любым, кто обратится, при отсутствии возможности предпринимателя варьировать условия заключения договора, в зависимости от различных факторов. Изъятия могут быть предусмотрены законом, иным правовым актом для отдельных категорий потребителей. Например, Законом " О ветеранах" инвалидам Отечественной войны предоставлено преимущественное право на установку телефонного аппарата (СЗ РФ, 1995, N 3, ст.168). Представляет интерес вопрос о том, кто именно может выступать потребителем — представителем того самого " неограниченного круга лиц". Из содержания статьи 426 ГК прямо не вытекает может ли выступать в качестве потребителя только гражданин или также и юридическое лицо. При рассмотрении норм об отдельных видах публичных договоров, мы можем наблюдать, что в качестве потребителей названы или заведомо подразумеваются только граждане (п. 2 ст. 730, п. 1 ст. 919, п. 1 ст. 923)

В ряде норм отсутствует указание на субъектный состав договора, однако из статей, посвященных соответствующему виду (подвиду) договоров, можно сделать вывод, что в качестве соответствующей стороны, которой оказываются услуги или выполняются работы, могут выступить и юридические лица, и граждане (п. 3 ст. 626, п. 2 ст.789, п. 1 ст. 927) [2].

Предметом договора, определяемого как публичный, выступают обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, составляющие содержание деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. К примеру, если энергоснабжающая организация заключит договор энергоснабжения с абонентом, такой договор принадлежит к ряду публичных. Однако если та же коммерческая организация выступает продавцом в договоре купли-продажи имущества, такой договор к категории публичных отнести нельзя.

Указание в законе на публичность конкретного вида договора заключается в применении правила: если законом не предусматривается, что договор публичный, то он таковым не является. Сторонниками данного подхода, в частности, являются А. Кабалкин и Л. Санникова[3]. По их мнению, положения ст. 426 ГК РФ, определяющие требования к публичному договору, распространяются на конкретный вид договора в том случае, если в особенной части ГК РФ закреплено положение о публичном характере данного договора. Того же подхода придерживается Ю.В. Романец[4], обосновывая его тем, что проблема экономического неравенства сторон в договоре отличается особой сложностью, и решение этой проблемы может быть лишь на законодательном уровне.

Особо хотелось бы отметить такую характеристику режима публичного договора, как ограничение принципа свободы заключения договора. Режим «публичных договоров» прямо противоположен режиму «свободы договоров», наиболее полно выражающему частно — правовые начала, составляющие основу гражданского права.[5] Это выражается в " обязанности" заключения договора контрагентом — сильной стороной, и в итоге ведет к защите стороны слабой.

Таким образом, необходимо выделить основные группы признаков, характеризующих данный правовой институт, а именно: — исключительное значение в области ограничения свободы заключения договора; — особенности субъектного состава; — особенности конструкции. Кроме того отдельную проблему составляет определение сущности самого института — (договорной или не договорной), а так же сущность публичного договора — закрепление легальной возможности понуждения субъекта профессиональной деятельности заключать договоры: со всяким, кто к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ); на одинаковых условиях для всех контрагентов (п. 2 ст. 426 ГК РФ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.