Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности сельской школы России и Германии






Будучи органичной частью целого, сельская школа в России отражает все противоречия, проблемы, ценности, ему присущие. Взаимозависимость образовательных учреждений и общества проявляется также и в том, что школа на селе призвана обеспечить обучение и воспитание, адекватное потребностям социума, а значит, потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы, семьи и личности. Сельская школа – непременный и главный элемент в динамичной образовательной структуре социальной среды на селе. В сельском социуме школа играет более значимую роль в жизни индивида, его семьи, местного сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, даже малом городе. Ее традиционно высокий социальный статус предопределяется многими факторами: экономическими (источник кадров для сельского хозяйства), социальными (сообщество профессионально подготовленных к работе специалистов), образовательными (школа – порой единственное учебно-воспитательное заведение на селе), культурными (объединение малочисленной сельской интеллигенции – культурной силы деревни), нравственными (духовный очаг здоровой жизни).

Особенность образовательно-воспитательной системы сельской школы заключается в том, что дополнительное образование представлено в основном общественными, самодеятельными объединениями, участниками которых являются ученики, учителя, жители села. Именно эта общественная система дополнительного образования оказывает особое влияние на воспитательное пространство социума, объединяя, интегрируя усилия школы и социума в целом, создавая сельскую образовательную среду [2].

Особыми характерными чертами сельской среды является смешение различных культур, отсутствие жестких формализованных структур, преобладанием неформальных, нерегламентированных социальных отношений, широкий диапазон и многообразие форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Сельские учителя и родители связаны не только общими целями воспитания, но и соседско-бытовыми отношениями, общей заинтересованностью в оптимальном развитии социальной и производственной сферы, участием детей в ней [6].

Сельская школа — особый тип образовательного учреждения. Условно можно выделить три основных варианта функционирования сельской школы:

1) обычная полная школа, расположенная в сельской местности и учащиеся живут в расположенных рядом населенных пунктах.

2) сельская школа-интернат, данный тип школы не получил широкого распространения. Это связано, прежде всего, с тем, что в народной педагогике большое внимание придают семейному воспитанию, и проживание детей долгое время без родителей противоречит нашим традициям. Кроме того, для школы-интерната необходимо специальное здание, хорошая материальная база, что не всегда возможно в сельской местности.

3) малочисленная школа. Данный тип учебного заведения наиболее распространен в сельской местности. Сельская малочисленная школа — это образовательное учреждение, удаленное от культурных и научных цент­ров, в ней обучаются менее ста учащихся, один учитель преподает несколько предметов, в классе от 2 до 15 учащихся, отсутствуют параллели. На организацию воспитательного процесса в сельской школе влияет специфика сельского социума, которая проявляется в следующем [4].

Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей, не учитывать этого было бы ошибочно.

На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь [8].

Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.

В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.

На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, круг демонстрируемых кинофильмов, меньшее количество принимаемых программ телевидения, мало кружков, секций и т. д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи.

Сельская школа, с одной стороны, очень быстро ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, в местном хозяйстве, а с другой — сама способна оказывать существенное влияние на решение социальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокруг события. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием воспитательного потенциала сельского социума. Возможно формирование устойчивых местных духовных и национальных традиций, пронизывающих систему отношений между жителями. Школа при этом может успешно выполнять роль носителя самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов. [2]

На построении учебно-воспитательного процесса и создании воспитательной системы многих сельских школ отражается ее малочисленность. Малочисленные школы, где обучаются менее 100 учащихся, составляют 60—70% общего числа школ на селе. Малочисленность имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В маленькой сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, стар­ших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.

В то же время малочисленность коллектива сельской школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.

Педагогическая работа в сельской школе должна быть направлена на воспитание гражданина, способного и желающего успешно трудиться на селе. Необходимо обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека [12].

Учитывая проблемы и достоинства сельской школы, можно определить специфические идеи, реализация которых может обеспечить результативность воспитательной работы.

Важными идеями являются:

- идея организация сотворчества участников воспитательного процесса: педагогов, учащихся и родителей. Для ее реализации на селе имеются благоприятные условия: близость проживания, хорошее знание особенностей друг друга, возможность и необходимость собираться всем вместе для обсуждения важных проблем, по случаю праздников. В условия сельской школы особенно эффективно использование методик коллективной творческой деятельности для организации совместной работы учащихся и родителей.

- идея расширения связей учащихся с окружающим миром обусловлена ограниченностью и замкнутостью пространства, в котором происходит социальное становление сельского школьника, ограниченностью общения в условиях малочисленной школы. Реализация данной идеи позволяет обогатить сферу социальных связей детей, обеспечить их адаптацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повысить культурный и образовательный уровень школьников, обогатить их социальный опыт, а также предоставляет ребенку возможность осуществлять социальные пробы. Для обеспечения этой идеи необходимо шире использовать возможности прежде всего самой школы, изменив структуру организации воспитательного процесса: преодолеть ограниченность воспитательного процесса рамками класса, проводить занятия за пределами школы, на природе, в местном хозяйстве, разнообразить содержание и формы внеурочной воспитательной работы и т. д. Целесообразно развивать связи школ с культурными и учебно-воспитательными центрами села, района, области, а также между сельскими школами.

- идея педагогизации социального окружения является продолжением основополагающей идеи взаимодействия школы и социума. Школа стремится включить в жизнь учащиеся заботы и проблемы ближайшего окружения, превратиться в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме, тем самым развивая детей, обеспечивая успешность их социализации и повышая качество образования. Учащихся необходимо не только информировать о проблемах окружающей среды, но и активно вовлекать в процесс их решения [3].

Возможности сельской школы во взаимодействии с социальной средой несравненно шире, чем городской. В отличие от городской школы, взаимодействующей на равных, а часто приспосабливающейся под требования среды, ближайшую социальную среду сельская школа приспосабливает под себя, превращая ее в среду воспитывающую, интегрируя ее воспитательные возможности. Путем педагогизации возможно совершенствование содержания воспитания, обеспечение воспитывающего характера всех видов деятельности учащихся в среде.

Важным средством педагогизации среды и воспитания обучающихся могут стать местные музеи, раскрывающие сокровища культуры и историю родного края. При их создании объединяются усилия, достигается сотрудничество жителей села, школы, местных учреждений, органов власти.

Целесообразно организовывать социально-педагогические комплексы, когда на территории сельского социума создается единая база воспитания детей разного возраста и учащиеся включаются в разностороннюю трудовую, познавательную, клубную деятельность. В этом случае субъектами воспитания выступают не только педагоги школы, но и специалисты других детских учреждений села, работники культуры, коллективы предприятий и хозяйств.

Взаимодействие школьников разного возраста взаимно обогащает их, помогает старшим овладеть социальными ролями взрослого; получать опыт ответственности за других; осваивать навыки организаторской деятельности, что невозможно в условиях малочисленного класса.

Временные и постоянные разновозрастные группы могут возникать при проведении разновозрастных занятий, так как в условиях малочисленной школы нецелесообразно, педагогически неэффективно проведение некоторых уроков по классам (по физкультуре, труду, музыке). Возможно про­ведение разновозрастных занятий и по другим предметам. Основанием для таких уроков может быть изучение одинаковой темы, но на разном уровне сложности в старших и младших классах.

Большим воспитательным потенциалом располагают объединения клубного типа: кружки, секции, творческие коллективы. Некоторые из них в малочисленной школе мо­гут объединять почти всех учащихся, а также педагогов и родителей.

Целесообразно создание временных разновозрастных объединений в ходе подготовки и проведения школьных дел: творческих групп, а также советов дел, выполняющих роль органов самоуправления.

Таким образом, в малочисленной школе в зависимости от характера деятельности, в которую включаются дети, могут формироваться разновозрастные объединения. В целях развития личности, включения ее в систему социальных проб, постепенного расширения и обогащения сферы ее общения и социальных связей полезно предусмотреть вхождение детей в разнообразные постоянные и временные объединения.

Особенностью организации воспитательной системы в сельской школе является возможность более гибкого построения режима работы школы, стирание резких граней между формами учебной и внеучебной деятельности, например проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий на природе, у костра, на берегу реки.

Поскольку центром всей воспитательной работы на селе является школа, то возможности педагогического влияния на детей, включения их в социально значимую деятельность выше, чем в городской. В этой связи возрастает ответственность педагогов за результаты своего труда. Вероятно, поэтому хорошие сельские школы отличаются своими традициями, имеют свое лицо. Здесь ярче просматривается зависимость психологической атмосферы в школьном коллективе от отношений педагогов, их профессионализма. Школа в значительной мере определяет культуру села, его будущее.

В Германии в сельской местности школа также, как и в России занимает центральное место. Сельская школа, как правило, сотрудничает с церковью, детским садом, органами местного самоуправления.

В Германии воспринимают ребенка как человека, который в соответствии с конституцией имеет право на образование. Для обеспечения этого права школа должна создавать определенные условия [5].

Обучение в сельской школе пробуждает любопытство и доставляет удовольствие. Сельские школы расширяют горизонты для детей и позволяют поделиться опытом на различных уровнях – школа для «головы, руки и сердца».

Обучение и воспитание детей имеет бесперебойный характер, несмотря ни на что. Это осуществляется через сотрудничество, взаимодействие, взаимную поддержку.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется и в сельском социуме в Германии. Например, в г. Дюрен (совместно с комитетом) был поддержан проект " Jugendbus" (молодежный автобус). В пять отдаленных деревень, в которых практически отсутствует работа с детьми и молодежью (Vlaffen, Niedeggen, Emken, Schmidt, Titz) в определенный день (согласно графику) приезжает автобус, оборудованный компьютером с выходом в Интернет, спортивным инвентарем, настольными играми, мощным музыкальным центром кухней, Задачей социальных педагогов, работающих в данном проекте: не развлекать подростков и молодежь, а поддерживать их инициативу в организации различных дел. Педагог здесь находится на позиции партнера, " сопровождающего". Также они помогают организовать выезды детей на каток, в кинотеатр, на баскетбольный турнир или в другую деревню. Однако социальные педагоги, к сожалению отмечают, что к детям, живущим в деревнях, очень трудно " пробиться", «расположиться» (завоевать их доверие); что из года в год сокращается финансирование проекта; что местные органы власти не всегда готовы оказать помощь как детям и молодежи, так и проекту " Jugendbus" [20].

Учителя в сельской школе являются гибкими и готовы работать в команде. Детям они предоставляют свободу, поощряют.

Во многих немецких сельских школах важнейшим воспитательным потенциалом являются театральные постановки.

Сегодня методы работы в театре являются неотъемлемой частью творческих концепций обучения, ориентированных на конкретные действия. Театральные постановки задают здоровую самооценку и поощряют самодеятельность. Кроме того, театр используется в качестве терапевтической помощи для детей с проблемами поведения [16].

Все мероприятия в театральных проектах осуществляются на основе учебный плана. Старшие дети вместе с младшими пишут тексты, разыгрывают постановки. Иногда действуют на сцене в одиночку, а родители и учителя находятся в зале в качестве зрителей. Отчеты о проведенных театральных постановках регулярно появляются в газетах районов. Однако не во всех землях Германии распространен такой опыт [14].

Среди сельских школ Германии выделяются: государственные школы (Staatdorfschule), единые школы (Einklassenschulen), частные школы (Privatdorfschule).

Государственные сельские школы - система школьного образования в Германии подразделяется на начальное и среднее.

Начальное образование(Grundschule) - продолжается 4 года (в Берлине и Бранденбурге - 6 лет). В начальной школе дети учатся читать, писать, считать, изучают природоведение и Закон Божий (обязательный предмет в большинстве школ)

Среднее образование можно получить в основной школе (Hauptschule). Реальные школы (Realschule), гимназии(Gimnasium) или общие школы(Gesamtschule - смесь первых трех типов) имеют распространение в городах и районных центрах.

Единые школы (Einklassenschulen, в некоторых землях Германии такие школы называются «школами одного класса», так как многие сельские школы являются малочисленными) - это как близкая к месту жительства деревенская школа. Свое распространение получила в середине 20-ого столетия по всей стране. В настоящее время вследствие концентрации школы в Германии сохранилось таких школ немного.

Эта школа требует высокого педагогического мастерства и ориентируется в основном на идеи реформаторской педагогики (Reformpä dagogik). Фронтальные занятия являются исключением в единых школах (Einklassenschule). В приоритете стоит самостоятельность и собственная деятельность, разнообразные упражнения и повторения, ориентация действия и живое общее учение в центре школьной работы, ориентированной в жизненном мире на интересы детей. Предметы не играют преобладающей роли, так как содержание образования предлагается в форме " комплексного обучения". В таких школах учеников, как правило, немного. Поэтому преобладает индивидуально-ориентированное обучение.

В настоящее время имеют распространение четырехлетние единые школы, которые делятся на ступень 1 (дошкольная ступень, 1-ая и 2-ая школьная ступень) и на ступень2 (3-ья и 4-ая школьная ступень). Имеются разные формы организации: einklassige школы (так называемое обучение в малокомплектной школе) и mehrklassige школы (каждая школьная ступень присоединена к собственному классу). В каждом классе имеется классный руководитель, который проводит, как правило, все обязательные предметы, исключая преподавание закона божьего и производственное обучение. В областях, в которых живут языковые меньшинства, также проводятся двуязычные занятия [19].

Имеют распространение в сельской местности также частные школы (die Privatdorfschule). Как правило, обучение в таких школах платное. Система образования особо не отличается от общегосударственной, исключение составляют лишь альтернативные школы. Самыми известными школами в немецкой деревне являются: Schloss Neubeuern, Stiftung Lousenlund, Schloss Torgelow.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.