Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории творчества и креативности






1. Психофизиологический (биометрический) подход, в рамках которого

предметом исследования являются биологические и психофизиологические предпосылки творческих процессов и креативности.

2. Когнитивно-эмоциональный подход, направленный на изучение когнитивных и эмоциональных аспектов креативности и творческой деятельности.

3. Личностный подход, ориентированный на исследование особенностей и черт творческой личности.

4. Экономико-прагматический подход, в рамках которого изучаются

особенности процесса творчества и его продуктов в конкретных социально-экономических условиях.

5. Системный подход, предполагающий исследование креативности и

творчества человека в единстве и взаимосвязях с его социокультурным окружением, экономической реальностью, а также проблемной областью, в рамках которой осуществляется его творческая деятельность.

Психофизиологический подход

Психофизиологический (биометрической) подход основывается на выявлении и изучении биологических и психофизиологических оснований творческих процессов, черт творческой личности, креативности и пр. В рамках этого подхода анализируются взаимосвязи между функционированием мозга человека и различными когнитивными (познавательными) функциями, а также особыми эмоциональными состояниями, сопровождающими его творческую активность. По утверждению К. Мартиндэйла, «...творческое вдохновение появляется в...

особом состоянии, когда внимание рассредоточено, мышление ассоциативно, и одновременно активизируется большое число ментальных репрезентаций. Такое состояние может возникнуть в трех случаях: при низких уровнях активации коры головного мозга, более высокой активности правого полушария по сравнению с левым и низких уровнях активации лобных долей головного мозга». Исследования психофизиологических особенностей творческих людей выявили то, что среди них довольно много левшей. Из этого был сделан вывод о том, что левши более креативны по сравнению с правшами. Особенно много левшей было выявлено среди деятелей искусства, архитектуры и музыки. Отмечается, что леворукие люди более склонны к редким болезням и патологическим состояниям. Взаимосвязь между креативностью и психическими отклонениями и болезнями являлась особой темой на протяжении практически всей истории изучения творчества и креативности человека. Согласно результатам исследований Г. Айзенка, люди, обладающие высоким уровнем креативности, имеют более высокие показатели по шкалам психотизма. По его мнению, высокую креативность и

склонность к шизофрении определяет один и тот же наследственный фактор. Широкое распространение в исследованиях творчества в настоящее время получили подходы, ориентированные на изучение когнитивных и эмоциональных составляющих творчества как раздельно, так и в их неразрывной связи. В рамках указанного подхода вполне логично выделяются два основных направления:

•исследование когнитивных аспектов творческой деятельности;

•изучение эмоциональной стороны креативности.

Личностный подход

Личностный подход в исследованиях креативности и творческого мышления ориентирован на изучение особенностей и черт творческой личности, ее мотивации и жизненного пути. В зависимости от глубины анализа, а также метода исследования в этом подходе были выделены три

основных направления: психоаналитическое, дифференциальное и биографическое.

Психоаналитическое направление

Основатель психоанализа 3. Фрейд предположил, чтотворчество есть результат смещения (сублимации) полового влечения надругую (социально одобряемую) сферу деятельности.Довольно известным в этой области является его исследование жизни идеятельности Леонардо да Винчи. «Мучительная борьба с творением, конечное бегство от него и равнодушие к его дальнейшей судьбе, видимо, повторяется у многих художников; но, несомненно, Леонардодемонстрирует такое поведение в крайней степени».

Воззрения 3. Фрейда на природу творческих способностей являлись строго детерминистскими. Он считал, что истоки творческой активности человека находятся в его раннем детстве. И сам он по мере своего развития практически не в состоянии каким-либо образом влиять как на свои творческие способности, так и на содержание и стилистику их проявлений.

Такой строгий детерминизм во взглядах на природу и сущность как всей личности человека, так и его творчества и творческих способностей, вызывал критику в адрес 3. Фрейда не только со стороны противников психоанализа, но и со стороны его учеников и последователей. Так, по мнению А. Адлера, творчество —это особый способ компенсации комплекса неполноценности. Возникновение этого комплекса связано во многом с первичным отчуждением человека от мира. Эффект отчуждения проявляется и фиксируется в человеке в самый ранний период его жизни. А далее в течение всей жизни он старается скомпенсировать возникший в связи с этим комплекс неполноценности. Активность человека в этом направлении может носить творческий характер. Одним из основных достижений А. Адлера в сфере исследования творчества и творческой личности можно считать его концепцию творческого «Я». По его мнению, вся структура личности человека и стиль его жизни формируются под влиянием его творческих способностей. Они способствуют развитию у него социального интереса. Оптимальным, по мнению А. Адлера, является такой стиль жизни человека, когда процесс компенсации комплекса неполноценности, реализация его творческого «Я» и социальный интерес совпадают в одном виде деятельности.

К. Юнг видит в творческом акте реализацию принципов коллективного

бессознательного в форме архетипов, заполненных в некоторой степени индивидуальным содержанием, вытекающем из опыта творца и наличной ситуации. Он называет творческий продукт в стадии своего возникновения «творческим автономным комплексом», провода этим определенную аналогию между творчеством и болезненными душевными явлениями: «...художественное творение рождается в условиях, сходных с условиями возникновения невроза». К. Юнг указывает на то, что хотя творческий автономный комплекс может осознаваться, но им нельзя управлять или сдерживать его. Фактически речь идет о вторжении в реальную психическую жизнь человека бессознательных импульсов и содержаний, требующих своего проявления в виде творчества. По мнению К. Юнга, в творческом человеке имеются две основных составляющих: «человеческое личное» и «внеличностный творческий процесс». Эти составляющие могут находиться в конфликте друг с другом, но практически всегда творческое начало одерживает верх: «Сколько биографий великих художников свидетельствует о подобной тяге к творчеству, которая подчиняет все человеческое и заставляет служить себе... Нерожденное произведение в душе художника представляет собой стихийную силу, прокладывающую себе дорогу тиранически или насильственно...».

Дифференциальное направление

Другим направлением внутри личностного подхода к изучению креативности стало исследование индивидуальности, личностных черт и мотивационных особенностей творческой личности. Эти исследования показали, что творческих людей отличают:

•независимость суждений,

•самоуверенность,

•влечение к новизне, сложным задачам и риску,

•способность к дивергентному мышлению,

•открытость внутреннему опыту,

•системность мышления,

•личностная энергия,

•высокая чувствительность,

•толерантность к неопределенности,

•безусловное принятие себя, других людей и природы,

•непосредственность,

•центрированность на проблеме,

•потребность в уединении,

•независимость от культуры и от окружения,

•пиковые или мистические переживания,

•глубокие межличностные отношения,

•способность разграничивать средства и цели,

•наличие чувства юмора и пр.

В традициях ориентации на личностные факторы прослеживается связь между креативностью и самоактуализацией личности, проявляющейся в стремлении к максимальной реализации своего творческого и личностного потенциала. В контексте вышесказанного к дифференциальному направлению в исследовании креативности условно могут быть отнесены некоторые положения теории А. Маслоу. Многие авторы указывают на важность в творческой деятельности внутренней мотивации, описывая креативность как сочетание внутренней мотивации и соответствующих знаний, способностей и умений. Однако результаты ряда экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что в творчестве существенную роль играет не только внутренняя мотивация, но и внешняя. Важной характеристикой творческого человека, по мнению М. Чиксентмихайи, является его способность воспринимать идеи и мысли других людей и использовать их как стимул для собственной творческой деятельности. Такая способность позволяет человеку эффективно обмениваться результатами своего творчества. Однако в некоторых случаях личностные особенности участников общения осложняют и затрудняют взаимодействие между ними. Так, у творческих людей зачастую наблюдаются не только социально одобряемые личностные характеристики, но и те, которые осуждаются обществом, а в некоторых случаях являются проявлениями дезадаптации и даже патологии. Как известно, креативность довольно часто связывают с психическими болезнями [Леонгард, 1997; Ломброзо, 1998]. Некоторые авторы указывают на то, что у творческих людей, в особенности у тех, кто

занимается художественным творчеством, часто проявляются алкоголизм, наркозависимость, склонность к суициду и психические болезни.

Биографическое направление

Довольно часто за основу берется метод анализа отдельных случаев (биографических данных творческих людей). Теоретическим фундаментом этого подхода служит предположение о том, что творческая деятельность в прошлом является одним из лучших показателей креативности человека в настоящем. В исследованиях креативности в рамках биографического направления главным образом используются самоотчеты, несколько реже —опросники. Одним из недостатков описываемого направления является то, что в некоторых случаях при использовании биографического метода может быть упущен момент развития личности, допускающий «всплеск» креативности в любом возрасте, связанный как с процессом личностного роста, так и с социокультурными факторами, которые в определенных условиях могут довольно сильно изменить направление личностного развития человека. В связи с этим Г. Грубер и Д. Уоллэс выделяют три основных условия, при которых использование биографического метода может оказаться эффективным. В о-п ер вы х, творческая личность должна рассматриваться как уникальная. В о-в то ры х, предполагается, что развитие этой личности происходит в различных направлениях. Вт ре ть их творческая личность рассматривается как постоянно развивающаяся система.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.