Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






в России






Исследование творчества в работах Л.C. Выготского

Л.С. Выготский различает два основных вида деятельности человека: репродуктивный, когда он воспроизводит привычные для себя схемы поведения или мышления и творческий (или комбинирующий), когда он создает новые образы, действия или идеи. Творческий вид деятельности Л.C. Выготский связываете воображением. При этом эффективность творческой деятельности воображения напрямую определяется богатством прежнего опыта субъекта. Этот тезис означает признание чрезвычайной важности факторов воздействия на человека социальной среды, во многом обусловливающей его творчество в различных формах и проявлениях. Л.C. Выготский утверждает, что связь между воображением человека и реальностью возможна только благодаря чужому, или социальному, опыту: «Никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается что-то от анонимного сотрудничества». Во многом именно поэтому

человек может вообразить то, чего он не видел и чего до сих пор не знал. В качестве еще одной формы связи фантазии человека с реальностью он выделяет эмоциональную связь. Именно в этом выражается смысл известного тезиса Л.С. Выготского о единстве аффекта (эмоций) и интеллекта в его привязке к психологии творческой деятельности человека. Связь между эмоцией и мыслью, по его мнению, наиболее ярко прослеживается в искусстве. Л.С. Выготский выделяет четыре основных составляющих творческого процесса, создающих его временную развертку:

• внешние и внутренние восприятия, составляющие основу нашего опыта;

• диссоциация воспринятых впечатлений;

• ассоциация воспринятых ранее впечатлений;

• комбинация отдельных образов, приведение их в систему.

Важным тезисом для исследования различных форм творчества является «генетический закон культурного развития», который гласит, что «всякая функция в культурном развитии... появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри..., как категория интрапсихическая». Факторами, с обозначением которых связан существенный вклад Л.С. Выготского в изучение творчества и креативности человека, являются его положения о социокультурной обусловленности психики и творческой деятельности человека и единстве аффективных (эмоциональных) и интеллектуальных составляющих творческого процесса, выводящем психологию творчества за пределы узкокогнитивного подхода.

Вклад Я.А. Пономарева в психологию творчества

Отмечая важную роль интуиции в творческом процессе, он указал также на неоднородность результатов деятельности человека, предполагающую существование не только ее прямых, но и побочных продуктов. Особый интерес у исследователя вызывает побочный продукт. Я.А. Пономарев указывает на его неосознаваемость: «... отражение побочного продукта не осознается и не может быть сознательно использовано в решении последующей задачи». Весьма значимы для осмысления творчества является также тезис Я. А. Пономарева о том, что важность для человека побочного продукта зависит от уровня привлекательности для него прямого продукта деятельности. Он указывает на актуальность включения субъекта в условия более широкой задачи, дающего ему возможность эффективно абстрагировать основой принцип решения и в дальнейшем использовать его как способ действия или операцию при решении более сложной проблемы. Это выводит анализ творческого процесса на более высокий уровень — на уровень анализа развития мышления и творческих способностей. Фактором, обусловившим значение работ Я.А. Пономарева, явился также его тезис о преобразовании «этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий (ЭУС — этапы, уровни, ступени)». Я. А. Пономаревым была предложена 4-фазовая модель творческого процесса [Пономарев, 1999]. Он считал, что на первой фазе субъект осуществляет логический анализ проблемы, на второй — у него появляется интуитивное решение, на третьей человек осуществляет вербализацию (словесную формулировку) интуитивного решения, на четвертой происходит формализация вербализованного (словесного) решения или придание ему логически завершенной формы.

Процессуальный подход к изучению творчества (А.В.

Брушлинский)

Одним из основных тезисов А.В. Брушлинского в его исследованиях

мышления и творчества является тезис о том, что «познавая и преобразуя

окружающую действительность, человек видоизменяет и себя самого себя.

Особый акцент исследователь делает на недизъюнктивности (целостности, нерасчленимости) и непрерывности взаимосвязей мышления и других психических процессов. А.В. Брушлинский выделяет личностный и процессуальный аспекты мышления. Процессуальный аспект мышления сопрягается в исследовании прежде всего с анализом психических процессов анализа, синтеза и обобщения. При этом особо указывается на то, что нельзя в этом анализе от исследования истинно психологического содержания процессов смещаться к изучению их логической или физиологической сторон. Личностный аспект мышления А.В. Брушлинский связывает прежде всего с мотивационными основами интеллектуальной активности человека, которые в свою очередь связаны с его отношением к тем задачам и проблемным ситуациям, которые он решает в настоящий момент. Познавательная деятельность человека — это его непрерывное взаимодействие с миром; поэтому всестороннее, комплексное исследование различных аспектов этого взаимодействия А.В. Брушлинский считал одной из важнейших задач современной психологии мышления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.