Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие творчества в психологии






Большинство как обыденных, так и научных представлений о творчестве связывают его, прежде всего, с результатами творческого процесса, т.е. получением нового, социально значимого продукта. Так, в психологическом словаре творчество определяется как «деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей».

Вместе с тем многие исследователи, признавая важную роль анализа результатов творческой активности человека, отмечают, что это не единственная, а возможно, и не основная сторона в осмыслении творчества как человеческой деятельности. Подчеркивается необходимость изучения не только результативной, но и процессуальной стороны творческого акта. Многие отечественные авторы уделяют внимание личностным аспектам творчества: «...в творческом труде, который создает нечто объективно значимое и вместе с тем новое, привнесенное личностью, оригинальное, т.е. носящее печать данной личности, объективная и личностная значимость деятельности могут максимально совпадать».

Еще одно направление в исследованиях творчества связано с выявлением особых творческих способностей, которыми должен обладать субъект творческой деятельности. В настоящее время в психологической науке не прекращаются дискуссии об их природе. В определении творческих способностей так же, как и в понимании природы творчества, существует тенденция к сведению их сущности лишь к «обеспечению» новизны и уникальности получаемых в результате творческой деятельности продуктов. Так, в Большом толковом психологическом словаре А. Ребера дано такое определение креативности: «Креативность — термин, используемый... для обозначения умственных процессов, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми».

Многие авторы в своем понимании сущности и содержания понятия креативности делают акцент на ее процессуальной стороне. Так, Е. Торренс приравнивает креативность к творческому мышлению, считая, что она связана прежде всего с процессом решения проблем и включает в себя следующие составляющие:

• чувствительность к проблемным ситуациям;

• поиск, выделение и формулирование проблемы;

• генерирование гипотез, касающихся способов решения проблемы;

• проверку этих гипотез;

• нахождение и формулирование решений;

• интерпретацию и популяризацию результатов.

Особо важную роль в творческом процессе играет чувствительность человека к противоречиям. Это позволяет ему выделить ту проблемную область, в рамках которой он сможет решить задачу. Выделение противоречий может осуществляться в процессе диалога, когда проблемная область приобретает свои очертания в условиях обсуждения поставленной задачи. В связи с этим чувствительность к противоречиям может являться не только личностной особенностью отдельного человека, но характеристикой процесса обмена идеями между несколькими людьми.

«Процессуальные» определения креативности, даваемые некоторыми

другими авторами, акцентируются на активности человека в направлении раскрытия и реализации его творческого потенциала. В рамках такого понимания «творческость понимается как личностная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности —это и

есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики творческости, с нашей точки зрения, не предметны (в смысле наличия продукта —материального или идеального), а процессуальны, так как творческость рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.