Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь воли с другими сторонами психики






Воля тесно связана со всеми другими сторонами психики: с потребностями, интересами, способностями, мировоззрением, познавательными процессами, чувствами.

Если человек, например, глубоко убежден в правильности своих действий, то он может приложить максимальные усилия воли и преодолеть большие трудности.

Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они могут ее подкреплять, но могут ее и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные – ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами.

Воля тесно связана с характером, а именно, с силой характера. Его твердостью, решительностью, настойчивостью, целеустремленностью. С другой стороны. Характер включает те свойства им действенные установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля.

От воли зависит проявление способностей. Человек может быть очень одаренным, но если у него слабая воля, он не использует свой талант.

Проблема воли – одна из сложнейших проблем в психологии. Ее исследование имеет длительную историю, существуют различные научные представления о сущности воли, различные подходы к пониманию ее развития и места в общем психическом облике человека.

В.А. Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (1998), анализируя различные научные подходы к решению проблемы воли, отмечает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследований в этой области психологических знаний:

1. Воля есть продукт общественно-исторического развития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.

2. Воля поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.

3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в группе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, убеждений личности, необходимых личностных качеств.

4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.

5. Первичное волевое действие – это действие заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.

6. Волевая регуляция – это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осуществляются предвидение и оценка последствий собственной активности. (см.: Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998. – С. 70).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова роль общего развития человека в волевой регуляции его поведения и деятельности?

2. В чем заключается основная функция воли?

3. На примере взятом из жизни, дайте анализ волевого действия.

4. Познакомьтесь с положениями о волевой регуляции В.А.Иванникова и проанализируйте их.

5. *Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы.

1) Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (Бальзак).

2) Сколько дорог избирает и сколько находит доводов сердце, чтобы достичь того, к чему оно стремится. (Дюма-сын).

3) Чем легче достижима цель, тем слабее стремление к ней. (Плиний Младший).

6. * Составьте план наблюдения, целью которого являются особенности волевой регуляции ребенка младшего школьного возраста.

 

Литература

 

  1. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. – Челябинск, 1979.
  2. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. – Ташкент, 1985.
  3. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 260-269.
  4. Немов Р.С. Психология: В 3 т. – т.1.- М., 1995. - С. 357-366.

5. Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.