Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка






День 1

 

Блок первый

 

Подготовка

 

Преподаватель должен прийти заранее, проверить, что помещение проветрено и готово к занятиям, что есть доска, маркеры и т.д. После этого желательно подождать в отдельном помещении, зайдя в аудиторию за 5 минут до начала занятий.

 

Скорее всего, люди будут опаздывать, поэтому можно подождать еще 10-15 минут. Но все это время преподаватель уже должен сидеть на своем месте.

 

 

Знакомство (30-40 минут)

 

Приветствие и короткое введение, настраивающее на командную работу. Важно, чтобы с самого начала в группе начали выстраиваться отношения между студентами. Когда курс закончится, отношения с преподавателем поддерживать будет не так просто, поэтому нужно, чтобы слушатели продолжали общаться друг с другом.

 

Сначала преподаватель представляется, потом просит студентов назвать свое имя и ответить на несколько вводных вопросов. Обычно задаются два вопроса:

- Степень знакомства с ведической философией (как давно, чьи лекции слушали, на каких семинарах были)

- Ожидания от курса

 

Если группа большая (от 20 человек), важно следить, чтобы представление не занимало больше одной минуты. Если группа совсем большая (более 50 человек) – можно просить представиться не всех (то есть разбить знакомство на два занятия).

 

Полезно записывать имена, обозначая их для себя в соответствии с местом, на котором человек сидит, и потом при обращении сверяться с этим планом. Поскольку семинар достаточно продолжительный и предполагает личностный подход, постепенно придется всех запомнить. Еще один вариант – сделать в первом перерыве общую фотографию и потом разослать всем с подписанными именами. Это полезно и для ведущего, и для участников.

 

Кстати, принятие студентами на себя ответственности (например, с той же фотографией – сделать, подписать всех) нужно всячески поддерживать.

 

Обращайте внимание на то, чтобы говорящих было слышно не только вам, но и остальным участникам, поддерживайте культуру уважительного слушания.

 

Представление курса (15-20 минут)

 

В начале надо сказать несколько слов о самом курсе. Предлагаемые тезисы:

 

- Необходимость именно такого курса вызвана тем, что разрозненная информация в головах не может уложиться в стройную систему, а без этого фундамента невозможно что-то всерьез изучать (философия является фундаментом для всех ведических дисциплин, таких как аюрведа, йога, астрология, васту и так далее).

 

- Курс рассчитан на тех, кто уже начал знакомиться с ведическими знаниями, но если есть совсем новенькие – это не проблема, им просто придется чуть больше читать в процессе и не стесняться задавать вопросы.

 

- Мы пройдем основные положения ведической философии, основываясь на таких текстах, как «Бхагавад-гита», «Йога-сутры», Упанишады. При этом мы будем иллюстрировать эти тезисы цитатами из священных писаний других традиций.

 

- Знание, которое мы будем изучать, не относится к какой-то определенной религии, стране или времени. На санскрите оно называется санатана-дхарма – «наука о вечной природе живого существа».

 

Это знание – царь знания, самая сокровенная из тайн. Это – чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения природы своего „я“, оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно».

Бхагавад-гита, 9.2

 

- Эта наука позволяет жить более осознанной, счастливой жизнью – в соответствии со своей природой. То есть раскрыться и следовать своему предназначению – и в материальной жизни, и в духовной (важно подчеркнуть этот момент).

 

«Пока ты говоришь совсем не то, что думаешь, слушаешь совсем не то, во что веришь, и делаешь совсем не то, к чему расположен, – то все это время и живешь совсем не ты».
Хань Сян-цзы, китайский философ

 

Проверить, насколько это отзывается. Можно после каждого тезиса спрашивать, кому и почему это важно. Можно попросить людей назвать самые бесполезные знания и умения, которые они получали в жизни, – то, чему учились, но это не пригодилось. Вспомнить что-то из своей жизни…

 

- Поскольку уместить весь материал в 8 занятий по 4 часа невозможно, важная часть работы – изучение книги «Вечные ответы», в которой материала больше, но он подан достаточно сжато. Но не нужно сразу читать ее всю, в конце каждой встречи будет говориться, что именно нужно прочесть; важно, чтобы на неделю была задана определенная тема для медитации.

 

Еще раз обратить внимание, что нам нельзя торопиться, знание нужно осмыслить, переработать, сделать своим. Подобно тому как альпинист, забираясь на скалу, проверяет каждый вбитый крюк, мы должны очень серьезно обдумывать и проверять то, что мы кладем в фундамент своего духовного мировоззрения.

 

Надо показать, что мы полностью уверены в материале, но при этом не пытаемся что-то навязать. Можно попросить людей сказать, почему именно такой неспешный и основательный подход должен быть в изучении духовного знания, спросить, как в них это отзывается.

 

Можно привести пример с огнем пищеварения и огнем разума. Если заталкивать в себя слишком много пищи, огонь пищеварения, который отвечает за переработку пищи и извлечение из нее полезных веществ, перестанет справляться. Что произойдет с пищей? Она не будет перевариваться и, находясь в желудке, станет выделять в организм токсины. Так же и со знанием – непереваренное знание будет только засорять наш ум, отравляя его.

 

Важно научиться обращаться к слушателям за обратной связью. Таким образом те утверждения, которые вы делаете, они будут поддерживать своим опытом.

Ответственность сторон (7-10 минут)

 

Проговариваем взаимную ответственность для настройки на серьезный лад.

Самое ценное в жизни человека – время. Деньги и даже здоровье – все это можно вернуть. Но не время. Мы собираемся потратить достаточное количество времени на это обучение, поэтому важно, чтобы оно было потрачено с пользой.

 

- Преподаватель отвечает за авторитетность материала, за грамотную подачу. Если будут какие-то вопросы, на которые преподаватель не сможет ответить – он не будет спекулировать и что-то додумывать, а спросит у своих учителей.

 

- Студент несет ответственность за серьезное отношение к обучению, выполнение домашних заданий, активную работу в группе.

 

После первого занятия можно отказаться от прохождения курса – если вы поймете, что это не совсем то, что вас интересует, или не готовы работать. Деньги возвращаются.

 

Особенности запоминания (15 минут)

 

Специфика этого курса (вытекающая из основных принципов ведической философии) – то, что это не просто цикл лекций. Знание приходит к человеку только в процессе работы, осмысления. Поэтому «отсидеться на галерке» не получится. Очень важно, чтобы все задавали вопросы, уточняли, делились своим пониманием и реализациями.

 

Про «глупые вопросы». Часто людям кажется, что вопрос, который у них возникает, – слишком простой, что остальным это будет не интересно и так далее. Опыт показывает, что как раз после таких вопросов вся группа замирает и начинает внимательно слушать. Так что, задавая вопросы, вы помогаете не только себе, но и тем, кто по каким-то причинам стесняется задать вопрос (или наоборот, хочет показать себя великим знатоком, которому не по рангу переспрашивать такие простые вещи).

 

Далее следует изложить «круг познания». Он подробно описан в «Вечных ответах» на страницах 13-14. Это нужно для того, чтобы подчеркнуть важность вопрошания и размышления.

 

Обычно я начинаю, обозначив только первый сектор – «выслушать», и спрашиваю – «что еще?». И часто кто-то из группы говорит «рассказать». Важно потом напомнить об этом и показать «обратный путь» (в книге – подпись под картинкой).

 

В конце каждого занятия будет даваться небольшое домашнее задание – прочитать какой-то материал, написать небольшое эссе на заданную тему или ответить на вопросы.

 

Должно быть правильное отношение, наша задача – действительно разобраться в изучаемом материале, а не просто «прослушать курс».

 

Пример: больной обратился к доктору, получил лекарства, но не стал их принимать; при этом он говорит доктору, что все хорошо, лечение проходит нормально, ему все нравится. Кому он делает хуже?

 

Вообще, очень важно, чтобы у слушателей появилось понимание, что это им действительно нужно. Если не будет сильного мотива, люди будут просто просеивать знания через призму своего прошлого опыта, и, соответственно, это никак не поменяет их мировоззрение, цель обучения не будет достигнута. Со стороны преподавателя, конечно, может (и должно) быть «накачивание», но в конечном итоге мотив должен появиться у самого человека, иначе эффект будет очень кратковременный.

 

Подведение итогов (15 минут)

 

Технические моменты:

- Напомнить про мобильные телефоны – они должны быть как минимум переведены в беззвучный режим, а лучше вообще отключены.

- Если нужно выйти, не дожидаясь перерыва, делаем это аккуратно, никого не беспокоя. Разрешения можно не спрашивать, чтобы не отвлекать остальных.

- Этикет вопросов и дополнений – поднимаем руку и говорим, когда получим разрешение от преподавателя.

- Если хочется срочно что-то обсудить или поделиться историей из жизни, говорим всей группе, а не соседу.

- Аудиозапись разрешена и приветствуется, видеозапись – по согласованию с преподавателем.

 

Короткая обратная связь. Ответы на вопросы.

 

Какие-то вопросы нужно сразу переносить или на будущие встречи (если они в рамках курса), или на личное общение (которое может быть после семинара). Важно не уходить слишком в сторону от структуры семинара, так как у нас есть целостная программа и необходимо успеть ее пройти.

 

Объявите перерыв, который не должен быть слишком длинным – 10-20 минут, не больше.

 

Можно предложить студентам начать заботиться друг о друге – со следующего занятия готовить и приносить что-то для перекуса в перерыве между блоками – сладости, выпечку, фрукты. Нужно сказать, что в группе есть вегетарианцы (ну, как минимум вы сами), и поэтому попросить приносить именно вегетарианские блюда – то есть не содержащие мяса, рыбы и яиц. Хорошо бы сделать это традицией и после перерыва благодарить тех, кто готовил.

 

 

Во время перерыва попросите людей оставить вам свои контактные данные. Удобно подготовить сразу два-три листочка, начертив в них три графы:

- имя, фамилия

- e-mail

- телефон

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.