Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 22. Музыкальное исполнительство ХХ в.






Музыкальное исполнительство ХХ века. Тенденции дегуманизации музыкального искусства. Аэмоциональность, апсихологизм, фетишизация техники в урбанистическом исполнительском стиле (1920-30-е годы).

Джаз. Его различные формы и эволюция. Роль импровизации в джазовом исполнительстве.

Экспансия буржуазной массовой музыкальной культуры во второй половине века. Новые формы артистической деятельности, тенденция комплексного (аудиовизуального) воздействия на слушателя. Коммерциализация искусства, агрессивная роль рекламы в искусственном формировании модных направлений в массовом музыкальном искусстве и эстрадных звезд. Ориентация исполнителей на сексуально-эротическое воздействие на слушателей. Эстрадные шоу для многотысячной аудитории.

Рок-опера. Уэббер и Райс. Христос – супер-звезда. Cats (Уэббер). Активная роль исполнителей в создании сценической версии музыкального текста рок-оперы.

Пагубное влияние авангардистского искусства на ситуацию в музыкальной культуре. Его принципиальный отрыв от традиций, от народной и бытовой музыки, непривычность и сложность музыкального языка, порождающие пропасть между исполнителем и публикой.

Современная исполнительская практика в области академической музыкальной культуры, опирающейся на традиции реалистического и романтического искусства.

Эволюция исполнительских средств выражения и принципов концертности. Освоение исполнителями новых принципов высотной организации, сложных ритмов, обогащение тембровой стороны интонирования, выработка особых приёмов артикуляции. Sprechgesang – новая манера вокального интонирования. Использование пианистами специфических туше и педали, скрипачами и виолончелистами — вибрато, портаменто, особых видов штрихов и т. п., направленных на раскрытие психологически-выразительного подтекста музыки.

Новое прочтение музыкальной классики, её «переинтонирование» в расчете на слуховой и психологический опыт современной аудитории.

Индивидуализация состава исполнителей (с конца XIX века, позже у Шёнберга, Веберна и других композиторов 20-30-х годов). Тенденция к камерности. Художественные и экономические причины этого.

Широкое распространение аутентичного музыкального исполнительства на Западе и в России. Эстетические проблемы аутентичного исполнительства.

Исполнение современной музыки и новые задачи, стоящие перед исполнителями. Необходимость освоения новых звуковых систем и выразительных средств. Сложноладовое и микроинтервальное высотное интонирование. Сложная несимметричная ритмика. Особые приемы игры на музыкальных инструментах. Новые тембры (приготовленное фортепиано), полидинамика. Пространственные формы организации исполнительского процесса.

Создание электронных музыкальных инструментов (Терменвокс, 1917; Волны Мартено, 1928) и синтезаторов. Их технические особенности и художественные возможности. Ансамбль под управлением В. Мещерина.

Конкретная, электронная, электроакустическая музыка, исключающая участие исполнителей в актуализации произведения. Музыка, нарисованная на кинопленке. Эксперименты над сочетанием электронных звучаний с акустическими музыкальными инструментами, позволяющие преодолеть однозначную заданность музыкального текста (Э. Варез. Dé serts (Пустыни) для 14 духовых, ударных, фортепиано и магнитофонной ленты).

Развитие алеаторики, предполагаю­щей неполную фиксацию музыкального текста, относительно свободно реализуемого в процес­се исполнения. Различная степень и различные формы импровизационности, допускаемой в алеаторических произведениях: ткань мобильна — форма стабильна; ткань стабильна — форма мобильна; ткань мобильна — форма мобильна. Преимущественное воздействие алеаторики на сонорную сторону музыкального звучания. Варьирование темпа, громкости, исполнительского состава. Способы записи алеаторических фрагментов музыки. Импровизация по графически намеченному маршруту (нарисованная музыка). В. Лютославский – один из пионеров алеаторической музыки. Сочетание алеаторики с серийными и минималистскими приемами, применение алеаторики в условиях полистилистики.

Использование в музыкальном исполнительстве феномена пространственной локализации звуков. Широкое применение стереофонических эффектов, создание произведений для нескольких оркестров или хоров, использование возможностей современной акустической техники, расположение исполнителей на ряде эстрад или среди публики. Создание произведений, предусматривающих перемещение звука по отношению к слушателю. Стремление преодолеть пассивность слушателей, их перемещение по отношению к источникам звука («Электронная поэма» Э. Вареза для Павильона «Филипс» на Всемирной выставке 1958 года).

Инструментальный театр (начало с пьесы М. Кагеля «Sur scene» - 1959) – особая форма музыкального исполнительства, развившаяся во второй половине XX века. Совмещение игры на инструментах со сценическими движениями музыканта, воздействующими на динамический и ритмический компоненты музыкального звучания. Сочетание музыкального звучания с активизируемым визуальным рядом.

Хепенинг - алеаторная акция, инициируемая в изначально заданном направлении, с обязательным участием присутствующих и с непредсказуемым течением событий. Цель хэппенинга — способствовать раскрепощению участников в процессе импровизации и дать выход их бессознательным побуж­дениям. Тенденция к слиянию искусства с течением самой жизни.

Интерактивное направление в области аудиовизуальной техники. Интерактивный музыкальный театр – взаимодействие певцов и музыкантов с электронной системой.

Многообразие современной музыкальной жизни.

Фестивали современного музыкального искусства как средство его распространения в слушательских массах и организации досуга населения. Роль радио, телевидения и других современных средств массовой коммуникации в трансляции музыкального искусства. Широкий международный обмен в области музыкального исполнительства.

Глобальные процессы в сфере музыкальной культуры. Взаимодействие различных национальных и региональных культур. Воздействие музыкальной культуры европейского типа на музыку различных регионов земного шара. Внеевропейские влияния на музыкальную жизнь Европы и Америки. Выступления азиатских и африканских музыкантов на европейской музыкальной сцене. Совместные акции европейских и внеевропейских музыкантов (И. Менухин и Рави Шанкар).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.