Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Исполнительский темп и ритм. Агогика, её исторические типы, роль агогики в построении музыкальной формы






Всеобщность ритмической организации в природе. Проявления ритма в человеческой жизнедеятельности и различных видах искусства.

Генезис музыкального ритма, его опора на движение (ходьба, бег, прыжки, танец) и пластику человеческого тела, дыхание, речевые и поэтические ритмы. Звуко-временная специфика музыкального ритма. Конструктивное и выразительное значение ритма, роль ритма в логической организации музыкального целого.

Тактометрическая организация музыкального времени в классической и романтической музыке. Равномерность и темп, метр и конкретные ритмические формы как различные уровни метроритмической организации. Конструктивное и выразительное значение ритма в музыке. Агогика (микроуровень в организации музыкального времени). Музыкальная архитектоника (макроуровень временной организации музыки). Различные исторические формы ритмической организации.

Роль ритма в различных национальных культурах, в музыке различных исторических эпох, в разных музыкальных жанрах. Национальная специфика ритма.

Выбор художественно обусловленных темпов, обеспечивающих рельефность музыкальных образов и возможность создания целостной художественной концепции. Выдерживание единого темпа как условие неизменности музыкального образа. Работа исполнителя над устойчивостью темпа. Темповая память. Художественная обоснованность темповых изменений и контрастов. Темповая драматургия музыкального произведения. Темповое крещендо и диминуендо. Роль темпа в создании расчлененности и слитности музыкальной формы.

Иерархичность музыкальной пульсации. Ее противоречие с мотивной структурой, фразировкой и пр. Агогичность тактовой системы (отклонения от избранного темпа внутри такта, в конце мотива, фразы, раздела формы). Инерционность и инициативность в области ритма. Освоение особых ритмических фигур и необычных форм деления времени, полиритмии. Овладение исполнителем переменными и непериодическими ритмами, сложными размерами, несимметричными ритмами и ритмами с добавленной длительностью О. Мессиана.

Стилистические нормы метроритмической организации. Новые явления в области ритма в музыке ХХ века и художественное овладение ими.

Работа над ритмом в условиях ансамблевого, хорового и оркестрового исполнительства.

Агогика как средство выразительности. Различение смены темпа и агогики. Агогика и Tempo rubato.

Определение агогики Х. Риманом и его понимание метрического акцента (тактовая ритмика). Агогика и интонация (смысловое выделение звуков). Агогика и членение музыкальной речи (остановки или ускорения на стыке музыкальных событий). Агогика и форма. Взаимосвязь агогики и динамики. Зависимость агогики от фактуры. Агогика в различных музыкальных жанрах и стилях. Агогика в вокальной музыке. Агогика в сольном, ансамблевом, хоровом и оркестром исполнении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.