Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к развивающей предметно-пространственной среде






Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной,

- безопасной.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем нужно руководствоваться при создании предметно-развивающей среды.

Множество методических рекомендаций направлено на демонстрацию частных примеров – как оформить ту или иную пространственную зону. Целостная модель образовательного пространства, как правило, не обсуждается.

Проблема моделированияинтерактивной предметно-развивающей среды подтверждает несомненную актуальность и востребованность темы в современном обществе в условиях введения ФГОС ДО.

В свете данного вопроса необходимо напомнить, что термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое, в свою очередь, в переводе означает «взаимодействие». Таким образом, предметно-пространственная среда должна быть не просто статично эстетична – она должна быть информационным объектом, с которым активно взаимодействуют все субъекты образовательного процесса, должна способствовать организации системно-деятельностного подхода к образовательному процессу в ДОУ и, конечно, содействовать обеспечению благоприятного психо-эмоционального климата в группе.

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды (в их иерархической последовательности), которые определены Стандартом, следующие: насыщенность в соответствие с возрастными возможностями детей и содержанием Программы, полифункциональность, трансформируемость, вариативность, доступность и безопасность.

Традиционное многофункциональное дробление пространства не отвечает современным требованиям стандарта. Дело в том, что нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны.

Так же и пространство группового помещения должно стать полифункциональным в каждой из его частей. Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона по необходимости могла вместить всех желающих.

Возможно разделить групповое помещение на три части: зона для спокойной, по преимуществу, деятельности (условно «спокойная» зона); зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (условно «активная» зона); «рабочая зона».

Все зоны можно обозначить смысловыми маркерами. Метками могут являться хранящиеся на границах зон материалы для разного рода активности. Материалы помещаются в удобные для переноса детьми емкости с яркими значками.

Примерная смысловая маркировка зон, их оборудование и материалы, на наш взгляд, могут выглядеть следующим образом.

Пространство рабочей зоны: это легкие столы на двоих, соединяющиеся в общий стол, или большой общий стол-трансформер, передвижная двусторонняя доска.

На собственных границах зоны(вдоль стен на стеллажах) располагаются материалы для продуктивной деятельности: изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы, может быть организована «Мастерская». Также здесь располагаются объекты для познавательно-исследовательской деятельности: материалы для экспериментирования, «Лаборатория юных Почемучек», возможна мультимедийная установка, ТСО.

В пространстве спокойной зоны может находиться небольшой ковер, легкая банкетка или диванчик, (желательно отделенный занавесью или ширмой от остального пространства, создающий уголок приватности,) один – два легких столика.

На собственных границах зоны: для восприятия художественной литературы – подборка художественных текстов по возрасту; для познавательно-исследовательской деятельности – книги познавательного характера, тематические альбомы, атласы, в том числе и «Зелёная лаборатория»; для игровой деятельности – настольные игры, атрибуты для ряжения или сюжетной режиссерской игры в соответствии с возрастом.

Активная зона. Это, прежде всего, свободное пространство зоны: возможен ковер, убирающийся по ситуации. На собственных границах зоны: напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты для сюжетной игры; крупные напольные конструкторы для продуктивной деятельности.

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий на цветике - семицветике «Мне интересно», распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Принцип активности, стабильности и динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования.

Принцип комплексирования предметного мира реализуется с помощью модульного оборудования, которое пока ещё в малом количестве. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками и т. д., предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

По принципу сочетания привычных и неординарных элементов используются в интерьере групп произведения искусства, включение эффектных зрелищ (картина с водопадом, подсветкой и пением птиц, бра, музыка ветра и т. д.).

Принцип активности располагает использовать активный фон в горизонтальных (воздушный змей на потолке для гимнастики глаз, классы на полу) и вертикальных плоскостях (познавательная стена и т. д.)

Принцип учёта половых и возрастных особенностей наблюдается в обеспечении полной изоляции мальчиков и девочек в туалетной комнате, обеспечению равноценными по значению игрушками.

Рассмотрим подвижные границы между зонами.

Между спокойной и активной зонами крупными универсальными игровыми маркерами пространства могут быть разнообразные легко перемещаемые ширмы высотой до 50 см, объемные напольные модули.

Между активной и рабочей зонами могут располагаться перемещаемые стеллажи с лёгким оборудованием для подвижных игр с правилами, материалами для исследовательской и свободной продуктивной деятельности.

Примерно такой представляется нам модель интерактивной предметно-развивающей среды группового помещения, адекватная специфике и общей структуре образовательного процесса в дошкольном возрасте, отвечающая, прежде всего, принципам полифункциональности и трансформируемости.

Данная конструкция среды группового помещения может быть конкретизирована воспитателем в соответствии с возможностями детского сада (имеющейся площади, характера оборудования) и особенностями своей группы детей (возраста, гендерного состава, уровня развития).

Нельзя ориентироваться на какой-либо один жесткий стандарт. Воспитатель должен стать реальным проектировщиком-дизайнером, формируя предметно-пространственную среду в единстве её функциональных и эстетических качеств.

Инфозоны получают все большее распространение в различных образовательных учреждениях, поскольку создают новые возможности в решении широкого спектра организационных и педагогических задач.

Инфозоны получают все большее распространение в различных сферах как замена обычных досок объявлений. Эта их функция востребована и в образовании - благодаря использованию инфозон снижается административная нагрузка.

В инфозоне автоматически транслируются расписание, объявления, информация о школе, о важных событиях, прошедших и предстоящих мероприятиях.

Но возможности инфозоны не ограничиваются демонстрацией простых объявлений. Инфозона позволяет демонстрировать самые разные типы контента – видео, фотографии и другие изображения, снабженные текстовыми пояснениями. Инфозона, благодаря современной форме подачи информации и разнообразию показываемых материалов, неизбежно привлекает внимание учащихся. Благодаря этому инфозоны в школах уже используются не только и не столько для информирования обучающихся, сколько для решения педагогических задач. В первую очередь это касается задач, направленных на достижение учащимися личностных результатов, предусмотренных стандартами ФГОС.

Таким образом, большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде.

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

В образовательное пространство и постоянного совершенствования системы образования значительное внимание ученых и педагогов-практиков уделяется проблеме создания эффективной образовательной среды учебных заведений. В системе высшего образования ведется поиск оптимальных путей повышения качества образовательных услуг, апробации и внедрения инновационных педагогических систем, модернизации содержания образования и формирования специалиста, отвечающего требованиям рынка труда. Особенное внимание в нынешнее время уделяется профессиональной подготовке будущих учителей, что обусловлено необходимостью формирования их готовности к внедрению нового Государственного стандарта начального общего образования. Поэтому возникает необходимость целенаправленного, осознанного проектирования образовательной среды профессиональной подготовки данных специалистов.

Проектирование произодственной среды с помощью программы Planoplan. 3D-планировщик помещений " Планоплан" (https://planoplan.com/). Планоплан – это бесплатная программа для создания дизайна помещений, в каталоге Планоплана более 500 предметов интерьера. Каждый можно масштабировать и перекрашивать, изменять ширину и оттенок покрытия, задавать глянцевую или матовую поверхность.

Можно совершить виртуальную прогулку по зданию, 4 вида экспорта:
-план

-вид сверху

-три четверти

-виджет

Новый графический редактор “Планоплан” позволяет самостоятельно создать планировку, расставить мебель, изменить текстуру и выбрать подходящий цвет в режиме реального времени.
Обработка данных производится на наших высокопроизводительных серверах, что позволяет всего за пару минут получить реалистичные 3D-изображения интерьеров.
Для использования планировщика интерьера и графического онлайн-редактора необходим стандартный браузер с действующим плагином Unity3D. При первом открытии программы автоматически предлагается установить модуль с официального сайта Unity.

Planoplan / Планоплан© — on-line сервис работающий по freemium-модели, 3D-планировщик помещений и интерьера с рендерингомвысококачественных изображений на серверной стороне. По созданному помещению можно передвигаться в нескольких режимах: 3D прогулки, виртуального тура, виртуальной реальности (поддерживается шлем OculusRift). Планировщик разработан на платформе Unity(игровой движок).

Сервис предназначен для построения 3D-моделей объектов, позволяет в on-line режиме создавать планировки, расставлять мебель, изменять конфигурацию объектов и помещений, подбирать и менять отделочные материалы, текстуры, цвета, получая в результате фотореалистичные изображения высокого качества. В сервисе так же реализована автоматизированная система подсчета количества использованных при создании проекта материалов и мебели.

Обращаясь к проблеме проектирования образовательной среды, В. А. Ясвин подчеркивает, что метод научного проектирования основан на разработке сценариев предстоящих действий и предлагает следующий алгоритм проектирования образовательной среды:

1. Определение образовательной идеологии (модальности образовательной среды) и стратегии ее реализации.

2. Определение конкретно-содержательных целей и задач предполагаемого образовательного процесса в данной среде в контексте предметно-деятельностного приспособления учащихся, обеспечения их функциональной грамотности и личностного роста.

3. Разработка проекта соответствующего содержания образовательного процесса с учетом иерархического комплекса потребностей всех его субъектов.

4. Разработка проекта соответствующей технологической организации образовательной среды на основе организации деятельности, стимулов, взаимодействий.

5. Разработка проекта пространственно-предметной организации образовательной среды, который соответствует принципам организации комплексной и гетерогенной образовательной среды; ориентации на актуализирующий потенциал образовательной среды; организации персонально адекватной образовательной среды; принципу развития партнерских взаимодействий; развитию коллективности (содействия).

6. Разработка проекта социальной организации образовательной среды, который обеспечивает взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов; преобладание у них позитивного настроения; авторитетность педагогов; участие всех субъектов в управлении и образовательном процессе; их сплоченность и сознательность; продуктивность взаимодействия.

7. Проведение экспертизы разработанного проекта образовательной среды. Экспертиза в отличие от диагностики ориентируется не на применение жестких методик, позволяющих получить предельно объективированные результаты, а на субъективное мнение экспертов, обусловленное их профессиональной интуицией. Экспертиза учебно-воспитательного учреждения предполагает традиционный анализ формальных результатов образования и динамики развития учащихся, а также инновационный анализ психолого-педагогической организации образовательной среды, который и разрабатывается автором.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.