Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация службы охраны труда на предприятии






 

Согласно статьи 20 «Служба охраны труда (специалист по охране труда)» Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (с изм. и доп.) для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью.

Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

Служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю. Служба охраны труда (специалист по охране труда) организует работу по охране труда в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране труда», иными актами законодательства.

Специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исключение из структуры организации службы охраны труда, сокращение должности специалиста по охране труда допускаются только в случаях реорганизации (ликвидации) организации, сокращения численности или штата работников.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 г. № 98 утверждено Типовое положение о службе охраны труда организации, определяющее ее основные задачи и функции, на основе которого в организациях разрабатывается положение о службе охраны труда, учитывающее специфику и характер деятельности организации.

Основными задачами службы охраны труда являются:

· организация работы по охране труда;

· осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Служба охраны труда вправе вносить предложения руководителю организации о поощрении и материальном стимулировании работников за соблюдение требований по охране труда.

Согласно статьи 21 «Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда)» Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (с изм. и доп.) работники службы охраны труда (специалист по охране труда) в соответствии со своими полномочиями имеют право:

· проводить проверки состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;

· запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда;

· выдавать должностным лицам нанимателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда;

· приостанавливать (запрещать) в установленном законодательством порядке эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих, до их устранения;

· организовывать и проводить информационно-разъяснительную работу с работниками по вопросам охраны труда;

· вносить предложения нанимателю по улучшению условий и охраны труда работников, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Предписание работника службы охраны труда (специалиста по охране труда) может быть отменено руководителем службы охраны труда либо руководителем организации в письменной форме с указанием обоснованных причин.

Так же, на предприятиях согласно статьи 22 «Услуги в области охраны труда» Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (с изм. и доп.) могут использовать услуги в области охраны труда, которые оказываются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем.

К услугам в области охраны труда относятся:

· осуществление функций специалиста по охране труда;

· проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Договор об оказании услуг в области охраны труда должен содержать конкретный перечень услуг, которые обязуется оказать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).

Аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда осуществляется в целях подтверждения компетентности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в сфере оказания услуг в области охраны труда.

Порядок аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, включающий порядок ведения реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, осуществления контроля за соблюдением ими условий аккредитации, приостановления или аннулирования аккредитации, утверждается Правительством Республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2014 г. №28 «Об утверждении инструкции о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда и внесении дополнения в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. №156).

 

 

Планирование работы и финансирование мероприятий по охране труда

Планирование мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению травматизма и заболеваемости на производстве является одной из функций управления охраной труда в организации и осуществляется в соответствии с Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. №111 «Об утверждении инструкции о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда». Постановлением предусмотрены содержание и этапы этой работы, а также порядок оформления и утверждения соответствующих документов.

Инструкция определяет порядок планирования и разработки нанимателями мероприятий по охране труда (далее - мероприятия).

Организационные, технические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические и иные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности работающих при эксплуатации территории, зданий (помещений, сооружений), оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, обеспечение на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда, их улучшение, обеспечение до установленных норм санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами, включаются в план мероприятий по охране труда (далее - План).

В плане помимо наименования мероприятий указываются:

· сроки выполнения мероприятий;

· стоимость выполнения мероприятий;

· ответственные лица за выполнение мероприятий;

· ожидаемая социальная эффективность мероприятий (количество работников, условия труда которых планируется улучшить, количество работников, условия труда которых планируется привести в соответствие с требованиями санитарно- гигиенических нормативов).

Планирование мероприятий осуществляется на год. Планирование мероприятий, которые требуют значительных финансовых затрат и длительного периода времени на их выполнение, может осуществляться на срок 2-3 года.

Мероприятия, включаемые в план, разрабатываются нанимателем или уполномоченным им должностным лицом с участием комиссии по охране труда (если такая комиссия в установленном порядке создана в организации) или работниками структурных подразделений, определяемых приказом нанимателя, с участием профессионального союза, а при его отсутствии - уполномоченных лиц по охране труда работников организации.

При планировании и разработке мероприятий предусматривается решение следующих основных задач:

· устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

· обеспечение в соответствии с установленными нормами санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми средствами и устройствами;

· обучение по вопросам охраны труда;

· информационное обеспечение деятельности по охране труда;

· внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда.

Планирование и разработка мероприятий осуществляются на основе требований актов законодательства в сфере - охраны труда, а также на основе анализа:

· причин производственного травматизма, профессиональной заболеваемости;

· результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;

· результатов проведенной идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

· обеспеченности работников и рабочих мест необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты;

· обеспеченности работников смывающими и обезвреживающими средствами;

· результатов технических осмотров, освидетельствований, испытаний, экспертизы технического состояния зданий (помещений), оборудования и т.д.;

· требований (предписаний) контролирующих (надзорных) органов об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, предписаний об устранении нарушений требований по охране труда, выданных работниками службы охраны труда (специалистами по охране труда), представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, коллективного договора (соглашения), выданных техническими инспекторами труда профсоюзов при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства об охране труда, рекомендаций по устранению выявленных нарушений требований по охране труда, коллективного договора (соглашения), выданных общественными инспекторами по охране труда профсоюзов, другими уполномоченными представителями профсоюзов при осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок: предложений структурных подразделений организации.

Согласно статьи 31 «Финансирование мероприятий по улучшению условий труда и охраны труда» Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (с изм. и доп.) финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств работодателей, а также средств республиканского и местных бюджетов в рамках реализации республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, иных источников, не запрещенных законодательством.

Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

На предприятии согласно статьи 24 «Комиссия по охране труда» Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (с изм. и доп.) по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. №114 «Об утверждении типового положения о комиссии по охране труда» определяется порядок создания и деятельности комиссии по охране труда.

Комиссия по охране труда осуществляет следующие функции:

· участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

· принимает участие в проведении проверок состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда на рабочих местах, а также в информировании работников о результатах проведения таких проверок;

· осуществляет иные функции, относящиеся к ее компетенции в соответствии с законодательством.

Комиссия по охране труда имеет право:

· принимать решения, необходимые для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда, которые носят рекомендательный характер;

· проводить анализ соответствия законодательству об охране труда принимаемых локальных нормативных правовых актов по охране труда (в том числе регламентирующих осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации), эффективности принятых мер по устранению причин несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний (на основе документов по расследованию таких происшествий);

· рассматривать на заседаниях результаты проведенных мероприятий по охране труда, в том числе результаты проверок состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда на рабочих местах;

· заслушивать на заседаниях информацию должностных лиц организации о фактах возникновения угрозы жизни или здоровью работающих, о проводимой работе по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также информацию представителей профсоюза об организации общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и результатах его проведения;

· запрашивать и получать от представителей сторон информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления деятельности комиссии;

· вносить предложения по совершенствованию работы по охране труда и другим вопросам, отнесенным к компетенции комиссии.

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы на календарный год, утверждаемым на заседании комиссии.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза шесть месяцев.

Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и ее членами, присутствующими на заседании. Член комиссии в случае несогласия с ее решением имеет право при подписании протокола изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к решению.

Решение комиссии может служить основанием для издания приказа нанимателя об исполнении этого решения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.